Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Эн­гельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для вза­имного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовой.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Цель работы – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников для детей с ограниченными  возможностями в Челябинской  области, выявив характерные особенности  данного вида работы.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) определить сущность и понятие  детского праздника, выявить его  значение для культурно образовательного  развития детей;

2) проанализировать опыт работы  по подготовке, организации и  проведению праздников для детей с ограниченными возможностями на примере Челябинской области;

Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура  работы, которая включает в себя введение, две главы, и заключение.

Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:

1) изучение, обработка и систематизация  теоретического и практического  материала;

2) эмпирические наблюдения, анализ  сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные  умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

В качестве теоретической  основы изучения в работе применялись  труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению всемирной сети Интернет. Это работы Белинской Е., Жичкиной А., Дудник С.И., Петровой Н.П., Горявского Ю., Мэтта Гоффа и других. В книгах этих авторов анализируется интернет-коммуникация, а также большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.). При подготовке работы были использованы теоретические, практические и аналитические материалы интернет-ресурсов, а также материалом для исследования послужили тексты форумных и ICQ-сообщений.

Краткий терминологический  словарь:

Детский праздник - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга.

Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый  ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся  личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Игра – вид  деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Праздник - особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение  к наиболее значимым общественным и  экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение  в символических атрибутах и формах поведения.

Репродуктивная  деятельность – деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами.

Социализация - становление  личности - процесс усвоения индивидом  образцов поведения, психологических  установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социальная адаптация - приспособления, освоения, как правило  активного, личностью или группой  новых для нее социальных условий  или социальной среды.

Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто  качественно новое, никогда ранее  не существовавшее. 

 

ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 

 

1.1. Понятие и сущность детского  праздника 

 

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных установок (Гужова И.В. праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Автореферат). Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения (Леонтьева С. Детский новогодний праздник: сценарий и миф).

Термин «праздник» также часто употребляется для  характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство  приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего  развития ребенка. В любом празднике  присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. То есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия  и согласие со всеми обязательными  и условными правилами досуговой  деятельности того или иного  праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных  сюжетов, ролей, положений, поведения  праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных  народных традиций, вбирающих в  себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов  принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 28.).

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего  стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как  мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника  как любого вида духовного бытия  человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с  которыми сталкивается ребенок в  процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс (Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 29.).

Таким образом, праздник обусловлен не только деятельностью, но и всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать.

Эффективность праздника обусловлена  взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена (Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008. С. 75.). Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника  активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень  сотрудничества и выражается в изменении  их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей  и взрослых в организации детского праздника определяется как система  коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей (Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. С. 66.).

Понимание детского праздника, как  сложной системы различных субъективно-объективных  и личностно-общественных отношений  и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет  выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Уже в первые годы жизни у ребенка  складываются предпосылки для овладения  простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация (Социальная педагогика: курс лекций / Под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 34.):

- репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

- продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых  целей и соответствующих им  средств или достижение известных  целей с помощью новых средств.

Анализ данной классификации позволяет  говорить, что деятельность- это  активная форма отношения к объекту.

Творческая деятельность – это  деятельность человека, в ходе которой  он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью  внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Информация о работе Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры