Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Эн­гельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для вза­имного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовой.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем (Социальная педагогика: курс лекций / Под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. С. 41.).

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен  и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике  для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная  деятельность, в процессе которой  развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к  празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение, как  особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача– создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в  едином процессе общения  можно условно  выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и  взаимовосприятие. Знание закономерностей  общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.  

 

1.2. Классификация современного детского праздника 

 

Массовой практике присуще большое  разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых  постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей (Лебедева О.А. Общешкольные праздники  и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008. С. 16.):

- церковные праздники,  главными из которых  являются Рождество  и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые  праздники - Новый  год, Масленица  (проводы зимы), праздник  Ивана Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые  праздники (день  учителя и т.д.);

- гражданско-личностные  праздники, или  семейные (свадьба,  день рождения, юбилей  и т.д.)

- спортивные  праздники;

- праздники для  детей;

- мемориальные  праздники, связанные  с жизнью и творчеством  великих русских  поэтов и писателей,  художников и композиторов;

- юбилейные праздники  городов (День  города), областей  и республик.

Праздники для  детей также условно можно разделить на тематические и календарные. Календарными, например, будут являться 8 Марта или Новый Год, а тематическими Праздник осени или До свиданья, детский сад и День знаний.

Рассмотрим, из чего состоит и какие  функции при этом выполняет тот или иной вид праздника.

Праздник осени. Проводится обычно в  октябре месяце. Это  праздник прощания с  летом. Поскольку  этот праздник является первым в учебном  году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в  прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры. Он воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и окружающей среде. Аналогичный праздник День знаний формирует у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности.

Новый Год. Детей  традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод  вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый  Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки. Этот праздник участвует в формировании у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих  мам, бабушек, учителей и воспитателей с  праздником. На занятиях изобразительной  деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним. Так праздник8 Марта воспитывает в детях чувство уважения и благодарности к маме и близким женщинам.

Почти у каждого  календарного праздника  – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник –  тогда праздник, когда  привлекает его участников к творческому  взаимодействию, развивает  в них желание  и умение неформально  общаться, создавать  художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального  и локального характера. Конечно, праздники  как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Детские праздники  – комплексная  синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью  в сфере культурного  наполнения свободного времени детей, иначе  говоря, в сфере  досуга. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.

В процессе подготовки и проведения праздника  используются разнообразные  виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Массовой практике присуще большое  разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых  постоянно растет. 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 

 

2.1. Особенности технологии  организации праздников  для детей с  ограниченными возможностями 

 

Одной из актуальных социально-экономических  и демографических  проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

- создать условия,  которые позволят  каждому ребенку  с когнитивными  нарушениями реализовать  себя, помогут  стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

- помочь окружающим- педагогам, членам  семьи, соседям  школьникам –  принимать, уважать  детей с когнитивными  нарушениями, доброжелательно  относиться к ним,  ценить их возможности  и способности (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002. С. 45).

Эти основные задачи можно разделять  на более частные (Седова М.Ю. Роль праздника  в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством –  важнейшая составляющая коррекционно-развивающей  работы. СПб, 2008. С. 25.):

1. Помощь в  решении проблем  полноценного социального  функционирования, способствующая  овладению комплексом  социальных ролей,  норм и правил  поведения (социально-бытовая  адаптация).

2. Максимальное  вовлечение ребенка  в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).

3. Формирование  и удовлетворение  культурных запросов  детей с проблемами в развитии, расширении зоны их творческих возможностей, круга интересов.

4. Оказание эмоциональной  и психологической  поддержки ребенку  с когнитивными  нарушениями, активизация  его жизненных  сил.

5. Помощь в  определении возможностей  и способностей ребенка.

6. Информационная  помощь.

7. Изменение негативных  установок здоровых  людей по отношению  к детям с ограниченными  возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения праздника требует  особого подхода  к его организации.

Подготовка и проведение праздника для детей с ограниченными физическими возможностями – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Рассмотрим сначала  общие особенности  организации детских  праздников, а затем  выделим специфику  организации праздников конкретно для детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие  этапы работы над  праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное  планирование.

II этап – работа  над сценарием.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение  праздника.

VI этап – подведение  итогов.

VII этап – последействие  праздника.

I. В организации,  занимающейся проведением  праздников для  детей (это может  быть школа, интернат, какая-либо социальная организация) в начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором  этапе начинается  непосредственная  подготовка к празднику.  На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий  готов, детям рассказывается  о предстоящем  празднике, объясняется  что это за праздник  и чему он посвящен. Если этот праздник  уже отмечался  в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто  будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что  будут делать сами дети. На данном этапе  дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения  целей и задач  начинается непосредственная  работа по разучиванию  стихов, песен, постановки  танцев, оформлению  зала, уличных площадок, парков и т.  д, изготовлению  аксессуаров к  костюмам. На данном  этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Информация о работе Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры