Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Эн­гельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для вза­имного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовой.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Еще одним ярким  праздничным календарным  мероприятием стало  проведение в 2009 году праздника Яблочный Спас для детей  с ограниченными  возможностями в  Челябинском зоопарке. На мероприятие было приглашено около ста детей-инвалидов. Сценарий праздника включал в себя концертную программу с участием городских танцевальных и вокальных групп, катание ребят на паровозике и на лошадях, проведение экскурсии по зоопарку.

Таким образом, мы видим, что проведение праздников для детей с ограниченными возможностями стало традиционным для Челябинска и области. Главная цель таких мероприятий - привлечение внимания государственных и общественных организаций, благотворительных фондов к проблеме всестороннего развития детей-инвалидов, а также социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в обществе.

Помимо вышеперечисленных  мероприятий в  области ежегодно проводятся и многие другие:

- благотворительная  Рождественская елка,

- День защиты  детей с подарками  и угощением;

- участие детей-инвалидов в выставке рисунков, посвященных Пасхе, которая проходит в городском Выставочном зале;

- в День города  фестиваль творчества  детей-инвалидов  «Я – лидер»;

- праздники Масленицы  и Пасхи, организуемые  самими родителями;

- поездки в  реабилитационные центры в городах Троицк, Видное, Москва, для ознакомления с их деятельностью;

- городская спартакиада,  провимая совместно  со спортклубом  инвалидов «Корсар».

Заметную помощь в медико-социальной реабилитации детей  оказывают занятия  иппотерапией и плавание в одном из городских бассейнов.

Как видим, праздничные  мероприятия, проводимые для детей с  ограниченными возможностями  в Челябинске и  Челябинской области, отвечают всем требованиям  к организации  подобного рода праздников.

Все рассматриваемые  примеры отличаются тщательной подготовкой мероприятий, в них задействован широкий круг лиц, призванный обеспечивать грамотное проведение праздника. Праздничные мероприятия для детей-инвалидов объединены общей целью – дать возможность «особым» детям возможности для самореализации, развитие в них творческого начала, восполнение недостатка в общении как друг с другом, так и с миром здоровых детей (практика интегрированных спортивных мероприятий).

Праздники для  детей с ограниченными  возможностями, проводимые в Челябинске, принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники.

Недостатком проведения данных мероприятий  в регионе является их несовершенная  техническая оснащенность. Не во всех залах, арендуемых для проведения подобных праздников, есть, например, специализированные туалеты или пандусы. Но это компенсируется главным плюсом организации и проведения подобных праздников – они дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Праздник –  важная часть жизни  ребенка. Это радостное  событие, которое  позволяет ребенку  отдохнуть, развлечься и вместе с тем  духовно обогащает  его, побуждает к  творчеству. Но праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, как  синтез искусств, включает в себя различные  виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение  опыта работы позволяет  нам сделать вывод  о том, что на всех этапах подготовки и  проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой  практике присуще  большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.

Праздник  играет огромную роль для социальной адаптации  детей с ограниченными  возможностями. Подготовка и проведение таких  праздников – долгая, кропотливая и  сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Основные  этапы подготовки праздников для детей  с ограниченными  возможностями совпадают  с подготовкой  обычных детских  праздников, но имеют  и ряд специфических  особенностей. Мы рассмотрели  их на примерах проведения праздничных мероприятий  для детей-инвалидов в Челябинской области.

Праздники для детей с  ограниченными возможностями, проводимые в Челябинске, принимают самую  разную форму –  это и специальные  спортивные мероприятия, и творческие фестивали  и конкурсы, и стандартные  тематические и календарные  праздники. Но самое главное, что все они дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду подобным образом помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

 

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 2006.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002.
  3. Гужова И.В. праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
  4. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  5. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками. // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СПб: Научный центр проблем диалога, 2003.
  6. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
  7. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания детей. / Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СПб, 2007.
  8. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008.
  9. Леонтьева С. Детский новогодний праздник: сценарий и миф
  10. Методика музыкального воспитания детей. / Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 2006.
  11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Просвещение, 2007.
  12. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. // Никитина М.И., Панин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников. СПб, 2006.
  13. Общая психология детей. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 2006.
  14. Паклина Т.Н. Речевые праздники в школе. // Коррекционная направленность обучения и воспитания. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СПб, 2007.
  15. Рязанова Д.В. Социальная адаптация школьника. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1995.
  16. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
  17. Социальная педагогика: курс лекций / Под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  18. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. «Академия» М., 2003.
  19. Социально- гуманитарные знания. Н.Н. Иванова. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. 2003, 4.
  20. Социальное обеспечение. З. Масальская. «Реабилитация дезадаптированных детей». №8. 2005.
  21. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

Выполнил студент 5 курса IV группы

факультета коррекционной педагогики

Жук Михаил Викторович

 

Научный руководитель

Доцент, канд. пед. наук

Кораблёва Любовь Витальевна

 

 

Санкт-Петербург

1999

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.        3

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.        5

1.1. Праздник –  синтез искусств.        5

1.2. Деятельность  в контексте праздника.        7

1.3. Классификация  праздников.         14

1.4. Влияние праздников  на формирование и развитие  психических процессов детей с нарушениями слуха.         17

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ  ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА         21

2.1. Этапы работы.        21

2.2. Особенности  подготовки праздника.        24

2.2.1. Речевая деятельность.        24

2.2.2. Музыкальная деятельность.        27

2.2.3. Изобразительная деятельность.        30

2.3. Особенности проведения праздников  в детском саду для детей  с нарушенным слухом.        34

ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ САДОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ.        36

3.1. Сравнительный анализ организации  праздников в детских садах  №1 для глухих детей и №60 для слабослышащих.        36

3.2. Методические рекомендации.         42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.         44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        46

Приложение № 1. Сценарий праздника Восьмое Марта в детском саду  №1 для глухих детей.        48

Приложение № 2. Сценарий праздника  Восьмое Марта в детском саду №60 для слабослышащих детей.        53

 

ВВЕДЕНИЕ.

Детский праздник - важная часть жизни  ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Но это в массовом детском саду. А в детском саду для детей с нарушенным слухом – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития и обучения детей с нарушенным слухом. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. 

 Несмотря на то, что праздник  в практике работы детских  садов рассматривается как важнейшее  средство реализации задач развития, обучения и воспитания детей, подготовка праздника и его организация освещены в литературе недостаточно.  В сурдопедагогике можно отметить только работы учителей-практиков школы №33, выпустивших сборник статей, посвященных творческой деятельности школьников и организации различных  видов праздников в школе для слабослышащих детей. В дошкольной сурдопедагогике такого опыта нет. Отсутствием литературы по исследуемой проблеме, а также той значимой ролью, которую играет праздник в жизни детей и определяется актуальность исследуемой проблемы.

Объект нашего исследования – воспитание детей с недостатками слуха. Предмет  – процесс подготовки и организации  праздников в детском саду с недостатками слуха.

Цель – обобщить педагогический опыт работы по проведению и подготовке праздников в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушенным слухом, выявив характерные особенности данного вида работы.

Цель определила следующие задачи:

  • Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
  • Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников (детский сад №60 и детский сад №1);
  • Выявить значение праздников для развития детей с недостатками слуха;
  • Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников;
  • Обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести сравнительный анализ праздников (детский сад №60 и детский сад №1).

Предполагается использовать следующие  методы исследования:

  • Анализ литературы по проблеме;
  • Наблюдение за процессом проведения праздника;
  • Беседы с педагогами;
  • Изучение и анализ материалов видеотеки детского сада №1.

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДУЕМОЙ

ПРОБЛЕМЫ.

 

1.1. Праздник – синтез искусств.

Впечатления раннего  детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство  могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Информация о работе Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры