Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:36, контрольная работа
Вопросы актерского и режиссерского мастерства, особенно в области сценической формы, мало разработаны в театроведческой литературе. А между тем театр, с каждым днем приобретая все большее значение в духовной жизни народа, развивается широко и многообразно. И сегодня проблемы театральной выразительности оказываются неразрывно связанными с вопросами правильного идейного решения спектакля.
1. Введение
2.Мизансцена – язык режиссера
2.1.Предистория театральной мизансцены. Поиски в области мизансценирования Гюго, Лессинга, Гете и др. Периоды разводки, сочинения мизансцены.
2.2.Физическое действие мизансцены. Процесс рождения мизансцены, связанный с методом физических действий Станиславского.
2.3.Событие, выраженное в мизансцене.
2.4.Функции мизансцены.
3.Мизансцена и режиссерский замысел.
3.1.Зерно авторского замысла.
3.2. Формирование зрительского образа.
3.3.Работа с художником .
4.Организация пространства в процессе мизансценирования.
5.Классификация мизансцен.
6.Специфические особенности мизансценирования в режиссуре театрализованных представлений и праздников.
6.1.Мизансценированние в режиссуре эстрады.
6.2.Мизансценирование в режиссуре праздника на открытом воздухе.
6.3.Мизансценирование в художественно-спортивных представлениях на стадионе.
7. Заключение
8. Список использованной литературы
9. Практическая часть контрольной работы.
«Режиссер должен при создании мизансцены – пишет Станиславский, –видеть ее внутренним глазом из зрительного зала и чувствовать ее со сцены, т.е. должен прожить ее и как зритель, и как актер»1.
Мизансцены хранят идейное решение спектакля. Мизансцена обязана быть проводником идеи спектакля. «Все для них. В них смысл творчества и всей системы», - говорил Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии. Все! В том числе и мизансцена. Первый критерий отбора мизансцены, первое и главное свидетельство ее выразительности – верность идее произведения.
3.2. Формирование зрительского образа.
Уже с того момента как режиссер берет впервые в руки пьесу в его сознании начинают мелькать мизансцены. В его воображении витает главная мизансцена, возникает пластическая мелодия спектакля, определенная идейным замыслом постановщика. Мизансценическая мелодия спектакля требует своего выявления в определенной среде и пространстве.
Образ спектакля – вот слагаемое режиссерского замысла, связанное с мизансценическим решением. Когда в воображении режиссера формируется образ спектакля, идейные и стилевые принципы перелагаются на пластический язык.
Та жизненная
среда, где могли бы существовать
герои любой пьесы в
На первом этапе формирования зрительского образа спектакля устанавливаются те элементы среды, которые влияют на мизансцену. Потом под этим «влиянием» возникает основной пластический мотив, главная мелодия мизансцен.
Вторая зона проверки– организация сценического пространства, окончательное выяснение планировки. На игровую площадку допускается лишь то, что подчиняется интересам действия, интересам будущих мизансцен, их основной мелодии.
С. Эйзенштейн советовал
не устанавливать заранее
Зоны действия превращаются в опорные точки будущих мизансцен. Не просто участки пространства, а уголки, столы, стулья, окна, двери, те элементы среды, вокруг которых конструируются мизансцены.
Третья зона проверки– редакционные поправки планировки . нужно обеспечить видимость мизансцен для зрителей, наибольшую степень их выразительности. Планировка должна быть композиционно организована.
Основные этапы формирования зрительского образа:
1.Определение сверхзадачи (идеи, во имя которой ставиться спектакль) и сквозного действия.
2.Принцыпы стилевого и жанрового решения.
3.Нахождение образа спектакля.
4.Реальная среда
сгущается и превращается в
сценическую, среда «
5.Рождение «пластического мотива».
6.Организация пространства (драматургическая планировка действия).
7.Действенный анализ пьесы. Зоны действия.
8.Еще более подробный анализ. В макете появились опорные точки.
9.Планировка редактируется.
Каждый последующий этап как бы поглощает предыдущий и несет эстафету режиссерского замысла дальше.
3.3.Работа с художником .
Вплоть до начала XX века в художественном оформлении спектакля преобладал павильонный принцип. На сцене выстраивался подробный интерьер с потолком, стенами. Между картинами опускался и поднимался (а с возникновением Художественного театра — раскрывался в стороны) занавес, а зритель терпеливо ждал, когда вместо одной полной декорации будет поставлена другая.
С первого десятилетия XX века театр постепенно приучает зрителя к условной декорации. Занавес стал функциональным моментом, так же как любой другой элемент техники сцены. Новым завоеванием времени стала совмещенная декорация. Он состоит в совмещении на сцене одновременно всех мест действия. С ним пришла большая облегченность решений и новый вид образной условности. Чем более он внедрялся, тем стремительнее шли художники от формального совмещения к единому образу всего зрелища.
Режиссер и художник стали сотворцами решения спектакля.
Первой предпосылкой успеха союза режиссера и художника является то, что режиссер обязан знать, чего он хочет. Незачем придумывать за художника все, но задание, особенно если это первая встреча в работе, режиссер должен сформулировать конкретно. Это задание должно касаться всего — постановочного принципа, общего решения пространства, возможной цветовой гаммы, допустимых фактур.
Но нельзя превращать художника в безропотного исполнителя своей воли. Нельзя лишать его права вместе с режиссером компоновать пространство, искать технический принцип или даже идти впереди, например, в цветовом решении спектакля.
Сцену сравнивают с чистым листом бумаги. У хорошего рисовальщика собственный цвет бумаги не выглядит грунтом изображения, но, соседствуя с другими тонами, выступает как самостоятельная краска. То же относится и к сценическому пространству, не занятому декорацией. За редкими исключениями, на сцене должно быть просторно. Особенно если декорация дается на целый акт или на весь спектакль. Прежде всего, следует заботиться о свободе просцениума и первого плана. Ведь каждый участок этого пространства плодороден, красноречив.
Далее — встает вопрос соотношения величин и размеров.
Все, что больше человека, чаще всего определяется как большое. То, что меньше его,— маленькое. Все, что громче человеческого голоса,— скорее громко. Все, что тише,— скорее тихо. Вот почему на сцене редко красивы, например, маленькие домики, по пояс человеку (если, конечно, это не страна лилипутов), вот почему фонограмма, которая во много раз громче человеческого голоса, порой болезненно раздражает наш слух.
Чтобы будущие мизансцены обещали стать естественными, все в декорации должно быть соразмерено с человеком. Конечно, это в первую очередь задача художника. Но художник не настолько вплотную соприкасается с человеческим материалом, как режиссер. Потому, принимая работу художника, режиссер должен оценивать все и с точки зрения этого критерия.
Размер и высота окон, дверей, стульев, столов — все это должно быть, во-первых, удобно актеру, органически сливаться с ним, во-вторых, отвечать художественной задаче: в одном случае подчеркивать значительность человека рядом с этими предметами, в другом — значительность обстановки, в которой находится человек.
Что касается акустики, то и об этом нужно думать режиссеру с художником с самого начала. Иногда элементы декорации используются как акустические отражатели на определенных планах. Однако и при работе в самых благополучных условиях режиссеру необходимо проверять, не таит ли в себе макет недочетов с точки зрения и акустики, и обозреваемости.
4.Организация пространства в процессе мизансценирования.
На первом этапе формирования зрительского образа устанавливаются те элементы среды, которые влияют на мизансцену. Пространственное решение предполагает проверку реального места действия и его переложения для театра. На игровую площадку допускается лишь то, что подчиняется интересам действия, интересам будущих мизансцен, их основной мелодии.
«… Когда вы начинаете планировку, то не устанавливайте е заранее незыблемых стен и закрепленной на месте мебели. Нужно представить себе только общие контуры помещения и по ходу работы уже достраивать их. Этот процесс создания места и среды действия должен быть двусторонним: тем, что вы принципиально закрепляете в конфигурацию декораций, в известной мере определяется действие и его композиция, но само действие в свою очередь определяет форму декораций и в некоторых случаях сильно видоизменяет их первоначальный облик»2.
Дальше – внимательный разбор содержания всей пьесы, актов, эпизодов, действенный их анализ. И тогда….
«… Вы всегда должны сначала спланировать себе общую композицию события, четко определить линию развития действия. Вместе с этим следует примерно прикинуть где, и на какой площади – зоне действия – играется каждый кусок. Разделение между сюжетными кусками должно быть дано и пространственно: каждый кусок действия должен иметь свое определенное место, на котором он будет развиваться»3.
Такое пространственное размещение событий называется «драматургической планировкой действия». Зоны действия превращаются в макет, в опорные точки будущих мизансцен. Не просто участки пространства, не просто «строительные площадки», а уголки, столы, стулья, этажерки, окна, двери, словом, те элементы среды, вокруг которых конструируются мизансцены.
Опорные точки могут быть расположены так, чтобы стихийное импровизационное действие актеров само собой превращалось в точный рисунок предугаданных режиссером мизансцен. Теперь планировка будет подвергнута еще одному, последнему испытанию. В нее будут внесены последние поправки, нужно обеспечить видимость мизансцен для зрителей, их хорошую «просматриваемость», наибольшую степень их выразительности. Планировка должна быть композиционно организована. Планировка, подвергнутая придирчивому обследованию и осмотру со всех сторон, приобретает свой окончательный облик.
5.Классификация мизансцен.
МИЗАНСЦЕНА – (франц. – «размещение на сцене») – расположение актеров на сцен. пространстве в определенном сочетании друг с другом и с окружающей вещественной средой, в тот или иной момент сцен. действия.
Существуют основные мизансцены – в них выражается основная мысль, постоянно чередуются и переходные– они несут служебную роль.
Мизансцены должны быть понятны зрителю, просты и выразительны, а главное – естественны, т.е. сами с собой правдоподобно возникающие. Режиссеру необходимо следить за частотой мизансцен. В мизансцене должен быть один объект внимания. Зритель не должен искать актера на сцене, а если кого-то не видно, надо замотивировать это. Каждая групповая мизансцена должна смотреться как единое целое.
Принципы построения мизансцен:
I. Видовой принцип:
1.Симметричные - подчеркивают равновесие сторон по отношению к чему-либо. Важно сделать центральную точку построения мизансцены.
2. Ассиметричные - нарушают равновесия сторон, где видна борьба.
3. Фронтальные мизансцены – выстроенный торжественный строй, параллельно линии сцены. Построение статично.
4. Диагональные – самое выгодное, создает объемность, подчеркивает перспективу, динамична. ( если слева направо, то первое слово должно быть от человека слева)
5. Хаотические – бесформенные, когда надо подчеркнуть беспорядочность, смятение, волнение масс. Эта бесформенность заранее репетируется режиссером.
6. Ритмические – повторяющийся рисунок мизансцены на протяжении спектакля несколько раз с учетом смыслового развития сцен. (танцевальные заставки, ход)
7. Барельефные – размещение действующих лиц в определенном плане сцены, в направлении параллельном рампе.
8. Монументальные – стоп-кадры, зафиксирована неподвижность действующих лиц, для выявления внутренней напряженности.
9. Шахматные – чтобы было видно всех между впереди стоящими. Создают массовость на сцене.
10. Круговые – обычно в играх, танцах, хороводах. Чтобы показать замкнутость, безвыходность. Если по часовой стрелке – развитие, против часовой стрелки – затормаживание.
11. Полукруговые – когда надо ограничить пространство, зритель видит всех персонажей.
12. Пунктирные – движение – остановка – движение – остановка. – чтобы показать поиск решения.
13. Спиральные – переходные, могут перейти из круговой: нарастание, раскрутка, выход, принятие решения.
14. Вертикальная
– высота площадки работает на увеличение
пространства.
15. Точечная
– для создания атмосферы хаоса, неразберихи,
для выделения солиста.
16. Мизансцена
винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
II. Принцип глубинного построения:
Крупный план, средний
– связан с группой или небольшим
объектом и общий план, который связан
с делением сцены в глубину на 3 части:
1-й, 2-й и 3-й планы.
1-й план (крупный)
– линия авансцены до занавеса (просцениум).
Здесь можно выстраивать мизансцены для
одного 2-х человек. Можно воспринимать
по частям, эскиз какого то образа.
2-й план
– от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош
для групповых мизансцен. Все виды мизансцен
кроме барельефных возможно выстраивать
на 2-м плане.
3-й план
– от третьей линии кулис к заднику. Общий
план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.
III. Принцип ракурсного построения мизансцены:
1. Фас – анфас.
Раскрывает фигуру актера, раскрывает
лицо. Строго в фигуре. Однозначность,
нет красочности, в действии персонажа.
Прямолинейный выход в зал обозначает,
что было дано важное сообщение.