Мифология как явление культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить значение мифа для культуры в целом. Задачи:
1. Определить общее понятие мифа и мифологии и изучить происхождение мифа.
2. Рассмотреть мифологические теории и выделить основные школы изучения мифологии.
3. Выявить особенности славянской и древнерусской мифологии.
4. Выявить особенности мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
5. Изучить степень взаимодействия мифа и литературы.
6. Выявить основные мифические персонажи в белорусской мифологии и мифологии Античности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культурологическая сущность мифа…………………………………..5
1.1. Общее понятие мифа и мифологии. Происхождение мифа………………5
1.2. Основные школы изучения мифологии. Мифологические теории……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности мифологии разных народов……………………………14
2.1. Славянская и древнерусская мифология…………………………………14
2.2. Мифология Древней Греции и Древнего Рима………………………….18
Глава 3. Миф и литература………………………………………………………23
3.1. Взаимодействие мифа и литературы……………………………………..23
3.2. Категории основных мифических героев………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

        Культурный герой в ходе эволюции может развиваться и в сторону бога-творца (как и первопредок), и в сторону эпического героя.

4. Культурный герой, особенно в архаических мифологиях (например, у аборигенов Океании и Америки), иногда является одним из братьев, особенно часто одним из, братьев-близнецов. Братья-близнецы (персонажи близнечного мифа) или помогают друг другу (особенно в борьбе с чудовищами), или враждуют между собой, или один из них (негативный вариант) неудачно подражает другому в делах творения и вольно или невольно становится причиной появления всякого рода отрицательных природных объектов и явлений (вредных растений и животных, гористого ландшафта, воды, смерти).

5. От культурного героя появляется образ первобытного плута – трикстера, являющегося либо братом героя, либо его «вторым лицом» (в таком случае ему приписываются и культурные деяния, и плутовские проделки, например, индейским Ворону, Койоту). Трикстер сочетает черты демонизма и комизма. Он не только неудачно подражает или мешает культурному герою, но совершает коварные и смешные проделки с целью удовлетворения голода или похоти. Если от культурного героя путь лежит к герою эпическому, то от трикстера — к хитрецу в сказках о животных (вроде лисы).

6. В мифах фигурируют различные духи и боги. Духи – мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком. Известны духи – покровители человека, родовые духи, духи предков, духи болезней, шаманские духи-помощники и духи-хозяева, представляющие различные объекты, участки, силы природы.

        С представлением о духах известным образом соотносится понятие души, или душ как духовного «двойника» или «двойников» человека. Духи фигурируют в многочисленных мифах и мифологических быличках. Былички фиксируют якобы имевшие место с конкретными людьми в современности «случаи» встречи и контакта с духами.

        Представление о духах участвовало в формировании образов богов. В развитых мифологиях образы богов и духов сосуществуют, но духи относятся к более низким уровням мифологической системы.

7. Боги – могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образе богов сливаются черты культурных героев-демиургов, покровителей обрядов инициации, различных духов; творческие функции сочетаются с управлением отдельными силами природы и космоса в целом, руководством жизнью природы и человечества. Представление о верховном божестве политеистического пантеона эволюционирует в высших религиях к монотеистическому образу единого бога-творца и властителя Вселенной.

        Если сравнивать  мифологию Древней Греции и  мифологию Беларуси, то можно сделать следующий вывод: в мифах Древней Греции основными персонажами являются боги (Зевс, Посейдон, Аполлон, Дионис и другие), а также культурные герои (Прометей, Геракл, Тезей и другие). Именно о них написано большинство мифов. В белорусских же мифах основное внимание уделяется также богам (Перун, Ярило, Даждьбог, Сварог), но особенно духам, которые существовали в различных сферах (духи рода, духи-покровители человека, духи жилищ, духи, представляющие силы природы).

 

Выводы:

  1. Взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно: в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику.
  2. Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определенной стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи.
  3. Мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении её истории. Из мифов выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах) и волшебные сказки с их фантастикой.
  4. Архаические формы героического эпоса уходят корнями в миф. Здесь эпический фон ещё заполнен богами и духами, а эпическое время совпадает с мифическим временем первотворения.       
  5. Литература средних веков возникает и развивается на почве языческой мифологии, с одной стороны, и на основе христианства - с другой. Влияние христианства становится преобладающим. В эпоху Возрождения  усиливается использование античной мифологии. Литература Просвещения реже пользуется мифологическими мотивами и главным образом в связи с актуальной политической или философской проблематикой. В 18 веке открывается простор для свободного сюжетосложения (особенно в романе). Романтизм 19 века проявил большой неформальный интерес к мифологиям (античной, христианской, «низшей», восточной). Но романтическая интерпретация мифов является крайне вольной, нетрадиционной.  Реализм 19 века является вершиной процесса демифологизации, так как он стремится к научному описанию современной жизни.
  6. В мифах Древней Греции основными персонажами являются боги (Зевс, Посейдон, Аполлон, Дионис и другие), а также культурные герои (Прометей, Геракл, Тезей и другие).
  7. В белорусских  мифах внимание уделяется  богам (Перун, Ярило, Даждьбог, Сварог) и духам, которые существовали в различных сферах жизни (духи рода, духи-покровители человека, духи жилищ, духи, представляющие силы природы).

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Целью данной  курсовой работы являлось определение  значения мифа для культуры  вцелом, что было достигнуто в результате решения поставленных задач:

1. Определены общие понятия мифа и мифологии.

        Миф – сказание или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. Мифология – это совокупность преданий или сказаний о богах и героях.

2. Рассмотрены основные мифологические  теории (символическая, психоаналитическая, структуралистско-мировоззренческая) и основные школы изучения  мифологии (натуралистическая и  антропологическая).

3. Выявлены особенности славянской и древнерусской мифологии.

        Мифологии разных славянских народов  имеют многочисленные общие черты. У всех славян известен, например, миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца. Славянская мифология слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Ее своеобразие заключается в том, что она связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство.

4. Выявлены основные черты мифологии Древней Греции и Древнего Рима.

        Античная мифология  считается самой значительной  по степени влияния на дальнейшую  культуру, а особенно европейскую.

       Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово «миф». Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера. Для греческой мифологии характерна система «двенадцатибожия» (например, Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия).

 В Древнем Риме первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой мифологии была неопределенность пола божеств, отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона). Мифы в Древнем Риме появились под влиянием этрусской и греческой мифологии. Заслуга Древнего Рима в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям.

5. Рассмотрено взаимодействие мифа  и литературы.

         Миф стоит  у источников словесного искусства. Огромное количество мифов изложено  в литературе. Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определенной стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи.

6. Рассмотрены основные категории  мифических героев и выявлено, что в мифах Древней Греции  основными персонажами являются  боги и культурные герои, а  в мифологии Беларуси основное  значение отводится богам и  духам, существующим в различных  сферах жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Борухович В.Г. Мифологическая  библиотека. – Л.: Наука. 1972. – 216с.

2. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. – Мн.: Университетское. 1989. – 256с.

3. Васілевіч У.А. Міфы Бацькаўшчыны. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя. 1994. – 112с.

4. Гаврилов Д., Наговицын А. Боги  славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук. 2002. – 260с.

5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Наука. 1972. – 348с.

6. Калашников В. Боги древних славян. – М.: Белый город. 2003. – 336с.

7. Коровина В.Я., Коровин В.И. Мифы народов мира 1. - М.: Рост Скрин Мирос. 1996. – 256с.

8. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Просвещение. 1975. – 464с.

9. Лазіцкі В.Л. Гісторыя Беларусі. Частка 1. - Мн.: ТетраСистемс. 2005. – 448с.

10. Лапина С.В. Культурология. –  Мн.: ТетраСистемс. 2003. – 496с.

11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука. 1971. – 344с.

12. Лосев А.Ф. Античная мифология. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. 1957. – 620с.

13. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – М.: Наука. 1977. – 208с.

14. Мартынов В.Ф. Культурология. – Мн.: Асар. 2008. – 848с.

15. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. – М.: Советская Энциклопедия. 1991. - 270с.

16. Платов А. Славянские руны. – М.: Гелиос. 2001. – 296с.

17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Русское слово. 1997. – 250с.

18.Угринович Д.М. Искусство и религия. – М.: Издательство политической литературы. 1983. – 288с.

19. Шамак А. Міфалогія старажытнай Беларусі. - Мн.: Сэр-Віт. 2004. – 240с.

20. Шымуковіч С.Ф. Гісторыя Беларусі. – Мн.: Вышэйшая школа. 2005. – 368с.

21. Филист Г.М. Введение христианства на Руси. – Мн.: Беларусь. 1988. – 256с.

22. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М.: Просвещение. 1977. – 170с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мифология как явление культуры