Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель работы – изучить деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;
2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления местного самоуправления……………………………………………………………..8
1.1.Информационное обслуживание органов местного самоуправления
1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17
Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки на примере библиотечно-информационного центра 32
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………….....59
Они должны отвечать следующим требованиям:
- учреждаться органами местного самоуправления;
- содержаться за счёт средств местного бюджета;
- располагаться на территории муниципальных образований;
- быть доступными для всех жителей муниципальных образований.
К сожалению, в силу различных причин местные власти недооценивают общественное значение муниципальных библиотек, их роль в формировании и развитии местных сообществ. Результатом этого является недостаточное финансирование библиотек или отсутствие такового, отставание их материально-технической базы и соответственно низкий технологический уровень обслуживания, ограничение доступа сельского населения к информации9.
В целях самосохранения муниципальным библиотекам важно найти свою нишу в информационной среде муниципальных образований. При этом, не обойтись без пересмотра приоритетов в деятельности библиотек, то есть на первый план по отношению к их культурной, образовательной, досуговой функциям выйдет информационная. Проводя изучение информационных потребностей своих пользователей, а также, отслеживая в связи с этим, изменения в социальной среде муниципальных образований, муниципальные библиотеки могли бы стать полезными не только для всех слоев местного сообщества, но и для местных властей, поскольку анализ процессов, происходящих в местных сообществах, - одна из основных задач органов местного самоуправления. Поэтому в муниципалитетах серьезная роль отводится системе образования и библиотекам, где открыты публичные центры правовой информации (ПЦПИ). Здесь можно получить информацию о политических процессах, партиях, движениях, кандидатах, выборных технологиях и результаты выборов. Без этих знаний трудно себе представить развитие современного общества. Очень важным становится целенаправленный сбор информации и предоставление её пользователю.
В качестве примера можно привести опыт библиотек Прикамья, в которых накоплен значительный опыт работы по проблемам избирательного права10. Эта деятельность носит повседневный характер. Они стали участниками реализации «Областной целевой программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.» в рамках этого проекта ежегодно выделяются средства на книги правового и политического характера, публикуемые администрацией издания передаются библиотекам. Представители сельской администрации и Законодательного собрания стали активными участниками областных и муниципальных библиотечных мероприятий. Более того, они постоянно приглашают библиотекарей на все семинары и конференции социально-политической направленности. Так налаживаются нужные связи, которые необходимы для жизни региона.
Муниципальные власти привлекают местные библиотеки для участия в собственных программах. Чувствуя отдачу и действенность совместно проводимых мероприятий по избирательному праву, территориальные избирательные комиссии многих муниципалитетов выделяют средства на призы, оформление стендов в центральных библиотеках и филиалах, издание буклетов, приобретение правовой литературы.
Сегодня сотрудничество идет по многим направлениям. Так, Пермская областная библиотека подписала с Законодательным собранием и Адми-нистрацией области договоры на справочно-информационное обслуживание. Библиотеки области будут оповещать своих пользователей о новых поступлениях по темам: «Реформа местного самоуправления», «Муниципальное законодательство», «Разделение властных полномочий», «Избирательное право и организация выборов». Пермская областная библиотека планирует выпуск ежемесячных электронных информационных бюллетеней. Рассылку в муниципалитеты берут на себя региональные органы власти. Необходимые документы заказывают центры правовой информации муниципалитетов через ПЦПИ областной библиотеки.
Библиотеки Прикамья давно заняли свое место в работе с избирателями, это уже стало традицией. Многие из работников библиотеки идут секретарями и членами участковых избирательных комиссий, ведут разъяснительную и просветительскую работу. Особенно это важно в сельской местности, где избирательные участки расположены, как правило, в библиотеках. Такая работа рассматривается как отдельное направление деятельности, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с местными администрациями и учебными заведениями. В нее вовлечены не только центральные библиотеки (ЦБ) территорий, но практически все филиалы. Методические службы и центры правовой информации центральных библиотек оказывают им консультационную и информационную поддержку1112.
Настоящим событием стал семинар в областной библиотеке Прикамья в 2005 году «Роль правовой информации и ее организационно-технической базы в развитии правовой и политической культуры граждан России в контексте выборов». В нем участвовало 112 человек, из них 27 председателей территориальных избирательных комиссий (ТИК) и 36 специалистов ПЦПИ. Благодаря семинару в ряде районов заключены договоры о сотрудничестве и взаимодействии, разработаны программы и планы совместной работы по повышению правовой культуры избирателей, проведению совместных акций и мероприятий.
Полная, своевременная информация об изменениях в различных отраслях и сферах жизнедеятельности территорий может быть получена в результате учёта общественных настроений и организаций. Ведь общественное мнение может ускорять или тормозить экономические и социальные преобразования. Поэтому органам местного самоуправления крайне важно знать отношение граждан местного сообщества к проводимым преобразованиям, к принимаемым решениям и организуемым мероприятиям. Таким образом, библиотека берет на себя роль своеобразного посредника между населением и органами местного самоуправления.
Практически повсеместно при муниципальных библиотеках созданы центры информации по вопросам местного самоуправления. Деятельность некоторых из них представляет значительный интерес. Tак, в информационно - образовательном центре, созданном в централизованной библиотечной системе (ЦБС) №1 Восточного административного округа Москвы, организуется учеба советников районных управ, и выпускается, предназначенный для них, буклет деловой информации13.
В ЦБС «Киевская» Западного административного округа Москвы, в центре социальной и деловой информации осуществляется обслуживание пользователей правовой, деловой и социально-бытовой информацией. Активная работа по распространению знаний о местном самоуправлении, по организации информационного обслуживания местных органов власти и населения проводится в ЦБС «Кунцево» Западного административного округа Москвы. Важным направлением деятельности библиотеки № 27 Центрального административного округа Москвы является содействие органам государственной власти Москвы и органам местного самоуправления.
Не менее интересных результатов в информационном обеспечении достигли библиотеки различных регионов и городов: Екатеринбурга, Перми, Северодвинска, Новокузнецка и других.
Постепенно и районные (сельские) ЦБС стали накапливать информацию по правовым, экологическим, социокультурным проблемам для последующей её передачи органам местного самоуправления.
В настоящее время существует противоречие между информационными потребностями ОМС и возможностями их обеспечения, что затрудняет непосредственное взаимодействие местных властей с местными сообществами. В связи с этим крайне важно создание служб информационно-аналитической поддержки ОМС различного вида, основу которых могли бы составить муниципальные библиотеки. Главная задача таких служб - социальный мониторинг, связанный с оценкой, прогнозом, анализом с целью обеспечения органов управления информацией о процессах, протекающих в различных сферах местных сообществ. На региональном уровне предпринимаются попытки законодательно закрепить это направление в деятельности библиотек.
Так, Мурманская ОУНБ
принимала участие в разработке
закона Мурманской области «Об информационном
обеспечении органов
Таковой являются законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений;
- документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасного функционирования производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других местных ресурсов, о состоянии экономики, социальной сферы и т. д.
Доступ физических и
юридических лиц к данной информации
служит основой осуществления
В сегодняшних условиях
муниципальная библиотека
В поддержку муниципальных библиотек на уровне Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принято решение о придании им особой социальной значимости в процессе становления института местного самоуправления. Так, в исполнение указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ» от 11 июня 1997г15., Федеральных Законов Российской Федерации «О библиотечном деле»16 и «Об обязательном экземпляре документов»17, а также в соответствии с Федеральной программой поддержки местного самоуправления предложено начать систематическую и повседневную работу, направленную на повышение уровня информированности, правовой культуры населения по вопросам местного самоуправления, организации жизнедеятельности местного сообщества.
С этой целью на базе муниципальных библиотек (ЦБС) рекомендуется:
- организовать сбор, хранение и предоставление в пользование документов и материалов по вопросам местного самоуправления, сделав библиотеку центром информационного обеспечения населения и ОМС;
- организовать сбор, хранение
и предоставление в
- обеспечить включение в фонд библиотеки опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых ОМС;
- обеспечить предоставление населению информации о местных бюджетах и налогах, муниципальной собственности, приватизации, а также сведений, касающихся всех аспектов деятельности муниципального образования (социально-экономического, культурного, образовательного).
Источниками комплектования настоящей части фонда должны служить постановления, решения и другие документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также местная пресса. В рекомендациях Совета Федерации Федерального собрания РФ, принятых 24 апреля 1998г. по результатам парламентских слушаний «О библиотечном обслуживании населения РФ», содержатся положения о том, чтобы библиотеки и библиотечные фонды, считались неотъемлемой частью информационных ресурсов муниципального образования, региона, страны. Интерес представляет решение Государственной комиссии по информатизации от 16 июня 1998г. «Состояние информационно-библиотечной деятельности в России для поддержки органов государственной власти».
В нем отмечается, что на фоне децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни библиотеки должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов России18. Таким образом, основными задачами муниципальных библиотек в области информационной деятельности являются:
- формирование
наиболее полного массива
оптимальных условий для доступа к нему жителей - членов местного сообщества;
- участие в развитии
правовой культуры местного
- информационная помощь в решении социально-бытовых проблем местного сообщества (трудоустройство, обмен жилья), информирование о важнейших событиях и фактах местной жизни;
- предоставление ОМС информации с целью оказать воздействие на различные сферы жизни местных сообществ, помощь органам местного самоуправления в соблюдении ими правовых норм при решении вопросов местного значения;
- информационное обеспечение программ и проектов социально-экономического и культурного развития муниципальных образований.
Осуществляя поставленные задачи, муниципальные библиотеки один из механизмов взаимодействия общества и власти, как посредник между органами местного самоуправления и местным сообществом. Тем самым, они выступают как доказательство эффективности и перспективности своего существования, востребованности новой системе общественных отношений.
1.2. Информационные
потребности местного
Для определения задач и направлений деятельности в помощь ОМС муниципальным библиотекам необходимо систематически анализировать характер и содержание информационных потребностей местного сообщества,- полагают авторы учебного пособия «Муниципальная библиотека и местное самоуправление»19.
Информация о работе Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления