Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель работы – изучить деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;
2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления местного самоуправления……………………………………………………………..8
1.1.Информационное обслуживание органов местного самоуправления
1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17
Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки на примере библиотечно-информационного центра 32
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………….....59
Нормативные акты местных законодательных (представительных) и исполнительных (административных) органов завершают систему нормативных актов. Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в Уставах муниципальных образований и в Законах субъектов Российской Федерации.
К ним относятся:
- решения и постановления выборного органа или главы муниципального образования по вопросам осуществления местного самоуправления;
- распоряжения и приказы по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Нормативные акты подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием Федерального конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ»44.
Официальным опубликованием
актов Президента Российской Федерации
и актов Правительства
Официальными являются тексты в машиночитаемом виде, распространяемые центром правовой информации «Система»45. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Нормативные акты высших органов правосудия (Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ) подлежат официальному опубликованию в «Вестнике Конституционного суда РФ», «Бюллетене Верховного суда РФ», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ».
После публикации в вышеназванных источниках нормативные акты становятся действующими. Публикации нормативных актов в изданиях, не предназначенных для этого специально, являются неофициальными, и служат для ознакомления с содержанием документа, но не для ссылок.
Специалисты Российской национальной библиотеки (РНБ) выделяют три приоритетно комплекса отечественных официальных документов для включения в фонды библиотек-депозитариев, их примерную типологию:
1. Правительственные документы
1.1. Документы законодательных органов государственной власти РФ и ее субъектов (Конституции и приравненные к ним основные законы РФ - ее субъектов; законы и постановления органов законодательной власти РФ и ее субъектов; законы и другие законодательные акты органов МС).
1.2. Документы дополнительных органов государственной власти РФ и ее субъектов (указы и распоряжения Президента РФ и президентов республик
в составе РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ и правительств республик в составе РФ; распоряжения, решения и другие подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления).
1.3. Государственный план и бюджет.
1.4. Статистические сводки и
другие государственные
1.5. Государственный регистр и кадастр.
1.6. Органы государственной
1.7. Договоры, соглашения, конвенции, обращения, коммюнике и другие дипломатические документы.
1.8. Документы судебных органов
(постановления, решения и
2. Ведомственные документы
2.1.Нормативно-инструктивные документы (уставы, положения, инструкции, правила, планы, приказы, указания министерств, ведомств, предприятий и учреждений).
2.2. Нормативно-технические
документы (стандарты, патенты,
2.3. Нормативно-методические документы (методические консультации, письма, пособия, рекомендации и указания, практические руководства, методики).
3. Документы общественных организаций
3.1. Уставные и программные документы, манифесты.
3.2. Стенографические отчёты, материалы и постановления пленумов, конференций и совещаний.
3.3. Заявления, обращения,
письма, разъяснения, протоколы,
постановления, решения и
Предложенная типология используется не только в библиотеках-депозитариях, но и в других библиотечно-информационных структурах с некоторой корректировкой. Поэтому муниципальная библиотека, учитывая стоящие перед ней задачи, в комплексе «Правительственные документы» выделяет в самостоятельный пункт «Документы органов местного самоуправления».
Для официальных документов характерным является разнообразие их по форме издания, по целевому назначению, по видам носителей информации.
По характеру и назначению с определённой долей условности выделяются следующие виды документов:
- законодательные и иные нормативные правовые документы (актов) общеобязательного характера (отдельные законы, указы, постановления, распоряжения и т. п.);
- собрание сборники (вестники, бюллетени и т. п.) законодательных и других нормативных правовых документов;
- управленческая документация (протоколы заседаний государственных органов, стенографические отчёты, бюллетени, речи, выступления, обращения, послания, декларации, решения), если она опубликована в официально зарегистрированных изданиях;
- опубликованные документы судебных органов (постановления пленумов высших судебных органов, сборники судебной практики и т. п.);
- опубликованные документы общественных организаций и объединений (программы, уставы партии, резолюции и решении съездов и т. п.);
- официальные периодически издания (газеты и журналы);
- опубликованные отчётные и статистические материалы;
- международные документы (договоры, соглашения, конвенции и т. п. и их сборники);
- официальные документы государств-участников СНГ и зарубежных стран (нормативные правовые акты и их сборники и другие документы);
- государственные кадастры, регистры, «красные книги» редких и исчезающих животных и растений и т. п.;
- справочники, официальные списки
(информация о структуре органов, административно-
- информация об официальных документах, информационных фонда официальных документов (библиография, справочники и т. п.).
Особенностью формирования фонда официальных документов в различных муниципальных библиотеках является прямая связь, и даже зависимость от системы местного самоуправления. Местная администрация в пределах своей компетенции издает акты управления обязательные для исполнения всеми расположенными на её территории организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. Диапазон деятельности местной администрации не ограничивается реализацией местных актов, он значительно шире. На местную администрацию возложена обязанность обеспечение исполнения указов Президента, постановлений Правительства РФ, законодательства органов государственной власти.
Исходя из этого, муниципальная библиотека формирует с исчерпывающей полнотой фонд официальных изданий местной администрации, выборочно - органов государственной власти соответствующего региона (республика, область, край, округ), а также федерального законодательства, имеющего верховенство на всей территории РФ.
Научно обоснованное комплектование фонда библиотеки официальными изданиями основано на изучении, с одной стороны, информационных потребностей руководителей ОМС, муниципальных служащих и граждан, с другой - существующих информационных потоков.
Из-за специфической роли официальных документов в повышении информационно-правовой культуры общества диапазон их может быть широким как по тематике, так и по видам документов. Однако во всех библиотеках должен быть сформирован фонд обязательных нормативных актов общего действия на всей территории страны. Это ядро официальных документов, которое должно включать Конституцию РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы и другие документы, особенно касающиеся прав и свобод человека и законных интересов граждан.
Решением многих проблем, связанных с формированием фонда, является разработка концепции комплектования фондов официальными документами. В ней должны быть определены цели, задачи, технология управления процессами для достижения поставленных целей. Принципы комплектования: выработка критериев отбора документов, определение видов и типов документов на разных носителях, их языкового состава, хронологической глубины.
Основные фондодержатели официальных документов муниципальных образований — центральные библиотеки. Фонд официальных документов ЦБ комплектуется изданиями, публикуемыми от имени государственных, ведомственных, ОМС и общественных организаций, содержащими материалы законодательного, нормативного, директивного характера.
Фонд официальных документов
муниципальной библиотеки комплектуется
максимально полно
В обязательном порядке фонды муниципальных библиотек содержат законодательные материалы (законы, подзаконные акты), направленные на реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 2003г.46, Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997г. № 568 «Об основных направлениях, реформы местного самоуправления»47 и другие нормативные акты. Регулярно должны поступать материалы (решения, распоряжения) Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям, Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1997г. № 531), а также Совета руководителей муниципальных образований по проведению социально-экономических реформ при Правительстве РФ. В фондах библиотек должны быть представлены официальные документы общественных Ассоциаций, Союзов и объединений местного самоуправления, материалы Европейской Хартии о местном самоуправлении.
Чтобы обеспечить полноту и систематичность поступления официальных документов, муниципальные библиотеки (ЦБ ЦБС) включаются в списки обязательной рассылки официальных документов. Другой канал получения официальных документов - центры правовой информации, предоставляющие правовую информацию на машиночитаемых носителях. Такая возможность гарантируется услугами центров правовой информации, которыми пользуются многие муниципальные библиотеки. Однако до определенного времени этот процесс не был организован в государственном масштабе.
Реализация Президентской программы по правовой информатизации 1995 года активизировала деятельность в этом направлении. По заказу Российского фонда правовых реформ научно-технический центр «Система» совместно со специалистами Российской государственной библиотеки и Министерства культуры РФ разработали проект «Концепции распространения официальных документов через публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек». Соответствующее место в этой системе занимают муниципальные библиотеки.
С каждым годом увеличивается поток материалов, посвящённых местному самоуправлению. Многие из них имеют краеведческий характер, публикуются в местной прессе (например: журнал «Библиотека», «Библиотечное дело- XXI век» и другие) и отражают опыт работы органов власти конкретных муниципальных образований. В других изданиях рассматриваются такие важные для жизнедеятельности местного сообщества проблемы, как муниципальное право, муниципальное управление («Муниципальная власть»), местные бюджеты и налоги, выборы в местные органы власти.
Подобные материалы, в рамках программы «Местное самоуправление», подготавливает и издает некоммерческая и неправительственная организация Московский общественный научный фонд. Издательский блок программы включает:
- публикации по итогам конференций, семинаров и конкурсов (посвященных вышеназванным проблемам);
- хрестоматию по опыту местного самоуправления различных регионов Российской Федерации;
- сборники судебных решений.
Библиотекам имеют в своих фондах полезные выпуски серии «Библиотека муниципального служащего». Шесть её выпусков посвящены следующим проблемам:
- истории местного самоуправления в России48;
- становлению местного самоуправления в России в современный период49;
- правовым основам, ценностям и традициям местного самоуправления50;
- укреплению экономической самостоятельности местной власти51;
Информация о работе Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления