Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель работы – изучить деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;
2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления местного самоуправления……………………………………………………………..8
1.1.Информационное обслуживание органов местного самоуправления
1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17
Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки на примере библиотечно-информационного центра 32
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………….....59
- правовому регулированию муниципальной службы, местной экономике, местным финансам, муниципальным информационном системам и библиотекам52;
- анализу состояния российских городов53.
Ассоциация сибирских
и дальневосточных городов
Всестороннюю информацию по вопросам местного самоуправления содержат также периодические издания: журналы «Муниципальная власть» (Москва), «Муниципальная служба», «Муниципальное право» (Обнинск), «Муниципалитет» (Калининград), газета «Местное самоуправление» (Обнинск).
Издания в помощь местному самоуправлению способствуют повышению уровня юридических, экономических и управленческих знаний муниципальных служащих, оптимизации принимаемых решений, оказанию помощи в совершенствовании информационного обеспечения, в обучении методам сбора и анализа необходимых данных.
Изменились подходы к технологии комплектования фондов муниципальных библиотек. Существовавшая ранее система книгоснабжения, включавшая такие звенья, как: издательства - объединение «Роскнига» - книготорги - библиотечные коллекторы - библиотеки, сейчас не действует. Объединение «Роскнига» распалось. Издательствам выгоднее работать напрямую с книготорговыми фирмами. Библиотечные коллекторы перестали быть монополистами. В большинстве территорий они обрели юридическую самостоятельность и вышли из системы Книготорга. Наблюдается сокращение и перепрофилирование их деятельности, сужение ассортимента предлагаемых ими книг, внедрение, невыгодных для библиотек систем надбавок. Параллельно идёт процесс создания новых структур комплектования, крупных посреднических фирм, книжных бирж и книжных ярмарок, в том числе постоянно действующих54.
Каждое звено в цепи книгоснабжения делает библиотечную книгу дороже, так как на каждом этапе прохождения литературы с библиотеки взимаются проценты за услуги. Суть решения вопроса о наиболее экономном расходовании средств, выделенных на комплектование, в том, чтобы уменьшить число посредников и сэкономить средства на доставку книг.
Комплектаторы библиотек в настоящее время изучают «книжный рынок», используют все возможные источники комплектования, устанавливают связи с издательствами. Если издательство расположено на территории муниципального образования, то книги выгодно приобретать у него напрямую. Один из важных путей удешевления библиотечной книги - объединение с другими библиотеками в региональные центры по книгоснабжению, которые смогли бы сформировать оптовый библиотечный заказ по региону, выйти непосредственно на издательства, сделать библиотеку интересным партнёром издательств на книжном рынке.
Такие центры уже существуют в г.г.: Вологде, Кемерово, Нижнем Новгороде, Тюмени, Туле. Чтобы комплектование было систематическим, целенаправленным, постоянно изучаются тематические планы выпуска литературы и проспекты издательств, а также «Книжное обозрение», «Книготорговый бюллетень», «Книжная летопись»55.
Приобрести книги возможно, заключив контракты с издательствами. Сведения о действующих издательствах можно получить из справочников «Издательства России», каталога Книжной палаты «Книги в наличии и печати».
Комплектаторы библиотек также знакомятся с рекламной информацией издательств, выпускающих экономическую, юридическую и финансовую литературу.
Следует отметить, что в последние годы произошли существенные изменения в выпуске периодических изданий. Некоторые из них прекратили свое существование, появились другие. Полную информацию о выпускаемых периодических изданиях предоставляет ежегодный каталог Роспечати «Газеты и журналы», а также каталог изданий органов НТИ, которые находят должное применение в каждой библиотеке.
Важнейшим направлением информационной деятельности муниципальных библиотек является формирование фонда местных и краеведческих издании. В некоторых регионах библиотеки предпринимают попытки наладить учёт материалов, изданных на территории края или относящихся к нему по содержанию. Так, например, в Ростовской области разработан «Закон об обязательном экземпляре документов Ростовской области», который действует с 1997г. и обеспечивает регулярные поступления местных изданий не только в областную, но и в районные и муниципальные библиотеки.
Библиотеки Ростовской области приступили к созданию региональной системы «Книги в наличии и печати», включающей местных издателей, распространителей и потребителей книжной продукции. Основная цель издания - обеспечение информационной поддержки комплектования библиотек отечественной литературой, а также формирование единого для области фонда краеведческих и местных изданий.
В оптимальном варианте наряду с централизованным комплектованием библиотеки приобретают издания самостоятельно. Для этого им необходимо оперативно получать информацию о существующих издательствах, добиться ритмичного комплектования, обеспечить хотя бы платный местный обязательный экземпляр.
На деле же муниципальные библиотеки во многих регионах приобретают книги от случая к случаю, не имея денег на регулярное системное формирование фондов. Однако денег, отпускаемых из бюджетных средств, недостаточно, чтобы обеспечить необходимый объём комплектования. Поэтому некоторые библиотеки подключают местные органы власти к проведению акции «Народная библиотека» или «Помогите библиотеке». Остро встает проблема привлечения денежных средств на приобретение литературы. На сегодняшний день приобретает популярность такое явление как фандрейзинг. В условиях затруднительного финансового положения может выручить налаженный внутрисистемный книгообмен56.
Эффективность удовлетворения информационных потребностей пользователей муниципальных библиотек во многом обеспечивают их вторичные информационные ресурсы. Прежде всего, это справочный аппарат библиотеки - совокупность источников как библиографической, так и фактографической информации. Библиотечные каталоги, относящиеся к источникам вторичной информации, представляют собой перечни имеющихся в фонде библиотеки (или нескольких библиотек) документов, составленных по определенному принципу и раскрывающих состав и содержание библиотечных фондов.
Материалы, посвященные местному самоуправлению, обычно отражаются в систематических каталогах в рубрике «Местное самоуправление» с выделением соответствующих подрубрик.
При информационном обслуживании используется
краеведческий каталог, являющейся
частью справочного аппарата библиотеки.
В нём с наибольшей полнотой учитывается
находящаяся в местных
Таким образом, главным информационным ресурсом муниципальной библиотеки является, прежде всего, целостный фонд, а также справочный аппарат и источники вторичной информации. Исходя из задач, стоящих перед муниципальной библиотекой, важнейшее значение приобретают входящие в состав фондов официальные документы, издания в помощь местному самоуправлению, краеведческий материал.
Информационные ресурсы муниципальной библиотеки при формировании целостного фонда основано на принципах:
- общих: полнота и
достоверность информации; регулярность
и оперативность;
- специфических, обусловленных социально-экономическими, демографическими, культурными и другими особенностями муниципального образования и структурой органов местного самоуправления.
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления
Реформа местного самоуправления началась с изменений в законодательной базе Российской Федерации. Вступивший в силу с 1 января 2006 года 131-ФЗ федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ 16.09.03г57., отменяет действовавший с 1995 года федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в течение 1996-2000 гг. регламентировал деятельность местного самоуправления в РФ.
Особенностью нового правового акта является тот социально-политический контекст, в котором начинает формироваться институт местного самоуправления, - одновременно проводимая Правительством РФ административная реформа и реформирование бюджетной сферы.
Развитие местного самоуправления в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации определяется как первоочередная задача, поскольку реализацию социально-экономической политики государства предстоит осуществлять на самом важном уровне - на уровне взаимодействия власти с населением и бизнесом58. Предполагается, что новый закон позволит в значительной степени улучшить положение муниципалитетов с точки зрения закрепления за ними финансовых ресурсов, необходимых для исполнения возложенных на них полномочий, уточнит сферу ответственности органов местного самоуправления, создаст основу для качественного повышения уровня услуг, оказываемых населению.
С вступлением в силу Федерального закона №131 сложилась неоднозначная ситуация в деле библиотечного обслуживания населения. Для успешного разрешения данной ситуации требуется продуманная политика взаимодействия библиотек с органами власти на всех уровнях.
Публичные библиотеки
получили новый статус «
Библиотеки, задолго до реформы, осознали свою роль в обеспечении информацией органов местного самоуправления, и начинали работать в этом направлении. Они и по сей день выступают механизмом взаимодействия общества и власти, посредником между органами местного самоуправления и местным сообществом. Тем самым обозначается эффективность деятельности и перспективность существования библиотек, востребованность новой системой общественных отношений.
Библиотеки в настоящее время имеют множество функций, важнейшая из которых - предоставить информационное обеспечение жителям, в соответствии с их потребностями и с учетом современных требований. О социальной востребованности библиотек свидетельствует стабильно высокое количество читателей, число книговыдач и посещений.
Сегодня самое главное назначение БИЦ - содействие
имеющимися специфическими средствами
развитию образования, культуры, производства,
здравоохранения на территории своего
района, утверждая тем самым становление
местного самоуправления. Представители местной власти, ответственные
за жизнеобеспечение местного сообщества,
являются одними из важнейших потребителей
информационно-
Приоритетное информационно-
Поэтому руководители муниципальных образований и муниципальные служащие в соответствии с запросами получают оперативную информацию путем передачи по факсу, оповещения по телефону. Форма подачи информации выбирается абонентом – копирование на дискеты, информация на электронном носителе, бюллетень новых поступлений, пресс-дайджест; информ-досье, копирование документов, указатель литературы, информационный бюллетень.
Для оперативного обслуживания сформирована и регулярно пополняется полнотекстовая база данных «Местное самоуправление». Справочный аппарат центра позволяет получить оперативную информацию по общим вопросам местного самоуправления, о проблемах развития района, местных законодательных актах, статистических сведениях.
Одна из форм информационного обслуживания депутатов районного собрания, муниципальных служащих, руководителей предприятий осуществляется в режиме «запрос-ответ». Им предоставляются книжные подборки «Местное самоуправление – ресурс государства для управления развитием», специализированные периодические издания: «Муниципальная власть», «Местное самоуправление»; ксерокопии статей, списки литературы, аналитические обзоры, экспресс-информация «Новое в Российском законодательстве», «Законы и нормативные акты области» дайджест «Новое в местном самоуправлении», фактографические сведения.
Информационное обеспечение осуществляется традиционными формами с внедрением новых информационных услуг с использованием информационных технологий:
- встречи в помещении библиотеки населения с представителями местной власти;
-информирование населения
с помощью бюллетеня «
- оказанием справочно-
Библиотечно-информационный центр Центральной библиотеки предоставляет следующие услуги:
- подбор литературы по интересующим темам;
- поиск информации в СПС «Консультант Плюс», в электронных каталогах, базах данных Центральной библиотеки региона и других российских библиотек;
Информация о работе Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления