Образ ведьмы в учёном и народной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Цель моей курсовой работы, рассмотреть, как и из чего складывался образ ведьмы в период Средневековья.
Задачи курсовой работы:
- исследование образа ведьмы в народной культуре Средних веков;
- рассмотрение образа ведьмы в научных трудах учёных периода Средневековья.

Содержание

Введение 3
1. Образ ведьмы в народной культуре Средневековья 4
2. Образ ведьмы в трудах учёных периода Средневековья 10
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Образ ведьмы в учёном и народной культуре Средневековья (курсовая).doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Колдуны прорицающие:

Предугадывают и предвидят вещи, которые должны произойти, и вызывают злых духов с помощью неких заговоров и определенных формул. И с помощью этих слов, как требуется от них, отвечают голосом или как-то иначе, взглянув на появляющиеся перед их глазами в стекле, кристаллах или кольцах картины или образы предметов, которые ищут.

Гадатели:

Знатоки искусства  гадания, которое может произноситься предсказывающими духами. Могут указать тех, кто украл вещи, и рассказать, где вещи, потерянные или украденные, находятся.

Фокусники:

Фокусники и  ложные целители, которые для исцеления всех болезней и болячек человека и скота используют или некоторые определенные заговоры, или письмена, называемые чарами или заклинаниями, которые вешаются на шею или некоторые другие части тела.

Чародеи и заклинатели:

Чародеи или  заклинатели, которые полагают, будто с помощью произносимых специальных слов, надписей, подобий, трав или других предметов они могут сделать то, о чем заявляют, поскольку дьявол либо помогает, либо руководит ими в совершении чудес. От них несколько отличаются ведьмы или карги, и авгуры или предсказатели по полету птиц, а также предсказатели по внутренностям жертвенных животных.

Ведьмы:

Ведьмой или  каргой является та, которая, введенная в заблуждение союзом, заключенным с дьяволом, убеждаемая, побуждаемая или обманываемая им, полагает, будто она может сделать по злому умыслу или с помощью проклятия сотрясение воздуха молниями и громом, чтобы вызвать град и бури, передвинуть зеленые поля или деревья в другое место, перемещаться на своем домашнем духе (который обманом принимает форму козла, свиньи или теленка и т.п.) на некую достаточно отдаленную гору в удивительно короткий промежуток времени, а иногда летать на посохе, вилах или некоторых других орудиях и проводить всю ночь напролет со своим возлюбленным, играя, борясь, пируя, танцуя, развлекаясь и ублажая дьявольское вожделение тысячей непристойных забав и чудовищных насмешек.

Именно таинственным характером феномена ведовства объясняется тот факт, что серьезные историки практически уклонялись от его изучения или относились к нему с излишним скептицизмом, пытаясь таким образом оградить себя от назойливого внимания охотников за сенсациями и насмешек коллег. Многое из написанного о ведовстве отмечено печатью некомпетентности (ни одна другая тема в истории не вызывала столько бессмысленной болтовни) и легкомысленного отношения к идее, погубившей сотни тысяч людей [1].

В XV веке происходит явный сдвиг в отношении богословов к проблеме ведовства. Многие теологи по-прежнему следуют традиции «Епископского канона», отрицая даже реальность оборотничества и полетов, но большинство настаивает на том, что дьявол нередко вводит людей в заблуждение, заставляя их верить, будто они действительно вытворяют подобные вещи. Скептичную позицию отстаивали главным образом гуманисты, охваченные идеями неоплатонизма, несовместимыми с вульгарными суевериями. Однако все большее число богословов обходило молчанием, а то и оспаривало «Епископский канон», хотя только единицы осмеливались совершенно не принимать его в расчет. Их сгущающийся страх перед ведьмами был отражением сильнейшего, но безотчетного ужаса, охватившего средневековое общество в процессе ломки привычных ценностей. Не случайно многие теоретики ведовства лично присутствовали на церковном соборе в Базеле или были непосредственным образом связаны с его постановлениями, проникнутыми глубокой озабоченностью проблемами раскола, ереси и церковного согласия, - последнее обстоятельство свидетельствует о том, что над средневековой католической церковью нависла огромная угроза, которую она так и не сумела преодолеть до конца.

Названия, присвоенные ведьмам учеными, показывают, что фольклорные традиции не были полностью вытеснены более поздними еретическими наслоениями. Чаще всего ведьм называли вальденсами, газарами или просто haeretici (еретиками), но встречаются также старые названия, такие как lamiae, mascae, striae или strigae,  - последним обычно обозначалась «секта»: secta strigarum (секта стриг). Некоторые наименования представляют переложенные на латынь диалектные названия, например, испанское bruxe (bruja) или xurguine.

Ученые оказались в затруднительном положении, не зная, как трактовать рассказы о ночных скачках женщин под предводительством Дианы. С одной стороны, над ними довлеет традиционный скептицизм «Епископского канона», и одни теоретики всецело разделяют позицию канона, другие принимают ее лишь отчасти, а третьи перефразируют ее в схоластическом ключе, заявляя, что женщины сами, мол, введены в заблуждение. Нидер, несмотря на свою доверчивость в других вопросах, полностью поддерживает канон. Он рассказывает историю о женщине, утверждавшей, будто она летала в большой корзине вместе с Дианой. Однако подсматривавшие за ней люди рассказали, что на самом деле женщина не выходила из комнаты, она просто впадала в транс, а очнувшись, утверждала, что совершила путешествие. Однако вера в правоту канона уже пошатнулась. Авторы, которые полагают, что женщины обманываются, мня себя участницами ночных скачек, как правило, считают эти иллюзии результатом проделок демонов. Отсюда один шаг до утверждения, что канон совершенно прав, объявляя невозможными скачки с Дианой, но что женщины действительно скачут верхом вместе с демонами, принявшими облик Дианы. Другие авторы настойчиво утверждают, что «Епископский канон» не может относиться к нынешним еретикам, в каковых заключена новая хитрость дьявола. В отличие от мнимых участниц дианических скачек они собираются для совершения малефициума и поклонения дьяволу. Поэтому, предупреждают Винети и Жакье, не следует тешить себя ложным чувством безопасности, всецело доверяясь канону. В XVI в. этот аргумент получил столь широкое признание, что всякий, кто осмеливался поддерживать канон, подвергал себя смертельной опасности: его легко могли обвинить в том, что он чинит препятствия преследованию преступников [1].

Теперь большинство  авторов признает возможность телесных полетов, некоторые уточняют, что ведьмы летают верхом на помелах, палках и животных, обычно на котах и козлах. Из всех теоретиков XV в. только Тинкторис пишет, что ведьмы приобретают способность к полету, натираясь колдовскими мазями.

Вместе с  идеей полета обсуждаются и кутежи Ьопае mulieres (хороших женщин). Многие теоретики полагают, что ведьмы проникают в дома людей, чтобы добыть себе пищу и питье; Бернард из Комо называет их пиры «ludi bonae societatis» («игрищами хорошего общества»). Присутствие этой традиции в литературе XV в. проливает свет на происхождение обнаруженных Карло Гинзбургом итальянских бенандантов XVI в. Нидер и Альфонсо де Спина пишут, что ведьмы или сопровождающие их демоны ведут сражения и подобно марширующим полкам производят много шума [2].

Ведьмы, которые  проникают в людские дома с  целью похищения пищи, детей или  с иными зловредными намерениями, должны уметь, как утверждает Вигнат, проходить сквозь запертые двери. Большинство авторов решительно оспаривает это предположение; многие из них полагают, что ведьмы лишь создают видимость прохождения сквозь двери, которые стремительно открываются и закрываются демонами, или же сами ведьмы обладают сверхъестественной способностью в мгновение ока открывать и закрывать двери. Во избежание суеверного представления о способности ведьм просачиваться сквозь твердые субстанции Маморис разумно предполагает, что ведьмы проникают в людские дома через дымоходы.

Большинство теоретиков вслед за схоластами отстаивает реальность инкубов. Сам по себе факт, что вопрос об инкубах обсуждается в связи с ведовством, говорит о многом, однако только Иордан де Бергамо осмеливается прямо заявить о половых сношениях ведьм с инкубами во время пирушек. Совокупления с инкубами всегда мыслились отличными от церемониального соития ведьм с дьяволом.

Если демоны обладают способностью обращаться в инкубов, значит, они могут принимать и другие облики. Авторы сходятся во мнении, что эти облики иллюзорные.

 

Демонам не дано превращать одно в другое, они могут только изменять внешний вид вещей. Вопрос о том, каким образом они выполняют эти трансформации, вызывает некоторые разногласия. Скептики, в частности Гильом де Беши и Мартин Арльский, убеждены, что в действительности демоны не совершают никаких трансформаций, а лишь обманывают восприятие людей, являя ему мнимые чудодеяния. Более легковерные авторы, например, Вигнат, считают, что демоны сгущают вокруг себя воздух, придавая ему ту или иную форму, и таким образом являются то в виде мужчины, иногда черного или обезображенного, то в образе женщины, то в форме животного, например, черного кота, жеребца, козла, борова или собаки. Точно так же они способны обращать одну тварь в другую, например, мужчину в мышь, а старуху в черную кошку. Маморис утверждает, что с помощью колдовской мази человек может обернуться волком. Самую мрачную историю об оборотнях мы находим в трактате Нидера «Наставление». Некий рыцарь, совокупляясь с хорошенькой девушкой, вдруг обнаружил, что катается в грязи в объятьях мертвого зверя [2].

Как и за еретиками, за ведьмами числится проведение тайных ночных сходок, хотя некоторые авторы сомневаются в этом. Иногда утверждается, что такие собрания устраиваются ночью по четвергам в соответствии с древним народным обычаем проведения пиров в день Юпитера. Ведьмы вынуждены соблюдать секретность, так как опасаются преследования властей. По аналогии с собраниями катаров, вальденсов и иудеев сходки ведьм именуются «синагогами». Название «шабаш», столь часто употребляемое современными авторами, в сочинениях XV в. встречается только дважды: первым о шабаше заговорил Петр Маморис в - 1462 гг., второе упоминание принадлежит Винсенту.

Не подлежит сомнению, что участники подобных сходок являются еретиками, а возможно даже, составляют организованную секту, исповедующую ведовской культ. Это мнение разделяют даже самые скептичные авторы. Ведьмы верят в иллюзорные вещи, утверждает Бернар Базен, но такая вера еретична. Ведовская ересь - самая ужасная из всех ересей. Другие ереси, пишет Жакье, распространяются людьми, тогда как ведовство является выдумкой самого дьявола. Поскольку преступление ведьм отвратительно по своей природе, ведьмам должно быть отказано в возможности возвращения в общество путем отречения от своих заблуждений, каковая обычно предоставляется другим еретикам, - ведьм следует сжигать по первому же обвинению. Тот факт, что ведьмы введены в заблуждение дьяволом, продолжает Жакье, ни в коей мере не может служить оправданием им, ибо даже по окончании ведовской сходки, когда прямое воздействие дьявола исключено, ведьмы с упорством еретиков продолжают чтить своего мерзкого повелителя, что свидетельствует не только о помутнении разума, но и о развращенности воли.

В ученых трактатах XV в. идея пакта все еще остается как бы на периферии. Старое представление о том, что любая магия предполагает сделку с нечистой силой, звучит довольно часто, но об официальном договоре с дьяволом говорят только Мартин ле Франк, который осмеивает эту идею, и в «Заблуждение газар». В обоих документах утверждается, что при посвящении в ведовской культ новичок обязан подписать кровью договор с дьяволом.

В описании оргий по-прежнему ощущается влияние фольклорной и еретической традиций. Нидер особо подчеркивает сходство ведовских оргий с оргиями, которые устраивали еретики антиноминистского толка. На своих тайных собраниях ведьмы пируют, пляшут и предаются блуду. Как и прежние еретики, члены ведовской секты прелюбодействуют скорее друг с другом, нежели с демонами. В «Заблуждениях газар» говорится, что по окончании пиршества гасятся огни и раздается клич «Mestlet, mestlet!» («соединяйтесь»), и все падают ниц, чтобы излить свое сладострастие на того, кто окажется рядом. О гомосексуальных сношениях упоминает только Тинкторис: гомосексуализм, обычное обвинение в отношении катаров, достаточно редко приписывался ведьмам, - в соответствии с древними представлениями об инкубах и суккубах распутство ведьм мыслилось как здоровое, естественное влечение к демонам противоположного пола. Ритуальное совокупление с дьяволом, которое в XVI в. составит одну из обязательных характеристик ведовских шабашей, пока упоминается редко. Только Вигнат вводит в ведовские оргии сверхъестественные силы, но эти силы представлены скорее демонами, нежели самим дьяволом. Вигнат, написавший свое сочинение приблизительно в 1468 г., после позорных процессов в Артуа, на которых впервые прозвучала мысль о половой холодности демонов, первым из теоретиков ведовства заговорил об этой особенности демонических сношений, что являлось отступлением от традиции инкубов и суккубов, - последним обычно приписывали способность разжигать в своих партнерах небывалое сладострастие.

В соответствии с еретической традицией оргии  ведьм мыслятся в тесной связи  с идеей детоубийств и каннибализма. Авторы объясняют совершаемые ведьмами убийства детей следующими соображениями. Во-первых, ведьмы приносят детей в жертву дьяволу. В «Заблуждениях газар» говорится, что вступающий в секту дает обещание убить как можно больше детей, не достигших трехлетнего возраста, и что ведьмы обычно душат младенцев в колыбелях. Кроме того, ведьмы убивают и пожирают собственных детей, но сначала хоронят их по христианскому обычаю, дабы не вызвать подозрений у соседей. После погребения ведьма возвращается на кладбище, выкапывает труп, отсекает голову, руки и ноги, заворачивает туловище в тряпку и затем относит его на сходку, чтобы вместе с другими полакомиться детским мясом. Такова вторая причина, толкающая ведьм на детоубийство: дети служат пищей для ведьм. Некоторые авторы трактуют людоедство ведьм в духе старой традиции кровопиец-стриг, но в представлении большинства авторов, ведьмы полностью пожирают детей, предварительно прожарив их на огне. Нидер утверждает, что ведьмы варят детей в котлах, что отваренное мясо идет в пищу, а бульон либо выпивается, либо служит для приготовления экстракта, которым потчуют новичков, чтобы навеки привязать их к секте. Из твердых частей тела готовятся магические мази и бальзамы, что составляет третью причину детоубийства [1].

В XV в. колдовские мази становятся одним из важнейших элементов ведовства. Эти мази готовятся из детской плоти или из других не менее ужасных компонентов. Согласно рецепту Тинкториса, для приготовления мази необходимо смешать разрубленное мясо жаб, вскормленных освященными гостиями, с кровью убитых детей, истолченными костями эксгумированных трупов и менструальными выделениями. Еще более сложную процедуру приготовления мази рекомендуют «Заблуждения». Возьмите рыжего мужчину, слывущего правоверным католиком, разденьте его донага, привяжите к скамье, так чтобы он не мог пошевельнуться, и выпустите на него ядовитых гадин, и пусть они кусают и жалят его. Когда он испустит дух, подвесьте тело вниз головой и поставьте под голову чашу, в которую будет собираться конденсат. Смешайте собранный конденсат с растопленным жиром убитого, детскими потрохами и мясом ядовитых тварей, вызвавших кончину жертвы. Приготовленные подобным образом мази и порошки используются ведьмами в самых разных целях. Ведьмы натираются этими мазями или смазывают ими палки и метлы, чтобы подняться в воздух; с их помощью они посвящают себя дьяволу, принимают разные облики, насылают гибель и порчу и творят иные лиходейства. В духе прежних представлений «Заблуждения» объясняют эпидемии болезней магической силой порошка, который ведьмы изготовляют из кошачьих трупов, начиненных травами, зерном и плодами, и разбрасывают с горных вершин на землю, чтобы вызвать чуму.

Информация о работе Образ ведьмы в учёном и народной культуре