Образ ведьмы в учёном и народной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Цель моей курсовой работы, рассмотреть, как и из чего складывался образ ведьмы в период Средневековья.
Задачи курсовой работы:
- исследование образа ведьмы в народной культуре Средних веков;
- рассмотрение образа ведьмы в научных трудах учёных периода Средневековья.

Содержание

Введение 3
1. Образ ведьмы в народной культуре Средневековья 4
2. Образ ведьмы в трудах учёных периода Средневековья 10
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Образ ведьмы в учёном и народной культуре Средневековья (курсовая).doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Кощунственное использование Евхаристии представляет оскорбительный выпад против христианства. «Заблуждения» описывают гостью, приготовленную из экскрементов, а другие источники говорят о том, что ведьмы растаптывают распятие и священное Тело Христово.

Выражением  презрения к церкви и обществу является также отречение от христианской веры, Бога, Христа, крещения, Пресвятой Девы и распятия. Вступающий в секту должен совершить официальный акт отречения от христианства; встречаются также упоминания о том, что все ведьмы совершают его на своих сборищах.

Важнейшим элементом ведовства в представлении теоретиков были прямые сношения ведьм с дьяволом и его демонами. Следуя устоявшейся традиции, авторы объясняют силу магии помощью демонов и объявляют ересью любые сношения с нечистой силой. Даже Гильом де Беши, подвергавший сомнению все прочие атрибуты ведовства, разделяет идею, что колдуны творят свои деяния при помощи злых духов. Но именно в силу того, что заклинание демонов столь широко приписывалось колдунам, оно само по себе не может считаться свидетельством ведовства. Ведьма, в отличие от колдуна, не только вызывает демонов, но и поклоняется дьяволу.

Фома Эбендорфер вслед за Гильомом из Оверни указывает, что поклонение иным существам помимо Бога есть идолопоклонство, но даже почитание Господа, если оно совершается в суеверной форме, недозволительно. Почитание демонов страшнее обычного идолопоклонства, но ужаснейший грех - это поклонение верховному духу зла. Как объясняет Жакье, ведьмы являются самыми страшными еретиками потому, что они поклоняются и служат дьяволу, зная, что он дьявол. Умышленное, добровольное отречение от христианского бога и общества - вот сущность ведовства [2].

В ряду обрядов, посредством которых ведьмы свидетельствовали свое почтение дьяволу, наиболее естественными представляются жертвоприношения. Они присущи как языческой, так и христианской традиции, и поэтому трудно сказать наверняка, был ли данный элемент ведовства пародией на христианство или являлся отголоском древних языческих и магических ритуалов. Скорее всего, в нем соединились обе традиции. Некоторые теоретики осуждают жертвоприношения дьяволу в самых общих выражениях, в духе старых запретов, осуждавших поклонение языческим богам, другие высказываются более определенно. Как уже упоминалось выше, дьяволу приносили в жертву детей, но практиковались также и другие подношения - это мог быть черный петух, или какая-то пища, или часть человеческого тела, а то и собственная сперма.

В XV в., когда еще были живы многие феодальные институты, естественной формой поклонения было принесение оммажа. Вступающий в секту присягал на верность демонам или дьяволу; порой этот ритуал являл собой точную копию феодальной присяги - в этом случае присягающий клал свои ладони в ладони дьявола. Иногда в качестве дьявола выступал «учитель» или «председатель» собрания, и тогда новичок присягал ему. Вступающий в секту приносил клятву верности, обещая соблюдать тайну собраний, вербовать в секту новых приверженцев, убивать малых детей, являться на «синагогу» по первому же вызову, насылать импотенцию на мужчин и сеять неприязнь между мужьями и женами, дабы расстроить как можно больше супружеских союзов. В подражание принятой в феодальном обществе церемонии присяги, которая часто завершалась поцелуем мира, и по аналогии с церковной службой, также включавшей в себя поцелуй, ведьмы на своих собраниях дарили непристойный поцелуй дьяволу. В «Заблуждениях» говорится, что ведьмы целуют зад дьявола, при этом последний может быть представлен в образе козла или вепря [3].

Упоминания  о печати дьявола, этом типичном элементе позднего ведовства, редко встречаются в трудах теоретиков. О дьявольской печати упоминает Жакье, но он просто цитирует материалы судебного процесса, на котором обвиняемый признался, что демон по имени Тонион оставил свою отметину на его бедре, прикоснувшись к нему кончиком пальца, и что таким же образом были помечены его брат и сестра. Иордан де Бергамо, несмотря на свою доверчивость в других вопросах, решительно оспаривает идею о том, что ведьмы носят на теле под волосами дьявольскую печать, ибо он видел множество обритых ведьм, но ни одна из них не имела подобной печати. Однако он убежден, что в теле каждой ведьмы спрятан амулет или талисман, который оберегает ее от ранений или делает нечувствительными к боли определенные участки тела (это поверье получило широкое распространение в XVI веке и породило весьма неприятную процедуру прокалывания) [1].

Идея личных духов  не привлекает особого внимания теоретиков, хотя даже скептичный Гильом де Беши не сомневается в существовании  таковых. Если авторы и высказываются на эту тему, то говорят именно о духах, не упоминая о звериных чертах, каковыми наделялись эти духи в ведовских процессах и сочинениях более позднего вре-мени.

Картина ведовства продолжала пополняться новыми деталями вплоть до XVII в., однако в основных своих чертах она была завершена к концу XV века, отчасти стараниями ученых умов. Однако главную роль в формировании феномена сыграли ведовские процессы, теоретики ведовства не всегда поспевали за теми идеями, что звучали на этих процессах. Некоторые темы, например, тема osculum infame (непристойного поцелуя), чаще представлены в судебных протоколах, нежели в ученых трудах, в которых они раскрываются с большой осторожностью и не получают полного освещения. Поэтому неверно полагать суды над ведьмами результатом теоретической разработки темы ведовства. Наоборот, теория, как правило, следовала на поводу у практики, теоретики лишь подхватывали наработки судов, в которых решающее значение имели народные поверья, наследие судебных расправ с еретиками и неиссякаемое рвение инквизиторов. В большинстве своем теоретики  ведовства (за исключением Винети, Жакье и авторов «Молота ведьм» [4]) не имели отношения к инквизиции и не принимали участия в судах над ведьмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Любое событие, произошедшее в далеком прошлом, утрачивает четкие контуры того культурного контекста, который обрамлял его. Образ ведьмы уже давно превратился в неотъемлемую деталь сказок и мифов, которыми мы зачитываемся в детстве; повзрослев и приобретя позитивные знания, мы снисходительно взирает на наши детские страхи и фантазии, считая, что они всего лишь плод незрелого миропонимания. Однако всевозможные фобии, мучающие нашу душу, наводят нас на мысль о некоторой модификации образа ведьмы. Вера в сверхъестественные силы, амулеты, заговоры, гадание и прочие вещи этого класса навсегда вошла в нашу повседневную жизнь, сделав ее игрушкой в руках добрых ангелов и злых демонов, к помощи которых мы прибегаем в минуты сомнения, несчастья и поиска истины. Сами того не сознавая, мы воскресили веру в ведьм и колдовство, хотя теперь данное явление относится к эзотерическому области, - проникновение в нее, как многие считают, сообщает недоступное непосвященным сокровенное знание. Вампиры, ведьмы, оборотни и сатанисты - главные персонажи фильмов ужасов, открыто культивирующих веру (а иногда и поклонение) во всемогущество злых сил. Конец XX века ознаменовался поражением научного похода к миру, так и не сумевшего ответить на главный вопрос: почему при столь поразительном технологическом прогрессе все еще существуют человеческие страдания? Возможно, разочарование в науке подталкивает мышление к иррациональному истолкованию катаклизмов, физических страданий и царящей повсюду жестокости. Если этим фактам нельзя найти рациональное объяснение, то почему бы ни обратиться к тем людям, которые имеют тесный контакт с потусторонними силами.

Вступая на зыбкую почву мистицизма, люди подчас забывают о том, что история любит повторяться, но повторяется она, правда, обычно в виде фарса. Десятки тысяч сожженных на костре невинных женщин, инквизиция, чудовищные пытки, преследование еретиков - все это невозможно не учитывать при тщательном анализе исторических свидетельств. Вопрос о виновности ведьм не может быть решен однозначно, поскольку вполне вероятно, что некоторая их часть на самом деле использовала в своих ритуалах черную магию. Допустим на мгновение, что в средневековом обществе не нашлось бы противодействия, и оно бы смотрело сквозь пальцы на то, как разрушается единство церкви, подтачиваемое различными мистическими течениями. Государство и Церковь вынуждены были защищаться, применив при этом весь свой репрессивный аппарат и уничтожая не только виновных, но и в большинстве своем абсолютно невинных людей. Общество и сама Церковь, спустя несколько веков, осудили средневековые жестокости, публично покаявшись перед гражданами и паствой. Однако теперь налицо схожая ситуация: вседозволенность, разгул сатанинских сект и укоренившееся в сознании непротивление злу силой. Как ответят на это государство и Церковь? Какой подход они выберут на сей раз? Чтобы разобраться в феноменах ведовства и колдовства, необходимо знать их историческое развитие.

Я в своей  работе попытался проследить, как развивался образ ведьмы в народной культуре и трудах ученых периода Средневековья от истоков, вобравших в себя языческие поверья культур, от которых ведёт своё происхождение западная цивилизация, и до формирования классического образа ведьмы, завершившегося к XV – началу XVI веков, когда произошло небывалое распространение сочинений о ведьмах и многочисленных ведовских процессах, а число ведьм множилось в геометрической прогрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

 

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – с. 395.
  2. Рассел Дж. Б. Колдовство и ведьмы в Средние века. Пер. с англ. Татлыбаева А.М. – СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. – 480 с.
  3. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонолигии. Пер. с англ. Колядин Т.М., Капица Ф.С. – М.: Локид; МИФ, 1996. – 560 с.
  4. Шпренкер Я. Молот ведьмы. Пер. с лат. Н. Цветкова. – СПб: Амфора, 2001. - с. 523.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ ведьмы в учёном и народной культуре