Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель: – изучить историю появления и деятельность ордена иезуитов на территории Беларуси
– исследовать особенности иезуитское барокко на белорусских землях
Задачи: –– изучить памятники иезуитского барокко на территории Беларуси
– рассмотреть характерные особенности архитектуры барокко на примере Оршанского иезуитского коллегиума
Введение
Глава 1 История Орши
Глава 2 Иезуиты на территории Беларуси
2.1 Иезуитское барокко
2.2 Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси
Глава 3 История возникновения и развития Оршанского иезуитского коллегиума
Заключение
Список литературы
В 1621 г. король Жигимонт III предоставил оршанским иезуитам монополию на образование шляхецкой молодежи в городе и во всем Оршанском повете.
Для образования светской моло
Школьный театр при Оршанском коллегиуме действовал с конца XVII до середины XVIII в. Известно, что в нем была поставлена польская драма "Славная помощь в победе Рамира, которую учинили ангельские палки" с белорусско-польскими интермедиями и, возможно, полоцкая драма "Духовное причащение святых Бориса и Глеба". Оба произведения дошли до нас вместе в «Оршанским кодексом» . «Оршанский кодекс» – рукописный сборник, созданный в Оршанском иезуитском коллегиуме в конце XVII в. В настоящее время он хранится в библиотеке фонда им. Оссолинских в г. Вроцлав в Польше. Кодекс включает в себя 4 польские барочные драмы с белорусскими интермедиями, которые ставились в школьных театрах. [9, с.613 ]
Как известно, иезуитские школы воспитали целую плеяду знаменитых государственных и культурных деятелей, поэтов и писателей. Среди воспитанников оршанских иезуитов в особенности следует отметить Яна Красовского — униатского епископа, который к принятия духоунага сана учился в здешней иезуитской школе. Также получил начальное образование в Оршанском коллегиуме Станислав Шадурский (1726—1786) — профессор философии, преподаватель теологии и церковного права в Варшаве, Новогрудке и Вильно. Необходимо отметить и Петра Завадовского (1739 – 1812) — знаменитого российского государственного деятеля, министра народного просвещения во времена правления Александра I, который закончил школу при Оршанском коллегиуме, а потом учился в Киевской Академии.[11, с.228-230]
Комплекс зданий Оршанского иезуитского коллегиума размещался в самом центре города на берегу реки Оршица в месте слияния с Днепром. Вся территория коллегиума была абнесена каменной стеной и в плане имела форму замкнутого неправильного пятиугольника. Однако низкое ограждение почти не заслоняло зданий, которые хорошо просматривались с разных точек города. Костел, школа, коллегиум, аптека и разные хозяйственные постройки свободно распологались на площадке, обнесенной зданиям, и не образовывали замкнутый внутренний двор. Тенденция раскрытия зданий к городу, воплощенная оршанскими иезуитами уже в конце XVII в., на продолжение следующего столетия стала доминирующей для всего храмого строительства Беларуси. [11, с.231 ]
Каменный коллегиум был возведен в 1690 г. с фундации короля Яна Собеского. Сохранились также сведения о том, что активные строительные работы в коллегиуме проводились в 1704—1705 и 1706—1709 годах под руководством архитектора-иезуита Владислава Дегилевича, автора деревянного костела в Мстиславле. Костел св. Михаила Архангела в Мстиславле был построен в 1640 г. Это типичный памятник архитектуры барокко. Постройка с мощной трехнефной каменной базиликой, с двубашенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом. Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное на три или пять продольных нефов рядами столбов или колонн.[13, с.263]
К сожалению, остается неизвестным, что конкретно было построено в это время. Окончательно формирование ансамбля коллегиума было окончено в XVIII в.
Двухэтажное каменное здание коллегиума состояло из «двух линий», соединенных под прямым углом. В ближайшей до костела линии коллегиума находились монашеские кельи. На другом этаже кроме келий размещались библиотека и склад. В одноэтажной пристройке на месте соединения двух линий коллегиума находилась трапезная, окна которой выходили в сад, а на стенах висели портреты "основателей и добродетелей". Второе крыло, или "линия" коллегиума состояла из больших помещений, которые были расположены с одной стороны коридора. Здесь находилось общежитие для учеников, которые бесплатно обучались в публичной школе .
Фасад коллегиума, который был повернут к костелу, имел фигурную башню с часами, "которые отбивали на весь город часы и четверти". Фасад противоположной стороны коллегиума выделялся своеобразным оформлением в виде высокого, богато декорированного двухъярусного фронтона.
От костела до берага Оршицы тянулось длинное каменное одноэтажное здание, в котором располагалась школа и бурса. Фасад здания был частично раскрепованный пилястрами. Вход в него осуществлялся со стороны площадки перед костелом через специальную пристройку, украшенную высоким двухъярусным барочным фронтоном – верхней частью стены, чаще всего в виде треугольника, ограниченной сверху крышей, снизу – горизонтальным карнизом, отделяющим его от стены .[13, с.419 ] В ней же находился и колокол, звон которого регламентировал школьную жизнь.
Помещения школы через коридоры и актогон (восьмигранную пристройку) соединялись со зданиями коллегиума и костела. Оставшиеся служебные помещения располагались по периметру. На берегу Оршицы стояло двухэтажное каменное здание,, в котором находились пивоварня, пекарня и столярня, а также помещения для челяди. При иезуитских коллегиумах обычно существовали разные мастерские, где монахи совершенствовались в ремеслах, которыми владели перед вступлением в орден. Руководителем столярной мастерской при Оршанском коллегиуме в 1783-1808 годах был столяр-иезуит Андрей Сальцевич . В портняжной мастерской, которая располагалась в здании коллегиума, в 1818 г. работали 3 портных и 2 швеи. [11, с.231]
При коллегиуме существовала и первая в городе аптека, одноэтажное каменное здание которой располагалось вдоль северной стены комплекса. Рядом с аптекой находились въездные ворота. Далее за воротами размещались сарай, конюшни, хлевки и кузница. Во дворе, окруженным хозяйственными постройками, находился колодец, от которого по трубам вода доставлялась в сад и на кухню.
Каменный костел — самую позднюю по времени возведения постройку коллегиума — оршанские иезуиты начали возводить в 1741 г. Через четыре года заложенный фундамент костела проверил архитектор Фонтана. Имя автора проекта костела остается неизвестным. В иезуицких архивах сохранились только сведения о том, что архитектор был человек светский. Руководил строительными работами при возведении костела уроженец Баварии иезуит Бенедикт Мезмер. Правда, быстро после начала строительство Оршанского костела было прервано из-за нехватки средств и окончено только в 1760 г. Еще через восемь лет костел был освещен именем Архангела Михаила. Скульптурные работы для костела были сделаны еще до окончания его строительства иезуитом Яном Германом, скульптором по профессии .[11, с.231]
В 1786–1788 годах костел пришлось уже восстанавливать. Работы были проведены под руководством архитектора Войтеха Абранпольского. Тогда же деревянные алтари были заменены каменными. До нашего времени не сохранилось никакого другого иконографического материала костела, кроме чертежа главного фасада и плана.
Костел бы построен по традиционной для иезуитов схеме: трехнефовая крестово-купольная базилика, внутреннее пространство которой поддерживалось шестью опорными столбами. В месте пересечения центрального нефа – продольного внутреннего пространства здания, огражденного либо наружными стенами, либо аркадами и столбами, с широким трансептом был возведен невысокий купол на цилиндричном барабане. Особенностью храма была не характерная для позднего барокко упрощенность форм внешнего оформления. Его боковые башни из-за нехватки средств во время строительства возвели только по высоте фасада. Благодаря этому костел сразу утратил выразительность силуэта, уменьшилась воздействие всего его внешнего объема. Главный фасад костела был украшен только плоскими пилястрами, которые размещались в двух почти равных по высоте ярусах. Скульптурное оформление фасада полностью отсутствовало. Сориентирован костел алтарем на север, что являлось нетрадиционным для иезуитских храмов. Объяснялась это необходимостью раскрыть его главный фасад к замку, на территории которого в свое время находился королевский двор.
Формирование архитектурного ансамбля иезуитского коллегиума в Орше хронологично совпадает с принципиально новым этапам в развитии города. В XVII–XVIII века в Орши были построены 9 католических и униатских храмов, в итоге чего в городе сформировался развитый комплекс архитектурных доминант, объединенных сложной системой визуальных связей. Иезуицкий коллегиум, расположенный в самом центре Орши, являлся одновременно центром пересечения нескольких панарамно-пространственных комплексов города.
После упразднения ордена иезуитов в Российской империи в 1820 г. в бывших иезуитских зданиях в Орше была размещена 4-классная доминиканская школа, которую власти закрыли в 1829 г.
В 1839 г. бывший Оршанский иезуитский коллегиум был передан в военное ведомство.В 1845 г. епархиальный архитектор получил указ о составлении проекта для перестройки костела имени Архангела Михаила.Однако в скором времени властями было принято решение о продаже костела на снос. В середине XIX в. храм был уничтожен.
Тюремный замок в бывших иезуитских зданиях располагался с 1842 г. до конца 1980 г. Со всего комплекса зданий коллегиума до нашего времени сохранилось постройка самого коллегиума со значительными переделками перестройками XIX и XX в.
В течение 1991—1993 гг. на территории коллегиума были. проведены археологические исследования.
Во время раскопок было обнаружено много находок. Это в основном терракотовая плитка ХVII в., фрагменты керамической и стеклянной посуды XVII–XVIII в., фрагменты известковых карнизов с интерьера костела.
XXI в. принес Орше радость приятных обновлений во всех сферах ее развития, в том числе градостроительной. Особенно стремительно и динамично развивался город в период подготовки к важному событию республиканского значения «Дожинки-2008».
После длительного забвения здание коллегиума приобрело первозданный вид памятника архитектуры XVII в. В нем разместился административно-выставочный центр, первый этаж которого занимает детская библиотека имени Владимира Короткевича, второй – Оршанская городская художественная галерея В.А. Громыко, а мансардные помещения- отдел культуры Оршанского горисполкома. Кроме того, в помещениях, возведенных на фундаменте бывшей трапезной, разместилось детское кафе, а в отреставрированном здании бурсы работает Оршанский городской дом ремесел.
Заключение
«Иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-натуралистическое по форме. Оно получило распространение не только в Италии и Испании, где его влияние было особенно сильным, но и в Восточной Европе. Католическое барокко стало стремительно распространяться в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты строили костелы и коллегиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда прямо по чертежам, присланным из Рима.
Изучив в своей работе историю появления иезуитов на территории Беларуси я пришла к следующим выводам: орден оказал огромное влияние на культуру и образование на белорусских землях. Принеся с собой новый архитектурный стиль–– иезуитское барокко, внес огромный вклад в дальнейшее развитие архитектуры Беларуси. Способствовал созданию многих замечательных памятников монументального зодчества на Беларуси.
Изучив "иезуитское барокко" на примере Оршанского иезуитского коллегиума, необходимо отметить тот факт, что изначально в стиле не наблюдалось той пышности, что сегодня является неотъемлемой особенностью барокко. Еще одной особенностью стиля является то, что в разных странах стиль обогащался новыми чертами и элементами декора, однако планировка и часть элементов декора оставались в общем неизменными.
Культовые постройки ордена– одна из главных заслуг деятельности иезуитов на Беларуси. Их необходимо сохранить для нашего будущего поколения. Я считаю, что нужно разрабатывать экскурсионные маршруты по местам нахождения памятников архитектуры иезуитского ордена.
Иезуиты и их деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Беларуси. Культурно- историческое наследие, которое принесли иезуиты – настоящие шедевры монументально зодчества нашей страны.
Список литературы
1. Архітэктура Беларусі. Нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапейскім кантэксце . У 4 т. Том 2. 16-сярэдзіна 18 стагоддзя, пад рэдакцыяй Лакотка А. I., Габрусь Т. В., Кулагіна А. М., Пятросава А. Ю., Сардарава А. С., Чантурыя Ю. У., Мінск, "Беларуская навука", 2006
2.Блинова Т.Б. Иезуиты в Беларуси: Роль иезуитов в организации образования и просвещения. Гродно, 2002
3. Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Віцебская вобласць. Мінск, 1985
4. Иезуиты в Полоцке 1560–1820 гг. // Наследие Полоцкой земли. Вып. 2. Ч. 1. Полоцк, 2005
5. Квитницкая Е.Д. Коллегиумы Белоруссии XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1969. № 18
6. Лазука Б.А. Беларускае барока. – Мінск: Беларусь, 2001
7.Марцинкевич В.А., Федоренко В.А., Стахович Н.К. Орша. Оршанский район. Минск, 2008
8. Митрошенко И.И. Иезуиты в восточной части Белоруссии с 1579 по 1772 г. // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1912. Т. 2.
9. Республика Беларусь: Энциклопедия. Т. I–V, Минск: Бел Эн, 2007
10. Русецкі А.У., Русецкі Ю.А. Мастацкая культура Аршанскай зямлі ў канцы X – XIX стагоддзях, Мінск: Бел Эн, 2002
11. Хмяльніцкая Л.У., Цішкін
І. Гісторыка-археалагічны
12. Чантурия В.А. Архитектурные памятники Белоруссии. Минск: Полымя, 1982
13. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. Т. I–V. Мінск: БелСЭ, 1984–1987