Особенности культуры, присущие только Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:54, реферат

Краткое описание

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Содержание

Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности японцев...................................................... 5
Краткая историческая справка.................................................................
5
Традиции японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Японии.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна  не техника построения икэбаны, а душевная тренировка. 

В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы.

Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.[11] 

Нэцкэ 

Любителям искусства  хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие  разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью  исполнения. В скульптуре высотой  в три- четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни

Японии ХVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. 

Назначение нэцкэ  выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не- цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй -

"прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби

(поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. 

Заключение 

Суровые природные  явления, от которых напрямую зависели жизни людей на

Японских островах, вызывали у древних обитателей страх. Их высшие божества олицетворяли собой природные явления. Затем, после прошествия некоторого периода времени, в Японии появилось учение, которое говорило о том, что если человек не будет жить в гармонии с природой, она не пощадит человека.

Практически все  первые храмы в Японии были построены  из дерева, так как дерево считалось  японцами “живым”, “говорящим” материалом, принадлежащим природе. Камень же, по представлениям японцев, материал “мертвый”,

“молчаливый”. Но в  природе японцы видели не только угрозу, но и прелесть всего живого. Японцы понимают, что в природе, кроме  человеческих творений, нет места  негармоничному. Все в природе находится в гармонии, и лишь человек способен сотворить дисгармонию. Следовательно, человек должен жить в гармонии с окружающим его миром живой природы. Природа также являлась предметом любования и созерцания. Японцы создавали строения для созерцания природных пейзажей. Они сами же пытались и сотворить с помощью природы красоту, немного посостязаться с ней. Все строения, произведения искусства имели в качестве украшения природные орнаменты, пейзажи; во всем присутствовал природный мотив. А более всего в Японии ценились только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную и из “живого” материала: глины, дерева. 

Очень сильными оказались  и традиции в японском искусстве. Ведь столько веков прошло, а японцы хранят верность стилям. Произведения искусства японских мастеров не только хранят верность стилям, но и всегда имеют в себе то новое, что нет ни у одного другого произведения искусства. В японском искусстве нет места штампам, шаблонам. В нем, как и в природе нет двух совершенно одинаковых творений. И даже сейчас произведения искусства японских мастеров нельзя спутать с произведениями искусства других стран. В японском искусстве время замедлило свой ход, но оно не остановилось. В японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней. 

История цивилизации  Японии является частью мировой и  рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть

Запад, и они никогда  не сойдутся". 

Однако, как мы видим  на примере Японии Восток и Запад  сошлись. Можно сказать, что в  Японии проявляется евразийство. 

Евразия - это особый мир, который сохраняет неповторимость национальной культуры и в то же время способный усваивать достижения других культур. Активное заимствование  чужого не лишило Японию ее оригинальности.

Картина мира, которая  сегодня формируется учеными  на основе изучения социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий  жизни народов, включает в себя и  самобытные условия cтановления японской цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная

Япония играет в  политической, экономической и духовной жизни мировой цивилизации. 

Японская культура, родившись на национальной почве, впитала  в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир  повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности  мира человеческого и божественного. 

Список использованной литературы: 

1) Акутагава Р. Новеллы: Пер. с яп. / Вступит. статья А.Стругацкого; 

Коммент. В.Гривнина, Н.Фельдмана. – М.: Худож. лит. 1989. 

2) Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 

Издание второе. М.: Изд-во Наука, 1985. 

3) Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. 

4) Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских островах. – М.: Политиздат, 1989. 

5) Искусство стран  Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.: 

Просвещение, 1986. 

-----------------------

[1] Акутагава Р. Новеллы: Пер. c яп. / М.: Худож. лит., 1989. С.25. 

[2] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.9. 

[3] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.195.

[4] Искусство стран  Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:

Просвещение, 1986г. C.283.

[5] Искусство стран  Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:

Просвещение, 1986г. C.291.

[6] Искусство стран  Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:

Просвещение, 1986г. C.287.

[7] Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония. – М.: Политиздат, 1989. C.110.

[8] Акутагава Р. Новеллы: Пер. c яп. / Вступит. статья А.Стругацкого М.:

Худож. лит., 1989. С.17.

[9] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.

С.284.

[10] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.57.

[11] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.189.

Информация о работе Особенности культуры, присущие только Японии