Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:54, реферат
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.
Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности японцев...................................................... 5
Краткая историческая справка.................................................................
5
Традиции японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной литературы..........................
Сама природа учит
японца ценить мгновение, поэтому важна
не техника построения икэбаны, а душевная
тренировка.
В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы.
Икэбана продолжает
существовать и как профессиональное,
и как самодеятельное искусство. Икэбана
шествует по всему свету, особенно широкое
распространение она получила в США, Франции
и Англии, все большую популярность она
завоевывает и у нас в стране.[11]
Нэцкэ
Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три- четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни
Японии ХVII - XIX веков.
Являясь по своему назначению утилитарными,
бытовыми предметами, нэцкэ со временем
превратились в подлинное искусство.
Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не- цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй -
"прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби
(поясе) носят кисет
с табаком, связку ключей или инро (коробочку
для лекарств и парфюмерии). Необходимость
такого приспособления вызвана отсутствием
карманов в японском традиционном костюме.
Заключение
Суровые природные явления, от которых напрямую зависели жизни людей на
Японских островах, вызывали у древних обитателей страх. Их высшие божества олицетворяли собой природные явления. Затем, после прошествия некоторого периода времени, в Японии появилось учение, которое говорило о том, что если человек не будет жить в гармонии с природой, она не пощадит человека.
Практически все первые храмы в Японии были построены из дерева, так как дерево считалось японцами “живым”, “говорящим” материалом, принадлежащим природе. Камень же, по представлениям японцев, материал “мертвый”,
“молчаливый”. Но в
природе японцы видели не только угрозу,
но и прелесть всего живого. Японцы
понимают, что в природе, кроме
человеческих творений, нет места
негармоничному. Все в природе находится
в гармонии, и лишь человек способен сотворить
дисгармонию. Следовательно, человек должен
жить в гармонии с окружающим его миром
живой природы. Природа также являлась
предметом любования и созерцания. Японцы
создавали строения для созерцания природных
пейзажей. Они сами же пытались и сотворить
с помощью природы красоту, немного посостязаться
с ней. Все строения, произведения искусства
имели в качестве украшения природные
орнаменты, пейзажи; во всем присутствовал
природный мотив. А более всего в Японии
ценились только те вещи, которые были
изготовлены человеком вручную и из “живого”
материала: глины, дерева.
Очень сильными оказались
и традиции в японском искусстве.
Ведь столько веков прошло, а японцы
хранят верность стилям. Произведения
искусства японских мастеров не только
хранят верность стилям, но и всегда
имеют в себе то новое, что нет ни
у одного другого произведения искусства.
В японском искусстве нет места штампам,
шаблонам. В нем, как и в природе нет двух
совершенно одинаковых творений. И даже
сейчас произведения искусства японских
мастеров нельзя спутать с произведениями
искусства других стран. В японском искусстве
время замедлило свой ход, но оно не остановилось.
В японском искусстве традиции далекой
древности дожили до наших дней.
История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть
Запад, и они никогда
не сойдутся".
Однако, как мы видим
на примере Японии Восток и Запад
сошлись. Можно сказать, что в
Японии проявляется евразийство.
Евразия - это особый
мир, который сохраняет
Картина мира, которая сегодня формируется учеными на основе изучения социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий жизни народов, включает в себя и самобытные условия cтановления японской цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная
Япония играет в
политической, экономической и духовной
жизни мировой цивилизации.
Японская культура,
родившись на национальной почве, впитала
в себя многие черты культуры индокитайского
региона и не потеряла при этом
своеобразия. На протяжении всех этапов
своего развития японская культура отличалась
особенной чуткостью к красоте,
способностью привносить ее в мир
повседневности, трепетным отношением
к природе, сознанием неразрывности
мира человеческого и божественного.
Список использованной
литературы:
1) Акутагава Р. Новеллы:
Пер. с яп. / Вступит. статья А.Стругацкого;
Коммент. В.Гривнина,
Н.Фельдмана. – М.: Худож. лит. 1989.
2) Пронников В.А., Ладанов
И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки).
Издание второе. М.: Изд-во
Наука, 1985.
3) Древние цивилизации
/ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль,
1989.
4) Тавровский Ю.В. Двухэтажная
Япония: Две тысячи дней на Японских островах.
– М.: Политиздат, 1989.
5) Искусство стран
Востока / Под ред. Р.С. Василевского. –
М.:
Просвещение, 1986.
-----------------------
[1] Акутагава Р. Новеллы:
Пер. c яп. / М.: Худож. лит., 1989. С.25.
[2] Пронников В.А., Ладанов
И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.9.
[3] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.195.
[4] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.283.
[5] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.291.
[6] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.287.
[7] Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония. – М.: Политиздат, 1989. C.110.
[8] Акутагава Р. Новеллы: Пер. c яп. / Вступит. статья А.Стругацкого М.:
Худож. лит., 1989. С.17.
[9] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.
С.284.
[10] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.57.
[11] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.189.
Информация о работе Особенности культуры, присущие только Японии