НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
9. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ
РАБОТЫ И ЭТИКА НАУЧНОГО ТРУДА
9.1. Сущность научной работы
Научная работа
отличается от любой другой
своей целью – получить новое
научное знание. Именно в процессе
этой работы вырабатываются и
теоретически систематизируются
объективные знания о реальной
действительности. Однако в науке
мало установить какой-либо новый
научный факт, важно дать ему
научное объяснение, показать его
познавательное, теоретическое или
практическое значение, а также
предвидеть неизвестные ранее
новые процессы и явления.
Научная работа
– это, прежде всего, строго
плановая деятельность. В науке
известны случайные открытия, но
только плановое, оснащенное современными
средствами научное исследование
позволяет вскрыть и глубоко
познать объективные закономерности
природы и общества.
Научная работа
как творческий процесс предполагает
обязательным условием ее ведения
плюрализм научного мнения. Любые
попытки диктата, навязывания
всем общей, единой точки зрения
– в науке неуместны.
Для ведения
научной работы необходимо научное
общение. Любому, даже самому квалифицированному
исследователю, необходимо постоянно
обговаривать и обсуждать с
коллегами свои идеи, полученные
факты и теоретические построения.
Тогда можно избежать заблуждений
и ошибок, не пойти по ложному
пути научного поиска. Результаты
такого общения оформляются чаще
всего в письменном виде исходя
из двух соображений:
1) только в таком
виде можно изложить идеи, предложения
и результаты на строго научном
языке и в строго логической
форме.
2) основная задача
любой научной работы – довести
новое научное знание до самых
широких кругов научной общественности.
Если знание остается только
в голове ученого и о нем
никто не может прочитать, то
оно окажется невостребованным
и бесполезным для науки.
Результаты научной
работы описываются и оформляются
как различные виды литературной
продукции. Рассмотрим только
те результаты, с которыми чаще
всего встречается начинающий
исследователь: реферат, научный
отчет, тезисы доклада и научная
статья в журнале.
9.2. Реферат как вид научной
работы
Реферат – один
из начальных видов представления
результатов научной работы в
письменной форме. Основное назначение
этого вида научного творчества
– показать эрудицию начинающего
ученого, его умение самостоятельно
анализировать, систематизировать,
классифицировать и обобщать
имеющуюся научную информацию. Такого
рода рефераты, как правило, не
публикуются. Различают несколько
видов рефератов по их тематике
и целевому назначению: литературный
(обзорный), методический, информационный,
библиографический, полемический
и др.
Для начинающего
исследователя (в период аспирантуры
или подготовки кандидатской
диссертации соискателем) рекомендуется
подготовить рефераты двух видов:
литературный, с обзором основной
литературы по избранной теме
исследования, и методический –
с критическим рассмотрением
способов и приемов изучения
намечаемого объекта.
Такие рефераты
– полезны, поскольку молодой
исследователь выбрал тему диссертации
и сформулировал ее название
в общем виде. Основное знакомство
с литературой по такой теме
помогает ему ориентироваться
в круге вопросов, поставленных
другими исследователями, но оставшихся
нерешенными.
В обзорном реферате
критически и всесторонне рассматривают
сделанное предшественниками по
теме исследования, эти результаты
приводят в определенную систему,
выделяют главные линии развития
явления и его дополнительные
аспекты. Такой позитивный критический
обзор, как правило, становится
основой вводной части диссертационной
работы.
Реферат методического
характера целесообразно составить
в плане сравнительной оценки
применяемых приемов и способов
решения планируемых задач, т.
е. основное внимание реферата
сосредоточивают на детальном
анализе качества методов и
ожидаемых результатов исследования.
Цель такого реферата – показать
уровень своей компетенции и,
главным образом, чтобы своевременно
откорректировать работу по деловым
критическим замечаниям коллег.
При работе над
рефератом некоторые диссертанты
стремятся перечислить в нем
все научные факты в их хронологической
последовательности. Такой прием
часто применяется в обзорных
рефератах, но в одних случаях
он вполне оправдан, а в других
– не достигает цели, не раскрывает
сути явления. Поэтому располагать
материал следует весьма осмотрительно,
не забывая, что многие сложные
явления требуют для своего
объяснения различных подходов.
Следует выделить генеральную
линию развития знаний о предмете,
т. е. понять и оценить достоинства
и недостатки различных взглядов
и подходов ученых.
9.3. Научный отчет аспиранта
и тезисы доклада
По итогам аспирантской
подготовки требуется написать
научный отчет по теме диссертации
и отчитаться по нему. Такой
отчет должен удовлетворять определенным
требованиям. В структуру отчета
включают: титульный лист; реферат;
содержание (или оглавление); введение;
аналитический обзор (при необходимости);
обоснование выбранного направления
работы (или метода решения задачи);
основную часть отчета, излагающую
конкретное содержание исследования
и полученные результаты; заключение;
библиографический список использованной
литературы; приложения.
В отчете освещается
центральная идея и гипотеза
исследования, а также намеченные
пути его выполнения. Диссертанту
следует объективно осветить
положительные и отрицательные
результаты своей работы и
проанализировать собственные решения.
Также в отчете освещаются
публикации научных результатов,
рефераты и сообщения научного
характера, а часть материалов
может быть представлена в
виде приложений.
Тезисы доклада
обычно публикуются для предварительного
ознакомления с основными положениями
диссертации. Основная цель тезисов
доклада – в сжатой конспективной
форме изложить основные итоги
проведенного научного исследования
строгим научным стилем. Если
есть возможность опубликовать
развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц
машинописного текста), то диссертант
может дать более подробное
описание «центральной идеи»
исследования, обосновать свою работу,
подчеркнуть ее актуальность, новизну
и практическую значимость.
9.4. Статья в журнале
Наиболее солидным
и предпочтительным видом письменного
оформления результатов и итогов
проведенного диссертационного
исследования является журнальная
научная статья. Обычно она ограничена
объемом в 8-10 страниц машинописного
текста, поэтому каждый ее параграф
строится так, чтобы основная
информация давалось сразу же,
с начала статьи. В основу текста
здесь принимается одна научная
мысль, одна научная идея. Научные
статьи следует публиковать в
научных журналах.
Заголовок статьи
должен точно отражать ее содержание.
Абзац, начинающий статью, обычно
вводит читателя в проблематику
исследования. Здесь излагается
цель исследования, задачи работы
и возможности ее использования
на практике. Эти данные при
чтении статьи способствуют быстро
уловить суть проблемы. Структура
статьи определяется тематикой
и особенностями исследования, но
во всех случаях приводимые
в ней данные представляют
собой обобщение тех, что уже
получены в ходе научных изысканий.
Примерный план построения журнальной
научной статьи:
1) заглавие
статьи с указанием фамилии
автора (фамилия и инициалы), название
научного (учебного учреждения), где
выполнена работа;
2) аннотация;
3) вводные замечания
о значении предлагаемых научных
фактов в теоретическом и практическом
значениях;
4) краткие данные
о методике исследования;
5) анализ собственных
данных, их обобщение и разъяснение;
6) основные
выводы и предложения.
В соответствии с выделением
в научных исследованиях теоретического
и эмпирического уровня знания
различают теоретические и эмпирические
статьи. В теоретических статьях
дают результаты исследований, выполненных
с помощью методов познания: абстрагирование,
анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация,
формализация, моделирование. В статьях
с расчетами объектами описания
в аналитической или графоаналитической
форме являются физические, химические,
физико-химические процессы, результаты
и методика экономических расчетов
и др. В работах, посвященных
интерпретации явлений, процессов
и проблем, основанных на систематизации
научных фактов с выделением
главных понятий, принципов, законов,
приводятся математические выкладки
и модели, но изложением материала
дается в текстовой форме. Основное
значение в структуре приобретают
логические правила и законы.
Эмпирические статьи
описывают результаты исследований,
проводимых с помощью методов
эксперимента, наблюдения, измерения
и других, но с использованием
и теоретических методов. Поэтому
в их заголовках присутствуют
слова «расчет», «оценка», «определение»,
«методика».
Описываются методика
исследования, средства для его
осуществления, дается характеристика
и классификация полученного
материала, его интерпретация,
в случае внедрения содержатся
сведения об опытно-промышленной
проверке. Данные обычно представлены
в виде графиков, диаграмм, в табличной
форме, иногда – в виде
математических моделей.
Заключительная
часть статьи подытоживает материал,
отвечает на вопросы, поставленные
вводной частью, тем самым показывая
место исследования в системе
знаний отрасли.
9.5. Устные формы научного
общения. Типы научного исследования
Кроме письменных
видов представления результатов
научной работы, используются устные
формы научного общения. К их
числу относятся научные съезды,
конгрессы, симпозиумы, конференции
и семинары.
Научный съезд
– собрание представителей целой
отрасли науки в масштабе страны.
Научный конгресс – то же, что
и съезд, только на международном
уровне. Симпозиум – международное
совещание научных работников
по относительно узкому специальному
вопросу (проблеме).
Наиболее часто
устное научное общение происходит
на уровне конференций и семинаров.
Научная (научно-практическая) конференция
– это собрание научных или
практических работников. Научная
и научно-практическая конференции
– всегда тематические. Они могут
проводиться в рамках одной
научной организации или учебного
заведения, на уровне региона,
страны и на международном
уровне.
Научный семинар
– это обсуждение сравнительно
небольшой группой участников
подготовленных ими научных докладов
и сообщений, проводимое под
руководством ведущего ученого,
специалиста. Научные семинары
могут быть разовыми и постоянно
действующими. Они являются важным
средством сплочения исследовательского
коллектива и выработки общих
подходов, воззрений. Научные семинары
проводятся, как правило, в рамках
одной научной организации или
одного учебного заведения, но
на их заседания могут приглашаться
и представители других организаций.
В научной работе
проводятся самые разнообразные
исследования, однако все их разнообразия
можно свести к двум основным
типам: фундаментальным и прикладным.
Фундаментальные
исследования – важное самостоятельное
направление научной работы, играющее
важную роль в развитии самой
науки и дальнейшем ее использовании
в процессе производства. Результатом
исследований служит открытие
новых законов природы и общества,
систематизация, расширение и углубление
знаний по определенной научной
проблеме.
К прикладным
исследованиям относятся исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
ведущиеся с целью разработки
основных принципов изготовления
новой техники и прогрессивной
технологии. Благодаря таким исследованиям
наука непосредственно входит
в производство, превращая научные
идеи в материальные процессы
и предметы.
В процессе научной
работы ученые общаются между
собой, используя особый тип
речи, так называемый «научный
стиль», который характеризуется
стремлением к четкости выражения
мысли, строгой логике изложения,
точности и однозначности формулировок.
Для этого стиля характерны
некоторые особенности в использовании
синтаксических и стилистических
средств, а также специальная
терминология. Именно наличие в
речи ученых большого количества
специальных терминов, прежде всего,
отличает такую речь от обычного
разговорного языка.
9.6. Нормы научной этики
Нормы научной
этики не сформулированы в
виде каких-либо официальных требований
и документов, но эти нормы
существуют. В этих нормах находят
свое воплощение, во-первых, общечеловеческие
моральные требования и запреты, такие,
например, как «не укради», «не лги» в контексте
особенностей научной деятельности. Как
нечто подобное краже, в науке оценивается
плагиат, когда человек выдает научные
идеи и результаты, полученные кем-либо
другим, за свои. Ложь в науке – это преднамеренное
искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы научной деятельности
служат для утверждения и защиты специфических,
характерных именно для науки ценностей.
Первая среди
них – необходимость отстаивания
истины.
К моральным
ценностям науки следует отнести
оценку истинности научных утверждений
независимо от расы, пола, возраста,
авторитета. Так, результаты крупного,
известного ученого должны подвергаться
не менее строгой проверке
и критике, чем результаты начинающего
исследователя.
В повседневной
научной деятельности обычно
бывает непросто сразу же оценить
полученное знание как истину
либо как заблуждение. И это
обстоятельство находит отражение
в нормах научной этики, которые
не требуют, чтобы результат
каждого исследования непременно
был истинным знанием. Они лишь
требуют, чтобы этот результат
был новым знанием и, так
или иначе, – логически или
экспериментально обоснованным. Ответственность
за соблюдение такого рода
требований лежит на самом
ученом, и он не может переадресовать
ее кому-либо другому. Для того,
чтобы удовлетворять этим требованиям,
он должен хорошо знать все
то, что сделано и делается
в исследуемой области науки.