Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города.

1.1 Социально-психологические особенности
подросткового возраста. …………………………………………….

1.2 Досуговая деятельность подростков. ………

Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности
в г.Котово Волгоградской области.
2.1.Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города на примере города Котово Волгоградской области.
2.2.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.5

Реакция группирования  со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.6

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся  на следующие виды:

1.       Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

2.       Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

3.       Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой). 7

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания  подростков, улучшает взаимопонимание  между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы.8 Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость  ко злу, эмоциональное неприятие  его, с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни – с  другой.

2. Подросток  хочет быть хорошим, стремиться  к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку  хочется быть личностью. Совершить  что-нибудь героическое, романтическое,  необычное. При наличии потребностей  к действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке  очень сочетаются романтическая  восторженность и грубые выходки.  Восхищение красотой и хроническое  отношение к ней. Он стыдится  своих чувств. Такие человеческие  чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.10

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Отрочество –  как иногда называют подростковый возраст  – это время становления подлинной  индивидуальности, самостоятельности  в учении и в труде. По сравнению  с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст – это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

 

1.2.Досуговая  деятельность подростков. 

 

Досуг – возможность  человека заниматься в свободное  время разнообразной деятельностью  по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество  обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.)

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи  психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании  того огромного значения, которое  имеет для подростков общения  со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение  со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это  специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это  специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.11

Чувство одиночества  и неприкаянности, связанное с  возрастными трудностями становления  личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования  со сверстниками, в обществе которых  они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое  общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые  Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность  подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном  общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения  подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля. (2)

Каждый из видов  досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации  или  организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принужденем подростка, а  только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка.

 

 

Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в г.Котово Волгоградской области.

 

2.1.Формы организации культурно-досуговой деятельности

подростков  в условиях небольшого города на примере города Котово Волгоградской области.

 

Среди массы  организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.  

 Грамотная  организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства   рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из  предпосылок    совершения противоправных действий,  как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления. 

 Дети и  подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы,  в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.  

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города