Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
^ Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
^ Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
Особенности нравственного развития младших школьников
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей
Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы
формирования нравственных качеств младших
школьников
Глава II. Педагогические
условия формирования нравственных качеств
младших школьников на уроках литературного
чтения
2.1 Содержание уроков
литературного чтения как основа формирования
нравственных качеств.
2.2 Методы и средства
формирования нравственных качеств детей
на уроках литературного чтения
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди высоко
ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально – экономические преобразования,
происходящие в современном обществе,
заставляют нас размышлять о будущем России,
о ее молодежи. В настоящее время смяты
нравственные ориентиры, подрастающее
поколение можно обвинить в бездуховности,
безверии, агрессивности. Поэтому актуальность
проблемы формирования нравственных качеств
младших школьников связана, по крайней
мере, с четырьмя положениями:
Перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи
связано с формированием устойчивых нравственных
свойств личности школьника.
Значение и функция
начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью
её с другими звеньями образования, но
и неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребёнка.
Основной функцией
является формирование интеллектуальных,
эмоциональных, деловых, коммуникативных
способностей учащихся к активно – деятельностному
взаимодействию с окружающим миром. Решение
главных задач обучения должно обеспечивать
формирование личностного отношения к
окружающим, овладение этическими, эстетическими
и нравственными нормами.
В научном обосновании
обновления содержания образования начальной
ступени положена современная идея развивающего
обучения, как носителя определённых умений,
навыков, субъекта учебной деятельности,
автора собственного видения мира, способного
вступить в диалог с элементами разных
культур в соответствии со своими индивидуально
– возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема
нашла отражение в фундаментальных работах
А.М.Архангельского[3], Н.М.Болдырева[6],
Н.К.Крупской[18], А.С.Макаренко[19],И.Ф.
Ряд исследователей
освещает в своих работах проблемы подготовки
будущих учителей к нравственному воспитанию
школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный,
Т.Ф. Лысенко и др.)
Такие педагоги как
Н.М.Болдырев[6], И.С.Марьенко[20], Л.А.Матвеева[21],
Л.И.Божович[5] и многие другие исследователи,
нравственное воспитание рассматривают
в разных аспектах.
В процессе учебной
деятельности у детей формируется различные
нравственные качества. Чтение как форма
деятельности включает в себя разные аспекты
формирования нравственных качеств и
в связи с этим их следует считать фактором
нравственного развития личности.
Эффективность учебной
деятельности школьников будет заключаться
в том, что, если педагогические условия
будут способствовать раскрытию и развитию
духовно – нравственных качеств школьников,
а именно ответственности, доброжелательности,
самостоятельности. Все это возможно реализовать
на уроках литературного чтения.
Все выше сказанное
подтверждает актуальность выбранной
работы: «Формирование нравственных качеств
младших школьников на уроках литературного
чтения»
^ Цель исследования: выявить и научно обосновать
педагогические условия формирования
нравственных качеств младших школьников
на уроках литературного чтения.
^ Объект исследования: процесс формирования
нравственных качеств младших школьников.
Предмет
исследования: педагогические условия
формирования нравственных качеств младших
школьников на уроках литературного чтения.
^ Гипотеза
исследования: формирование нравственных
качеств детей на уроках литературного
чтения будет эффективным, если:
- формирование нравственных
качеств младших школьников дифференцируется
с учетом их психофизиологических особенностей;
- содержание уроков
литературного чтения содержит нравственные
проблемы;
- предусматривается
использование комплексов средств, позволяющих
обеспечивать формирование нравственных
качеств детей.
^ В ходе исследования
решались следующие задачи:
Методы исследования:
^ ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Сущность
и задачи нравственного воспитания младших
школьников.
В кратком словаре
по философии понятие нравственности
приравнено к понятию мораль «Мораль (лат.
точез – нравы) – нормы, принципы, правила
поведения людей, а также само человеческое
поведение (мотивы поступков, результаты
деятельности), чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений
людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом)»
[17, с. 191 – 192].
В.И. Даль толковал
слово мораль как «нравственное ученье,
правила для воли, совести человека» [17,
с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный –
противоположный телесному, плотскому,
духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного.»
«Относящийся к одной половине духовного
быта, противоположный умственному, но
сопоставляющий общее с ним духовное начало,
к умственному относится истина и ложь,
к нравственному – добро и зло. Добронравный,
добродетельный, благонравный, согласный
с совестью, с законами правды, с достоинством
человека с долгом честного и чистого
сердцем гражданина. Это человек нравственный,
чистый, безукоризненной нравственности.
Всякое самоотверженное есть поступок
нравственный, доброй нравственности,
доблести» [10, с. 558].
С годами понимание
нравственности изменилось. У Ожегова
С. И. мы видим: «Нравственность – это внутреннее,
духовное качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами» [25, с.
414].
Мыслители разных веков
трактовали понятия нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля
о нравственном человеке говорилось: «Нравственно
прекрасным называют человека совершенного
достоинства.… Ведь о нравственной красоте
говорят по поводу добродетели: нравственно
прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего
всеми добродетелями человека» [2,с. 360].
В.А. Сухомлинский говорил
о том, что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать
человека» [28 с. 120]
Василий Александрович
говорил: «Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше ставь свое личное»
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственного воспитания. Если человека
учат добру – учат умело, умно, настойчиво,
требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло. Не учат ни добру,
ни злу – все равно будет зло, потому что
и человеком его надо сделать»
В.А. Сухомлинский считал,
что «незыблемая основа нравственного
убеждения закладывается в детстве и раннем
отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость
доступны пониманию ребенка лишь при условии
яркой наглядности, очевидности морального
смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
[28 с. 170].
Школа является основным
звеном в системе воспитания подрастающего
поколения. На каждом этапе обучения ребенка
доминирует своя сторона воспитания. В
воспитании младших школьников, считает
Ю. К. Бабанский, такой стороной будит нравственное
воспитание: дети овладевают простыми
нормами нравственности, научатся следовать
им в различных ситуациях. Учебный процесс
тесно связан с нравственным воспитанием.
В условиях современной школы, когда содержание
образования увеличилось в объеме и усложнилось
по своей внутренней структуре, в нравственном
воспитании возрастает роль учебного
процесса. Содержательная сторона моральных
понятий обусловлена научными знаниями,
которые учащиеся получают, изучая учебные
предметы. Сами нравственные знания имеют
не меньшее значение для общего развития
школьников, чем знания по конкретным
учебным предметам. [4 с. 352].
Н. И. Бондырев отмечает,
что специфической особенностью нравственного
воспитания является то, что его нельзя
обособить в какой – то специальный воспитательный
процесс. Формирование морального облика
протекает в процессе все многогранной
деятельности детей (играх, учебе), в тех
разнообразных отношениях, в которые они
вступают в различных ситуациях со своими
сверстниками, с детьми моложе себя и с
взрослыми. Тем не менее, нравственное
воспитание является целенаправленным
процессом, предполагающим определенную
систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических действий [6, с. 102].
Рассматривая систему
нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев,
Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько
аспектов:
В формировании личности
младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна,
особое место занимает вопрос развития
нравственных качеств, составляющих основу
поведения.
В этом возрасте ребенок
не только познает сущность нравственных
категорий, но и учится оценивать их знание
в поступках и действиях окружающих, собственных
поступках.
На определенные роли
планирования, как в учебной деятельности,
так и в нравственном поведении детей
младшего школьного возраста было направленно
внимание таких ученых как Л.А.Матвеева
[21], Л.А.Регуш [27] и многих других.
В своих исследованиях
они обращаются к формированию нравственных
методов поведения, оценки и самооценки
нравственного поведения.
Процесс воспитания
в школе строится на принципе единства
сознания и деятельности, исходя из которого
формирование и развитие устойчивых свойств
личности возможно при ее деятельном участии
в деятельности.
«Практически любая
деятельность имеет нравственную окраску»,
считает О.Г. Дробницкий [12]; в том числе
и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович,
«обладает большими воспитательными возможностями».
Последний автор представляет учебную
деятельность младшего школьника ведущей.
В этом возрасте она в большей степени
влияет на развитие школьника, определяет
появление многих новообразований. В ней
развивается не только умственные способности,
ног нравственная сфера личности. [5].
В результате регламентированного
характера процесса, обязательного систематического
выполнения учебных поручений у младшего
школьника складываются нравственные
знания, характерные для учебной деятельности,
нравственные отношения, указывает И.Ф.Харламов.
Учебная деятельность,
являясь в младшем школьником возрасте
ведущей, обеспечивает усвоение знаний
в определенной системе, создает возможности
для овладения учащимися приемами, способами
решения различных умственных и нравственных
задач.
Учителю принадлежит
приоритетная роль в воспитании и обучении
школьников, в подготовке их к жизни и
общественному труду. Учитель всегда является
для учащихся примером нравственности
и преданного отношения к труду. Проблемы
нравственности школьников на сегодняшнем
этапе развития общества особенно актуальны.
[32, с. 541].
Специфической особенностью
нравственного воспитания следует считать
то, что он длителен и непрерывен, а результаты
его отсрочены во времени.
Существенным признаком
нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение
воспитательных задач начинается с элементарного
уровня задач и заканчивается более высоким.
Для достижения цели используются все
усложняющиеся виды деятельности. Этот
принцип реализуется с учетом возрастных
особенностей учащихся. [3, с. 386].
Процесс нравственного
воспитания динамичный и творческий: учителя
постоянно вносят в него свои коррективы,
направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающее
нравственное становление и развитие
личности школьника, И.С. Марьенко разделяет
на три группы: природные (биологические),
социальные и педагогические. Во взаимодействии
со средой и целенаправленными влияниями
школьник социализируется,
приобретает необходимый
опыт нравственного поведения.
На нравственное формирование
личности оказывают воздействие многие
социальные условия и биологические факторы,
но решающую роль в этом процессе играют
педагогические, как наиболее управляемые,
направленные на выработку определенного
рода отношений.
Одна из задач нравственного
развития – правильно организовать деятельность
ребенка. В деятельности формируются нравственные
качества, а возникающие отношения могут
влиять на изменение целей и методов деятельности,
что в свою очередь влияет на условие нравственных
норм и ценностей организации. Деятельность
человека выступает и как критерий его
нравственного развития.
Развитие морального
сознания ребенка происходит через восприятие
и осознание содержания воздействий, которые
поступают и от родителей и педагогов,
окружающих людей через переработку этих
воздействий в связи с нравственным опытом
индивида, его взглядами и ценностными
ориентирами. В сознании ребенка внешнее
воздействие приобретает индивидуальное
значение, т. е., формирует субъективное
отношение к нему. В связи с этим, формируются
мотивы поведения, принятие решений и
нравственный выбор ребенком собственных
поступков. Направленность школьного
воспитания и реальные поступки детей
могут быть неадекватными, но смысл восприятия
состоит в том, чтобы достигнуть соответствия
между требованиями должного поведения
и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено
в процессе нравственного развития –
моральное просвещение, цель которого
– сообщить ребенку совокупность знаний
о моральных принципах и нормах общества,
которыми он должен овладеть. Осознание
и переживание моральных принципов и норм
прямо связано с осознанием образцов нравственного
поведения и способствует формированию
моральных оценок и поступков. [13, с. 8 –
14].
Итак, если нравственное
развитие есть специфический процесс
педагогического воздействия на учащихся
в целях формирования у них тех или иных
качеств, то это воздействие должно направляться
на возбуждения у учащихся потребностей
в той или иной сфере деятельности и поведения,
на развитие и сознание здоровых методов
поведения, на выработку практических
умений и навыков и укрепление волевой
сферы. А воздействие будет эффективным,
если мы будем знать особенности нравственного
развития младших школьников, которые
будут раскрыты в следующем параграфе.
^ 1.2 ОСОБЕННОСТИ
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Начальное обучение
в настоящее время строится таким образом,
что развивает у школьников познавательные
способности; вырабатывает навыки активного
овладение учебным материалом, ведет к
объединению полученных знаний в целостную
систему, направленную на осознание окружающего
мира. Развитие мышления, овладение разнообразными
способами работы с учебным материалом
оказывает прямое влияние на усвоение
детьми нравственных знаний; организация
учебного процесса и его методы способствуют
накоплению нравственного опыта. Все эти
задачи решаются комплексно, постоянно,
на всех уроках и внеурочное время, изменяются
только акценты в зависимости от основных
целей.
Ученые в области педагогике
выяснили, что в различные возрастные
периоды существуют не одинаковые возможности
для нравственного восприятия. Ребенок,
подросток, юноша, по – разному относится
к различным средствам восприятия. Знания
и учет достигнутого человеком в тот или
иной период жизни помогает проектировать
в воспитании его дальнейший рост. Нравственное
воспитание ребенка занимает ведущее
место в формировании всесторонне развитой
личности. [5, с. 132].
Работая над проблемой
нравственного развития младших школьников,
надо учитывать их возрастные и психологические
особенности:
- К 10-11-ти годам
необходимо, чтобы подросток умел
учитывать состояние
- Бессмысленно говорить
о втором уровне нравственного воспитания,
если не освоен первый. Но именно такое
противоречие наблюдается у подростков:
они хотят понравиться окружающим людям,
но не обучены элементарному поведению.
- на третьем уровне
(к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай
окружающим людям!»
Может существовать
противоречие между знанием, как нужно,
и практическим применением (это касается
этикета, правила хорошего тона, общения).
Так, обсуждая предстоящую поездку в музей,
напоминаем, как вести себя в транспорте.
Не всегда знание моральных
норм и правил поведения соответствует
реальным действиям ребенка. Особенно
часто это случается в ситуациях, где происходит
не совпадение этических норм и личных
желаний ребенка.
Такова азбука нравственной
культуры, овладевая которой дети постигают
сущность добра и зла, чести и бесчестия,
справедливости и несправедливости» [28,
с. 161-165].
На сегодняшний день
процесс обучения в начальной школе в
значительной степени направлен на усвоение
знаний и приемов, способов учебной работы,
т. е. упор, делается на содержательный
и частично операционные компоненты. При
этом предполагается, что в ходе этого
процесса идет и умственное развитие и
нравственное. В определенной своей части
это положение верно, но при целенаправленном
формирование содержательных элементов,
в какой-то степени «стихийное» развитие
операционной и мотивационной сторон
неизбежно отстает, что, естественно, начинает
тормозить и процесс усвоения знаний,
не дает в полной мере использовать заложенные
в учебной деятельности возможности для
умственного и нравственного развития
учащихся. [16, с. 152].
Проблема нравственного
развития младшего школьника в процессе
обучения взаимосвязана с тремя факторами,
которые определяет Т.В.Морозова.
Во-первых, придя в
школу, ребенок переходит от «житейского»
усвоения окружающей действительности,
в том числе и морально – нравственных
норм, существующих в обществе, к его научному
и целенаправленному изучению. Это происходит
на уроках чтения, русского языка, природоведения
и т. д. Значение такого же целенаправленного
обучения имеет и оценочная деятельность
учителя в процессе уроков, его беседы,
внеклассная работа т.п.
Во-вторых, в ходе учебной
работы школьники включены в реальную
коллективную деятельность, где также
идет усвоение нравственных норм, регулирующих
взаимоотношения учащихся между собой
и взаимоотношения учеников с учителями.
И третий фактор: в
процессе обсуждения положения в современной
школе – это, прежде всего, формирование
нравственной личности. В связи с этим
предлагается увеличить удельный вес
гуманитарных наук в общем объеме школьной
программы. Учебная деятельность имеет
все возможности, позволяющие развивать
у учащихся нравственные качества личности
в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения
и необходимо решать проблему умственного
и нравственного развития учащихся в процессе
школьного обучения, в единстве, в тесной
взаимосвязи одного и другого. С этих позиций
учебная деятельность является фактором
целостного развития личности ребенка
[22, с. 28].
Обучение развивает
школьников, прежде всего своим содержанием.
Однако содержание обучения по – разному
усваивается школьниками и влияет на их
развитие в зависимости от метода обучения.
Методы обучения должны предусматривать
построение на каждом этапе обучения и
по каждому предмету системы усложняющихся
учебных задач, формирование необходимых
для их решения действий (мыслительных,
речевых, персептивных и т.п.), превращение
этих действий в операции более сложных
действий, образование обобщений и их
применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует
на развитие младших школьников и всей
своей организацией. Оно является формой
их коллективной жизни, общение с учителями
и друг с другом. В классном коллективе
складывается определенные взаимоотношения,
в нем формируется общественное мнение,
так или иначе влияющее на развитие младшего
школьника. Через классный коллектив они
включаются в разные виды внеклассной
и внешкольной деятельности.
Ставя перед школьниками
новые познавательные и практические
задачи, вооружая их средствами решения
этих задач, обучение идет впереди развития.
Вместе с тем оно опирается не только на
актуальные достижения в развитии, но
и на потенциальные возможности.
Обучение тем успешнее
ведет за собой развитие, чем более целенаправленно
оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений
от воспринимаемых объектов, осознанию
их отдельных свойств и своих действий
с ними, выделение существенных признаков
объектов, овладение морали оценки отдельных
их параметров, выработке способов классификации
объектов, образованию обобщений и их
конкретизации, осознание общего в своих
действиях при решении различных видов
задач и т.п.
Поступление ребенка
в школу знаменует собой не только начало
перехода познавательных процессов на
новый уровень развития, но и возникновение
новых условий для личного роста человека.
На личностное развитие ребенка влияют
учебная, игровая, трудовая деятельность,
а также общение, т.к. именно в них складывается
деловые качества учащихся, которые проявляются
в подростковом возрасте.
Учебная деятельность
значима на всех возрастных этапах, но
особенно в младшем школьном возрасте,
так как в данном школьном возрасте начинает
формироваться учебная деятельность,
а от уровня сформированности зависит
успех всего обучения не только в начальном
звене, но и в старших классах, поскольку
учебная деятельность является ведущей,
в процессе которого формируется основные
новообразования, психическое развитие
ребенка идет интенсивно.
В младшем школьном
возрасте, констатирует М.Н.Аплетаев, особую
роль выполняет учебная деятельность,
происходит переход от: «ситуативного»
познания мира к его научному изучению,
начинается процесс не только расширения,
но и систематизации и углубления знаний
[1]. Учебная деятельность в этом возрасте
создает условия для овладения учащимися
приемами, способами решения различных
умственных и нравственных задач, формирует
на этой основе систему отношений детей
к окружающему миру.
Младший школьник в
процессе учебы в школе постепенно становится
не только объектом, но и субъектом педагогического
воздействия, поскольку далеко не сразу
и не во всех случаях воздействия учителя
достигают своей цели. Действительным
объектом обучения ребенок становиться
только тогда, когда педагогические воздействия
вызывают в нем соответствующие изменения.
Это касается, тех знаний, которые усваиваются
детьми, в совершенствовании умений, навыков,
усвоение приемов, способов деятельности,
перестройки отношений учащихся. Естественная
и необходимая «ступенька» важна в процессе
развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Включаясь в учебную
деятельность, младшие школьники учатся
действовать целенаправленно и при выполнении
учебных заданий, и при определении способов
своего поведения. Их действия приобретают
осознанный характер. Все чаще при решении
различных умственных и нравственных
проблем учащиеся используют приобретенный
опыт.
Значимой особенностью
субъекта деятельности является и осознание
им своих возможностей, и умение (возможность)
соотнести их и свои стремления с условиями
объективной действительности. (11, с. 19-20)
Э.П.Козлов считает,
что развитию этих качеств способствует
мотивационный компонент учебной деятельности,
в основе которого возникает потребность
личности, которая становится мотивом
при возможности ее осознания и наличия
соответствующего отношения. Мотив определяет
возможность и необходимость действия.
Таким образом, учащиеся
становятся активным участником процесса
обучения, т.е. субъектом учебной деятельности,
только тогда, когда он владеет определенным
содержанием, т.е. знает, что делать и для
чего. Выбор того, как делать, определяться
и его знаниями, и его уровнем овладения
операционными структурами, и мотивами
данной деятельности.
В первую очередь, это
мотивация действия, которая, развиваясь
в начальной школе, к пятому классу становится
личностной чертой. Младший школьники
безгранично доверяют взрослым людям,
учителям, подчиняются и подражают им.
Авторитет взрослого человека, его оценка
действий младшего школьника является
безоговорочной. Ребенок начинает сам
себя оценивать. В младшем школьном возрасте
закрепляется самооценка. Самооценка
может быть адъективной, завышенной, заниженной.
Младший школьник существо
эмоциональное: чувства господствуют
над всеми его сторонами жизни, придавая
им особую окраску. Ребенок полон экспрессии
– его чувства быстро и ярко вспыхивают.
Он, конечно, уже умеет быть сдержанным
и может скрыть страх, агрессию и слезы.
Но это происходит в том случае, когда
это очень и очень надо. Наиболее сильный
и важный источник переживаний ребенка
– его взаимоотношения с другими людьми
– взрослыми и детьми. Потребность в положительных
эмоциях со стороны других людей определяет
поведение ребенка. Эта потребность порождает
сложные многоплановые чувства: любовь,
ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые
любят ребенка, хорошо относятся к нему,
он испытывает эмоциональное благополучие
– чувство уверенности, защищенности.
В этих условиях развивается жизнерадостный,
активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка,
выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим
людям.
[23, с. 27].
Мотивы поведения развиваются
в школьном детстве по двум направлениям: