Погребальный культ. Формирование представлений о душе, духе и загробном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 12:47, реферат

Краткое описание

В последнее время внимание российских учёных всё больше привлекают проблемы, связанные с духовной сферой жизни общества. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отход от бывшей долгое время традиционной марксисткой научной парадигмы, обусловил признание относительной самостоятельности в качестве объекта исторического исследования вопросов, связанных с мировосприятием, интеллектуальной деятельностью и творчеством людей. Как результат работа в направлении данной проблематики получила особую перспективность и научную новизну.

Содержание

Введение. С. 3

Глава 1. Религиозные традиции в погребальном культе.
§ 1. Роль языческих культов в погребальной обрядности. С. 9
§ 2. Влияние ислама на традиционную похоронную культуру тюркоязычных кочевников. С. 29

Глава 2. Материальная культура погребальных обрядов.
§ 1. Устройство могильной ямы и сопроводительный инвентарь погребального обряда. С. 41
§ 2. Надмогильные сооружения. С. 52

Заключение. С. 68

Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

otrazhenie_osobennostei_predstavlenii_o_zagrobnom_mire_v_pog.doc

— 3.78 Мб (Скачать файл)

У тюрков лесной и лесостепной зоны представление о загробном мире было менее абстрактным. Наиболее характерный пример представляют чулымские тюрки, которые представляли мир духов как богатую дичью тайгу. Соответственно, отправлявшийся в загробный мир покойный «снаряжался» всеми необходимыми для повседневной жизни предметами: оружием, личными вещами и даже посудой. Для этой же цели в могилу помещались и жертвенные животные, а сама могила имела сложную конструкцию, порой, делавшую её символически похожей на новый дом умершего. Как и в случае с первой группой, география проживания определяла воззрения на «географию» загробного мира, который представлялся в соответствии с природой, окружавшей тот или иной этнос в реальном мире.

 

 

 

 

§ 2. Надмогильные сооружения.

 

Важной частью погребального обряда во многих культурах являются надмогильные сооружения. Это произведения скульптуры или какие-либо архитектурные сооружения, предназначенные для установки на могиле. В наши дни функция таких сооружений ограничена лишь сохранением памяти об умершем, однако у тюркских кочевников XVIII – начала XX вв. они играли важную роль в религиозном культе мёртвых и являлись отражением комплекса представлений о загробном мире.

Большой интерес вызывают надмогильные сооружения у башкир. В отличие от конструкции впускной ямы и погребальной камеры они характеризуются большим разнообразием. Это, с одной стороны, отражает формы религии, представленные в различные эпохи, а с другой — консерватизм доисламских традиций, что особенно ярко сказалось на наружном оформлении могил. Несмотря на осуждение исламом устройства любых надмогильных сооружений, башкиры, как и другие тюркоязычные народы Средней Азии, Казахстана и Поволжья, продолжали следовать доисламским традициям. Информаторы на вопрос о происхождении данных сооружений обычно говорили, что так положено по традиции, так делали отцы и деды. Исходной формой для устройства надмогильных сооружений были земляные холмики, насыпанные над могильной ямой. Все надмогильные сооружения условно можно разделить на деревянные и каменные.

Сооружения из дерева. Вариант 1. Деревянный столбик, обычно дубовый, без коры, вкапывался в изголовье могилы. Ближе к верхушке, чтобы замедлить процесс гниения, происходящий под влиянием осадков, столбик заострялся, чуть ниже вытесывалась ровная площадка, на которой выбивался знак родовой принадлежности — тамга. Информаторы сообщали, что это наиболее доступный способ отметки могилы соплеменника, особенно когда под рукой не было другого материала. Родовая тамга чаще всего имела геометрические очертания, отсюда и легкость изображения ее любым членом рода несколькими ударами топора или другого острого инструмента. Встречается тамга повсеместно, но главным образом — в лесостепи. Родовая тамга была гораздо информативнее чем другие данные о человеке.

Вариант 2. Деревянные срубы — сложные сооружения, возводимые из деревьев твердых пород, чаще всего из дуба. Зарегистрированы три разновидности срубов (бура). Вначале вдоль могильного холмика укладываются два длинных бревна. Они служат основанием сруба. Сруб возводится высотой в три-четыре бревна. Сверху по длине сруба, по его середине, кладут одно длинное бревно, которое напоминает коньковую часть крыши дома. По мере укладывания бревен сруб постепенно сужается кверху. Сруб делается из почти необработанного в местах соединения дубового кругляка. Описанные срубы встречены во всех лесных и горных районах Башкирии. Зафиксированы срубы такой же четырехугольной конструкции, по с поднимающимися вертикально вверх стенками. Наверху посередине тоже уложено коньковое бревно. В отличие от предыдущей конструкции бревна обработаны, иногда хорошо пригнаны по размерам; они гораздо больше периметра могильной ямы и достигают длины до 3 м. Такие срубы распространены у северных башкир в Пермской области. Попадаются и срубы шести- восьмиугольной конструкции. У них бревна обработаны на брус, плотно пригнаны как в местах соединений, так и по всей длине. Высота сруба в зависимости от толщины бревен до 1 м.

Вариант 3. Домовина, сколачиваемая из обработанных окромленных досок, с двускатной крышей, закрытой фронтоном. На самом верху крыши из двух перпендикулярно прибитых друг к другу досок устраивался конек. Этим сооружением укрывался могильный холм по всей его длине. Домовина зарегистрирована у северных лесных башкир в Бардымском районе Пермской области. Интересно, что если срубы с коньковыми бревнами отдаленно напоминали домовины, то в последнем случае мы имеем дело с сооружением, максимально приближенным по своей конструкции к домовинам, фиксируемым у некоторых финно-угорских народов. Примечательно, что эта конструкция встречена только у северных групп башкир в Пермской области. Таким образом, все описанные деревянные сооружения распространяются в основном в лесостепных и лесных районах Башкирии и Пермской области. Причем по мере продвижения из лесостепных районов Башкирии, где на севере чаще встречаются деревянные столбики и простые срубы, в лесные они становятся разнообразнее. Наиболее распространены эти деревянные конструкции в Бардымском районе:  там  отмечено несколько  вариантов  срубов  и домовин.

Выявленная закономерность дает возможность предположить, что подобные конструкции надмогильных сооружений использовались в регионе местными лесными жителями и были заимствованы башкирами в ходе их продвижения и взаимодействия с дотюркским населением края. О том же говорит и   отсутствие   на   срубах   родовых   знаков,   что   не   свойственно башкирам,   у   которых   была   четкая   родоплеменная   структура.    Однако это компенсировалось тем, что внутри сруба в западной его части    вкапывался    деревянный    столбик,    на    котором    и вырезался     родовой     знак     усопшего.     Сочетание     в     одном сооружении двух элементов, имеющих, скорее всего, различную этнологию, может свидетельствовать и о его составляющих компонентах. В данном случае реально предположение, что срубы в отличие от деревянных столбиков более характерны для оседлого населения, а столбики у изголовий с изображением родовой тамги, видимо, имеют иное происхождение. Говоря о всех деревянных сооружениях над могилами предков, информаторы подчеркивали, что после установки их не принято трогать. Они постепенно сами разрушаются, превращаясь в конце концов в труху, и зарастают травой.

Сооружения из камня. Каменные надмогильные конструкции имеют гораздо большее распространение и разнообразие, чем деревянные. Эти надгробия в силу лучшей сохранности на них родовых знаков и долговечности в отличие от срубов содержат значительную информацию как в отношении датировки могильника, так и изучения родо-племенной структуры башкир. Надгробий из камня в прошлом, по сведениям информаторов, было гораздо больше, чем сейчас. Местное население нередко использовало эти сооружения в качестве строительного материала, что привело к их резкому сокращению. В основном нами зарегистрировано использование необработанных камней местного происхождения. Лишь в отдельных случаях над могилами представителей духовенства были надгробия из привозного обработанного камня о выбитыми данными об умершем и выдержками из Корана. Зарегистрированы следующие виды надгробий из камня.

Вариант 1. Наибольшее распространение имеют необработанные каменные плиты, врытые в виде стел в изголовья могил. Плиты фасадом направлены на запад. Размеры их и форма самые различные. Старались ставить по возможности высокую плиту. Нами зарегистрированы стелы высотой до 1.5 м и более на юго-востоке Башкирии. В некоторых районах наряду с могилами, имеющими одну плиту в изголовье, встречены захоронения с двумя плитами: в изголовье и в ногах. В ногах стоит обычно плита меньших размеров, не выходящая за пределы могильной ямы. На камне в изголовье также есть родовая тамга, а в ногах камень, как правило, бывает чистым. Надгробные плиты после их установки также не рекомендовалось трогать, подправлять. Часто можно было встретить наряду с вертикально стоящими, покосившиеся, а то и вообще лежащие на могилах плиты, которые постепенно врастали в землю и покрывались травой. В тех случаях, когда не было возможности отметить могилу каменной плитой, вкапывали деревянный столб, на котором тоже вырубали тамгу. Таким образом, можно сказать, что по своему происхождению и функциональному назначению деревянные столбики близки к каменным плитам и могут заменять их. Нередко в центральных горнолесных районах Башкирии на одном и том же кладбище можно встретить надгробия как в виде деревянных срубов, так и каменных плит.

Вариант 2. Каменные обкладки вокруг могил. По словам информаторов, устройство могил, обложенных по периметру каменными плитами (иногда высотой до 0.5 м), считается наиболее престижным для родственников усопшего. Но возведение таких надгробий — очень трудоемкий процесс, так как для обкладок требовалось собрать и перевезти огромное количество камней, что было особенно сложно в степных районах. Поэтому, видимо, чаще и ограничивались вкапыванием в изголовья могил одиноких каменных плит. Каменных обкладок, выполненных на уровне погребенной почвы, на территории Башкирии встречено несколько вариантов. Первый вариант — в северо-восточных и зауральских районах зафиксирована каменная обкладка в основном по периметру могил. Плиты уложены плашмя друг на друга. Высота обкладки —   0.4 м и более, что зависело от наличия материала. Внутри обкладки в изголовье могилы нередко вкапывалась каменная плита с изображением родового знака или без него. Каменная обкладка вокруг могилы обычно замкнутая, лишь в одном случае на северо-востоке Башкирии, в деревне Старо-Халилово была зафиксирована могила, у которой каменная обкладка с восточной стороны прерывается проемом шириной около 20 см. Старожилы объяснили, что так отмечали погребения лиц, принадлежавших к другому роду. В этих случаях внутри обкладки не ставили больше камней. Второй вариант каменных обкладок широко распространен в Аргаяшском районе Челябинской области. По форме они повторяют каменные обкладки Башкирии, но по размерам превосходят их более чем вдвое. Например, на могильниках Старо-Кулуево Яр-Аул были встречены обкладки, достигающие в длинну 5—6 м, в ширину 3—4 м. Причем, внутри обкладки, в ее центральной части, находилось, обычно, только одно погребение. Высота обкладок также внушительная — до 0.8 м.

Вариант 3. Встречался как в Башкирии, так и в Челябинской области. Это семейные захоронения, содержащие внутри одной обкладки несколько погребений. Каменная обкладка могилы достигала огромных размеров в длину около 10 м., в ширину до 5 м. и имела овальную форму. Каменные обкладки вокруг могильных ям в основном встречаются в степной и лесостепной зонах, начиная с юго-запада, с Алынеевского района, далее охватывают Башкирию по степям с юга и юго-востока и до северо-востока. В северо-западных районах Башкирии, а также в лесной зоне, среди северных башкир Пермской области, не было встречено ни одного случая каменной обкладки могильных ям. В этих районах, как было сказано выше,     доминируют деревянные надмогильные сооружения и однотипные камни в изголовьях могил. Сейчас трудно судить, какие сооружения древнее в регионе: деревянные или с использованием камня. Но, видимо, можно говорить, что если деревянные срубы отражают традиции населения лесной полосы, то каменные плиты и обкладки могил скорее всего кочевнического происхождения.

Вариант 4. Надмогильные сооружения из обработанного камня и кирпича представлены в основном плитами с эпитафиями и конструкциями в виде мавзолеев-усыпальниц. Эпитафии чаще всего выбивались на плитах из известняка. Встречены они почти во всех районах Башкирии. Плиты с эпитафиями прямоугольные по форме, о закругленным в виде арки верхом. По краю и ближе к торцам сделана канавка, как бы оконтуривающая камень. На лицевой стороне плиты выбивался текст арабским шрифтом, который обычно включал сведения об умершем, даты его жизни; ниже — выдержки из корана. Подобные плиты ставились в большинстве случаев над могилами мусульманского духовенства. Необходимо отметить, что на них не было знаков родовой принадлежности. В Бардымском районе Пермской области на кладбище д. Тамьян была обнаружена прекрасно сохранившаяся усыпальница, сложенная из обожженного красного кирпича в начале XX в. Мавзолей квадратный в плане, размеры по внутренним стенам 8X8 м, высота стен до 2.5 м. Внутри похоронены хазрет, совершивший паломничество в Мекку, а также его родственники. Над могилой растет огромная сосна. В восточной стене есть вход с арочным сводом, который закрывается дверью. Следует сказать, что подобные мавзолеи не являются традиционными сооружениями и практически не встречаются у    башкир.    Они    скорее    всего    имели    культовое назначение и тоже возводились над могилами духовных лиц ( Юсупов Р. М., 1989. С. 63-65).

Таким образом, изучение локализации, внешнего оформления большинства кладбищ, конструкций надмогильных сооружений показывает, что они отражают традиции и обычаи погребального обряда домусульманского времени. В функциональном отношении любое погребение (и кладбище в целом) у всех народов представлялось как промежуточное звено при переходе человека из одного состояния в другое, из одного мира в иной, более лучший. Локализация кладбищ на возвышенных местах, на склонах гор, холмов, очерчивание их контуров по периметру, термины захмат, зыйарат, а также ряд других немусульманских элементов свидетельствуют о глубоких корнях в выборе места и устройстве старинных кладбищ. Особенно четко эти традиции проявляются во внешнем оформлении погребений — в надмогильных вооружениях.        

Погребальный обряд башкир представляет собой органический сплав из элементов язычества, зороастризма и позднего мусульманства, что в конечном итоге создает территориальное разнообразие во внешнем оформлении могил. В то  же  время  это  разнообразие  уравнивается   единым  для  всех башкир    мусульманским    обрядом    захоронения в    земле,    без вещей, с ориентировкой лица усопшего на Мекку.

Как следует из вышеизложенного, надмогильные сооружения использовались башкирами, главным образом, для помещения на них родового знака – тамги. Обычай, не дозволявший прикасаться к этим сооружениям после обряда похорон, указывает на то, что они считались частью «мира мёртвых», своеобразной собственностью умершего, трогать которую живым воспрещалось. Вероятнее всего, предназначение тамги было в указании на происхождение умершего. Можно предположить, что принадлежность к тому или иному роду, по представлениям башкир, была настолько неизменным качеством для человека, что переходила с его духом в загробный мир. Материал надмогильных сооружений полностью зависел от природных условий.

Надмогильные        сооружения        киргизов.        В        результате этнографических   экспедиций   2000-2003 гг.    был   обследован ряд погребальных    комплексов    и    получены    новые материалы.      Зафиксировано      156      видимых      надмогильных сооружений, из них металлические ограды - 7, деревянные ограды из штакетника - 44, деревянные срубы - 26, деревянные решетчатые срубы - 39, сооружения        комбинированной        формы        не зафиксированы. Следует дать краткое описание различных типов сооружений.

Вариант 1. Деревянные ограды. Сооружения этого типа также прямоугольные в плане. Обычно это замкнутый  периметр, без входа.   Перекладины   часто   врублены   в   столбы,   закреплены   в пазах, просто набиты. Формы столбов тяготеют к геометрическим фигурам   в   виде   десятигранников,   восьмигранников,   конусов. Иногда столбы сверху завершают металлические полумесяцы, которые могут быть прицеплены и в середине ограды. Штакетник орнаментирован в верхней части         треугольниками, антропоморфными фигурами. Длина штакетника на одной стенке может различаться к середине стены или чередоваться, образуя узор, подобный волнистой линии. Подобно металлическим стены деревянных  оградок  украшены  с  внешней  стороны  узорами  из ромбов,   треугольников   или   фигурных   планок.   Большая   часть оград окрашена в синий и зеленый оттенки цветов.

Вариант 2. Срубные ограды. Данный тип надмогильных сооружений представлен в различных вариациях. В идеальном варианте срубные ограды имеют прямоугольную в плане форму, боковые, торцовые, решетчатые в сечении, сходятся к верху, образуя фигуру, подобную усеченной призме. Существуют срубные сооружения, поперечные стенки которых не наклонные, а прямые.    В    таком    варианте    сруб    в    продольном    сечении представляет собой прямоугольник, а не трапецию как обычно. Кроме того выделяются срубы, стенки которых прямые, плотные, не перекрыты перекладинами. Часто срубы нижним венцом устанавливали на деревянные подставки, видимо для предотвращения быстрого гниения и разрушения или для выравнивания надмогильного сооружения на местности. В основном срубы изготавливаются из березы и сосны.

Информация о работе Погребальный культ. Формирование представлений о душе, духе и загробном мире