Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 12:47, реферат
В последнее время внимание российских учёных всё больше привлекают проблемы, связанные с духовной сферой жизни общества. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отход от бывшей долгое время традиционной марксисткой научной парадигмы, обусловил признание относительной самостоятельности в качестве объекта исторического исследования вопросов, связанных с мировосприятием, интеллектуальной деятельностью и творчеством людей. Как результат работа в направлении данной проблематики получила особую перспективность и научную новизну.
Введение. С. 3
Глава 1. Религиозные традиции в погребальном культе.
§ 1. Роль языческих культов в погребальной обрядности. С. 9
§ 2. Влияние ислама на традиционную похоронную культуру тюркоязычных кочевников. С. 29
Глава 2. Материальная культура погребальных обрядов.
§ 1. Устройство могильной ямы и сопроводительный инвентарь погребального обряда. С. 41
§ 2. Надмогильные сооружения. С. 52
Заключение. С. 68
Библиография.
Вариант 3. Металлические ограды. Данный вариант распространяется в XX в., однако представляет интерес для изучения пережитков более ранних традиций. Это прямоугольные в плане конструкций, состоят из столбов (металлических труб, столбов, уголков), расположенных по углам сооружения, к которым прикреплены болтами или приварены стенки. Стенки изготовлены обычно из двух перекладин с приваренными на них прутьями, имитирующими штакетник. Эти сооружения могут изготавливаться целиком или собираться на месте. Большинство таких оград имеют вход-калитку, которая либо намертво заваривается, либо закрыта каким-то запорным устройством. Характерная особенность калиток состоит в том, что они, как правило, не используются, т. е. внутрь металлической оградки никто не входит. Столбы оградки часто имеют куполообразные навершия, иногда дополнительно орнаментированы металлическими полумесяцами. На поверхности стен размещены узоры из кругов, ромбы, треугольники, иногда встречается узор в виде волнообразной линии. Эти сооружения отличаются высокой степенью стандартизированности вследствие применения при их изготовлении современных технологических приемов и материалов. В окраске металлических оград преобладают различные оттенки зеленого и синего, серебристого цветов.
Встречаются также сооружения комбинированной формы. Под ними понимаются конструкции, сочетающие признаки нескольких типов надмогильных сооружений (Титов Е. В., 2003. С. 394-395).
Можно предположить, что у киргизов главная функция надмогильных сооружений заключается в ограждении могилы, разграничении «мира живых» и «мира мёртвых». Территория внутри ограды считается словно частью могилы, куда живым не рекомендуется заходить. Интересно, что подобные представления крайне устойчивы во времени и даже появление новых материалов (железа) не может их поколебать. Особенно интересен появившийся недавно обычай делать калитку в ограждении, которая, тем не менее, не используется для входа-выхода, а всегда держится закрытой. Всё это демонстрирует сохранение доисламских представлений о сакральности земли вокруг могилы.
Надмогильные сооружения святилища Мерке, Казахстан (казахи). Культовые памятники сооруженные тюрками, на высокогорных лугах верховий реки Мерке отражают своеобразие мышления, интеллектуального постижения себя во времени ив пространстве. Каменные статуи кочевников, установленные на многочисленных курганах являются ценным источником по истории тюрков I – II тысячелетия н.э. Большинство захоронений датируются эпохой средневековья, однако есть и те, что относятся к XVII – XVIII вв. Основное количество культовых памятников с каменными изваяниями исследовано по материалам, полученным в результате поисковых работ в верховьях реки Мерке, преимущественно близки по типологии (за исключением нескольких ритуальных, древнетюркских по типу оград с изваянием и со стелами). Высокая концентрация памятников на небольшом пространстве, типологическое сходство конструкций и самих скульптур послужили поводом для объединения всех культовых памятников с изваяниями, установленными на курганных насыпях, в единый комплекс — святилище тюрков Мерке. Топографические особенности расположения ритуальных конструкций с изваяниями, которые расположены на гребнях саев, на плато, в самих саях (сай - тюрк. сухое русло, овраг, ручей в овраге, река), вдоль речек, на береговых террасах родников, иногда на площадях, отстоящих друг от друга только на несколько сот метров, свидетельствуют о вероятном культурном родстве памятников. К примеру, топографически, с юго-востока на северо-запад, на следующих друг за другом саях, с наименованиями Коралас-еазы, Тогансай, Жаланаштын жартасы, Сулы-Сай, Карасай, Шольсай, Сандык и занимающих в целом площадь около 3 кв. км расположено 3 каменных изваяния на курганах. Все конструкции и изваяния типологически близки. Последнее наводит на мысль: территория локализации памятников с каменными изваяниями, в целом являлась сакральным пространством. Единство назначения культовых памятников святилища, служивших для тюрков местом поклонения, проведения ритуалов и обрядовых действий несомненно.
По итогам археологического изучения верховий реки Мерке, составлена карта распространения культовых памятников с каменными изваяниями и мест скопления петроглифов. Всего на археолого-топографическую карту нанесены несколько десятков курганных конструкций со статуями. Выявлено 64 каменных изваяния среди которых 31 статуи — женские. Статистический анализ и данные типологии ритуальных памятников позволили установить что в составе святилища находится всего 38 комплексов со статуями. Основная часть ритуальных конструкций представляют собой каменные насыпи, размером в диаметре от 4-5 м до 16м, высотой от 0,5 до 1,3 м. К некоторым курганам с восточной стороны примыкают под прямоугольные в плане пристройки, также сооруженные из камня.
В могильнике Бельсаз 2, изученном раскопками, насыпь была окружена рвом. В составе памятников святилища изучены две ритуальные конструкции — ограды, описание которых приведено ниже. Типы памятников с каменными изваяниями подразделяются по внешнему виду конструкции, количеству статуй установленных на них и от местоположения скульптуры на конструкции. Четыре изваяния находилось на кургане Сулусай 7. По три изваяния зафиксировано на пяти памятниках, одиннадцать курганов содержали по два изваяния. В конструкциях с парными и более статуями как правило одно из изваяний мужское, а одно или же две-три изображают женщин. Зафиксированы также один памятник с двумя мужскими изваяниями и три конструкции, на которых установлены по два женских изваяния. Одиночные мужские статуи, расположенные в центре курганов отмечены на десяти памятниках и по одному изваянию выявлено на 14 курганах.
На памятниках Кашкасу 1, Муизды кора 2 (курганы 1 и 2), на курганах диаметром от 6 до 10 м, высотой от 0,5-1,2 м, женские изваяния установлены в подпрямоугольных пристройках, размером 1,5 х 1,8 м и 2,3 х 2,7 м, примыкающих к насыпям курганов с восточной стороны. Изваяния обращены лицом на восток. Надо отметить, что случаи когда памятники со статуями которые стоят в первоначальном состоянии не часты. На кургане Кашкасу 1 и кургане 2 памятника Муизды кора 2 имеется возможность реконструкции ритуала, так как памятники не потревожены. Могильник Шайсандык 1, является другим типом памятника, который сохранен в первозданном виде. Также с женским изваянием, но установленным в центре кургана диаметром 7 м., высотой 0,6 м. Статуя обращена лицом на восток. На курганах Шольсай 3 и Сандык 2 статуи женщин стоят рядом с курганом с восточной стороны, но в центре курганов заметны углубления, похожие на следы грабительских воронок. Традиционным для памятников святилища Мерке является сочетание мужского изваяния с женским. Однако среди памятников есть интересное на наш взгляд, сочетание: две женские статуи установлены на курганах Суюндык 1 и 2 и двух мужских на памятнике Кораласасазы и Таяксалды 1. В целом в иконографии статуй намечено общее сходство. Деталью объединяющей основное количество монументальной скульптуры является сосуд, который показан в полусогнутых, на уровне живота, руках. Всего изваяний с сосудами 39. Остальные статуи не имеют в руках сосудов, но на памятниках с парными и более изваяниями, стеловидные статуи (т.е. изваяния, на которых изображена только верхняя часть торса) установлены на одном кургане со скульптурами, в руках которых сосуд показан. Данные иконографического анализа изваяний позволяют отметить, преимущественное подчеркивание индивидуальных портретных характеристик. В зависимости от портретных черт, подчеркивающих половую принадлежность, изображенного на статуе человека, а также головных уборов и дополнительных аксессуаров, выделены несколько типов статуй. Это изваяния, на которых показаны головные уборы, мужские и женские (анализ иконографии женских статуй описан ниже). Мужской головной убор, округлый по форме, по типу напоминающий тюбетейку-такия, показан на двух скульптурах. У шести изваяний, подчеркнуто, выделены усы и на единственной мужской статуе, показана клиновидная по форме бородка. С целью уточнения хронологии бытования памятников святилища, отдельные конструкции были изучены археологически. К древнетюркскому типу отнесены два памятника. Ритуальный комплекс Аралтобе 1, представлен цепочкой прямоугольных оград. В центре каждой из оград находилась ямка, диаметром 0,2-0,3 м. глубиной до 0,2 м, с золисто-углистым заполнением. В северо-западной части, к оградам пристроена подкурганная конструкция, в центре которой, в яме были обнаружены кости животного и три фигурные металлические бляшки от конской упряжи. С северо-западной внешней стороны, по центру всех стен были установлены антропоморфные стелы. Типологически, описываемая конструкция идентична с описанными в литературе древнетюркскими ритуальными оградами, которые изучены повсеместно по всей территории тюркской ойкумены. Отличительной особенностью поминальной ограды Аралтобе 1 является ориентация самой цепочки с юго-востока на северо-запад, установка антропоморфных стел с северо-западной стороны оград, а также отсутствие балбалов, т.е. каменных столбиков, установленных в ряд, в восточном направлении от оград. Поминальные памятники с изваяниями и антропоморфными стелами, которые устанавливались с северозападной стороны или с западной стороны ограды, без вереницы балбалов, изучены также на территории Кыргызстана (Табалдиев К.Ш., 1996. С. 52-55).
Несколько тюркских могильных оград открыты и изучены в составе могильника Коржай-ляу 7, расположенного в одноименном сае, на правой террасе р. Мерке. Раскопками изучены три ограды и курган. В кургане выявлено захоронение по обряду трупоположения, на спине, головой ориентированное на запад. В изголовье погребенного находился лепной, круглодонный сосуд, поверх которого лежали крестцовые кости барана с ножом, воткнутым вертикально в остатки ритуальной пищи. Культовые памятники Муизды Кора 2, курган 1 и курган 2 являются сооружениями курганного типа, но с прямоугольными пристройками, сооруженными с восточной стороны насыпи. На обоих памятниках, в пристройках выявлены женские изваяния, установленные в пристройках и обращенные лицами на восток (открыты и изучены в полевом сезоне 2002 г.) Обе статуи выполнены из гранита, в технике барельефа. Груди показаны в форме округлых выпуклостей. В руках обеих изваяний, на уровне живота показаны сосуды. Статуя из кургана 1 держит в руке плоскодонный сосуд в форме кубка. Пальцы рук этой статуи отчетливо проработаны. Изваяние из кургана 2 отличается от первого: сосуд имеет форму кубка с ножкой, на голове просматривается убор типа женской шапочки — такия, форма грудей передана в том же стиле, что и на первой статуе. Ниже сосуда рельефной выбивкой показан какой-то знак, удлиненно — овальной формы, длиной до 12 см. шириной около 3 см. Памятники Муизды кора 2 конструктивно близки кургану Кашкасу 1, в котором женское изваяние также установлено в пристройке к насыпи и обращено лицом на восток. Выше отмечено, что в составе святилища Мерке нами изучены разнотипные курганы с изваяниями, среди которых есть курганы с одиночными мужскими, женскими и парными статуями. Существует различие и в насыпях курганов, которое уже описано. Вместе с тем, есть черта, объединяющая эти различные по типу курганные конструкции с изваяниями: сосуды, которые показаны в руках изваяний на уровне живота. Наличие этого, по всей видимости, сакрального атрибута, характерно как для женских так для мужских изваяний культовых памятников святилища. Кроме того, отмечены случаи, когда изваяния с сосудом в обеих руках установлены на одном кургане со статуями погрудными, т.е. без каких-либо иных атрибутов (Титов Е. В., 2001. С. 26-28).
Вероятнее всего, антропоморфные стелы символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках для «охраны» сакральной местности, где совершались погребения. Также можно предположить, что они одновременно являлись вместилищем духов предков (что подтверждает разнообразие в проработке черт лица), составляли неотъемлемую часть погребального комплекса вместе с непосредственно захоронениями. Скорее всего всё святилище Мерке считалось местом «жительства» духов, именно там располагался (или начинался) тот «мир мёртвых», в который отправлялись души умерших.
***
Таким образом, необходимо отметить значительное разнообразие в материальной культуре тюркских захоронений в XVII – начале XX вв. Наблюдаются существенные отличия в устройстве могильной ямы и сопроводительном инвентаре погребального обряда у различных тюркских кочевых этносов, особенно хорошо заметные при сопоставлении народов степной и лесной-лесостепной географической зоны. Эти различия объясняются как окружающей природной средой, так и уровнем общественного развития того или иного этноса. То же самое справедливо и по отношению к надмогильным сооружениям, которые также были весьма разнообразны. Это явно указывает на отсутствие у тюрков единого представления о загробном мире. Таковые представления (суть которых была описана в первой главе) различались в зависимости от каждого конкретного этноса. Отсутствие единства дополнительно указывает на преобладание шаманизма в религиозной картине мира тюркских кочевников и весьма небольшое влиянии ислама. В таком случае возникает вопрос об определяющих факторах формирования представлений о загробном мире в среде тюркоязычных кочевников в указанный период. Основываясь на вышеизложенных материалах, можно сделать вывод, что главным из них были географические условия проживания, а также особенности быта и уровень развития общественных отношений того или иного народа.
Заключение.
Подводя итог, необходимо привести основные выводы, к которым мне удалось придти в данной работе.
Библиография.
Информация о работе Погребальный культ. Формирование представлений о душе, духе и загробном мире