Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:33, лекция
Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майи.
В своем втором значении "культура" — становление творческих возможностей, расцвет, линия подъема. "Культура" (и затем "цивилизация" как нисходящая линия развития) полностью совпадает у Шпенглера с понятиями "история" и "общество". Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушествлявшей его культуры, возврат в "небытие" культуры.
Понятие Культура В Концепции Шпенглера
Прежде чем
приступить к анализу историко-культурной
концепции Шпенглера, необходимо определить
объем самого понятия "культура",
которое у Шпенглера выступает
как бы в двух масштабах. Шпенглер
выделяет в мировой истории восемь
культур, достигших зрелости: это египетская,
индийская, вавилонская, китайская, "магическая"
(арабо-византийская), "аполлоновская"
(греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская)
культуры и культура майи. Это культуры
"завершенные", полностью исчерпавшие
свои возможности. (В дальнейшем Шпенглер
собирался направить свое внимание на
будущую русско-сибирскую культуру.) Их
существование в разные времена на самых
отдаленных территориях планеты для Шпенглера
— отнюдь не свидетельство единства мирового
исторического процесса (напротив, оно
неоспоримо доказывает бессмысленность
самого этого понятия, отсутствие истории
в этом смысле, истории как процесса), а
свидетельство единства проявлений жизни
во Вселенной во всем ее многообразии.
Итак, в большем объеме, в наиболее обобщенном
употреблении "культура" у Шпенглера
— это сложившаяся в веках историко-культурная
целостность(Синонимом культуры в этом
ее значении - пожалуй, даже более употребительным
- является термин "цивилизация".
Например: крито-микенская цивилизация
(или: культура). В последующем за подобными
историко-культурными единицами закрепляется
название "цивилизация", как мы это
видим, например, у А. Тойнби, который во
многом следуя Шпенглеру, выделяет около
тридцати подобных комплексов.) . В другом
контексте Шпенглер понимает культуру
иначе: это единая (и единственная) культура
того же исторического целого (по Шпенглеру,
ему отведено тысячелетие), но — до той
границы, которая в пределах этого целого
отделяет ее от цивилизации. Термином
"цивилизация" Шпенглер обозначает
поздний этап развития единой культуры,
который он расценивает как "логическую
стадию, завершение и исход культуры".
Цивилизация — последняя, неизбежная
фаза всякой культуры. Она выражается
во внезапном (органически обусловленном,
возрастном) перерождении культуры, резком
надломе всех творческих сил, переходе
к переработке уже использованного историей
материала, отживших форм. В своем втором
значении "культура" — становление
творческих возможностей, расцвет, линия
подъема. "Культура" (и затем "цивилизация"
как нисходящая линия развития) полностью
совпадает у Шпенглера с понятиями "история"
и "общество". Цивилизация, обладая
одними и теми же признаками во всех культурах,
есть симптом и выражение отмирания целого
как организма, затухания одушествлявшей
его культуры, возврат в "небытие"
культуры. В первом случае — в концепции
культур — реализует себя философско-историческая
установка Шпенглера. Шпенглер выступает
против идеи единого "всемирного"
исторического процесса, единой линии
эволюции человечества, проходящей (с
всемирно-исторической точки зрения) последовательные
этапы развития, т.е. поступательного движения,
которое, используя социальные, гносеологические
и другие критерии, историки до сих пор
определяли как прогресс. Теории единства
и преемственности процесса мировой истории
как общей картины развития человечества
Шпенглер противопоставляет учение о
множестве завершенных, разобщенных в
пространстве и во времени цивилизаций
("культур"), равноценных по предельной
полноте осуществленных в них возможностей
и достигнутому совершенству выражения,
языка форм.
1. Вступление.
В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера “Закат Европы” и сразу
же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев,
когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и
широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования
культуры. Но, впрочем, книга Шпенглера была не только исследованием. Это
была книга-диагноз, книга- пророчество. Автор не только изучает историю
культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, - вопрос, на
который сам автор дает неутешительный и горький ответ. И в этом своем
качестве книга Шпенглера - это предостережение. Обдумывая огромный историко-
культурный материал, Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас
схемы “Древний мир - Средневековье - Новое время”, в рамках которой обычно
прослеживались основные этапы развития мировой культуры. В моём небольшом
реферате невозможно охватить всю тематику шпенглеровской работы, поэтому я
остановлюсь на главной её теме - природе и исторических судьбах культуры.
2. Философия культуры О.
Первое, что сразу же бросается в глаза : Шпенглер отказывается от
стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой
логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей
высшей точке. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь
раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу : “...У
“человечества” нет ... никакой идеи, никакого плана ... (...) Вместо
безрадостной картины линеарной всемирной истории ... я вижу настоящий
спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из
лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем
ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве -
собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, воление, чувствование, собственную смерть”.1
Но и собственная “идея” каждой культуры, о которой говорит
Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например
Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной
является душа культуры. Логика же, как впрочем и искусство, наука,
политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. В шпенглерском
понимании культура - это символически выраженная система , в которой
реализует себя соответствующая душа : “Культура как совокупность чувственно-
ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное,
переходящее ...; культура как совокупность великих символов жизни,
чувствования и понимания : таков язык, которым только и может
___________________________
1 Шпенглер О.
Закат Европы. Т.1.М., 1993. С. 151
поведать душа, как она страждет”.1
Большое значение имеет какой смысл у Шпенглера приобретает термин
“душа” применительно к культуре. Для него термин “душа
культуры” есть яркое и в то же время точное выражение того обстоятельства,
что основание культуры несводимо к разуму. У каждой культуры есть своя
собственная “душа” реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа
каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными
средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной
культуры, понять природу их символов, чувств, верований : “... Кадой
великой культуре присущь тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь
тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре”.2
Шпенглер останавливается на
рассмотрении трёх
: античной, европийской и арабской. Им соответствуют три “души” -
аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное
тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное
пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между
душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание
каждой из культур. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного
___________________________
1 Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М.,1993. С.344
2 Там же. С.342
человека : детство, юность, возмужалость и старость. Для Шпенглера все
культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с
внешней позиции, с позиции другой культуры. “Феномен других культур говорит
на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя
имеют силу либо все из них или не одна из них”.1 Сконцентрировав своё
внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить
своеобразие европейской души, образом которой может (как считает сам автор)
являться душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир
своей волей.
Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё
искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную
природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. “Каждой
культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира -
как природы, или - одно и то же - у каждой есть своя собственная,
своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни
один человек иного склада. Но в ещё более высокой степени у каждой
культуры... есть... собственный тип истории, в... стиле которой он
непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное,
внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление”.2
___________________________
1 Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М., 1993. С.155
2 Там же. С.289
Я уже писал, что, по
душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души.
Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы
реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят
в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Шпенглер не
объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба
нарисована им со всей возможной выразительностью. “Каждая культура проходит
возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя
юность, своя возмужалость и старость”.1 “Культура рождается в тот миг,
когда из пра-душевного
состояния вечно-младенческого
пробуждается и отслаивается великая душа... Она расцветает на почве строго
отмежеванного ландшафта, к которому она остаются привязанной чисто
вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму
своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,
государств, наук...”.2
Но что значит - умирает ? Смерть культуры есть исчерпание её души,
когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращённых теперь не к
осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству
жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации.
“Цивилизация есть неизбежная
___________________________
1 Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М., 1993. С.265
2 Там же. С.264
судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и
вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не
культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как
невозможных...Как только цель достигнута, и... вся полнота внутренних
возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет,
она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится
цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё
многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”.1
Информация о работе Понятие "Культура" в концепции Шпенглера