Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Народы России: народы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, народы Кавказа и Средней Азии.
Народы Зарубежной Азии.
Народы Африки.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб. по этнографии.docx

— 127.28 Кб (Скачать файл)

Каменные палаты, появление каменных домов, украшение  жилищ

Новгородский архиепископ  уже жил в каменных, с тридцатью  дверями, хоромах, построенных немецкими  зодчими (1433 г.). Его палаты были расписаны  и украшены часами с боем. На великокняжеском  дворе, за церковью Благовещенья, были выставлены еще в 1404 г. часы с боем, стоившие около 50 фунтов серебра. Митрополит Иона построил для себя в Москве каменные палаты с домовым храмом Положения риз (1449 г.) Среди самой  столицы находились тогда рощи и  луга, стояли мельницы и сады; дома боярские отличались от простолюдинов высотой  и глубокими погребами, наполненными медом. Если в это время господствовала в столице городская простота, то нельзя удивляться, что она по городам и деревням была общей. Сами деревни, состоявшие тогда из немногих изб и получивших свое название от построения их среди деревьев или  лесов, как селение от села или  заселения свободных мест, представляли повсюду единообразие: вокруг сеяли  хлеб и косили траву, как и ныне. Дома горожан в ХV в. строились как в старину: с большими сенями, низкими дверями, так что входивший, чтобы не удариться головой о верхний косяк, должен был наклоняться. Стены комнат были голые; столы и лавки дубовые только у богатых; они стояли вокруг стен и часто покрывались коврами. Тогда не знали ни стульев, ни кресел. Великие князья при приеме послов садились на возвышенном круглом седалище, заменявшем трон; во время обедов на обыкновенных лавках, застланных пышными материями, шелком и бархатом. Украшение комнат составляли повсюду изображения Св. мучеников и угодников, особенно чудотворца Николая, вставленные в киоты в углу; перед ними теплилась лампада, а в праздник освещали еще образа восковыми свечами; под иконами было почетное место; тут же стоял крытый белой тканью стол. Зодчество начало распространяться только в XV в. Иностранные художники укрепляли города, строили церкви каменные, и они построили Грановитую палату (1491 г.), которая в течение 320 лет сохраняла прежнюю свою красоту, и теремной дворец (в начале XII в.). Знатные люди также начали строить каменные дома. Митрополит Зосима поставил на своем дворе три кельи каменные с подклетями. Голова Д. В. Ховрин и В. Ф. Образец, построили каменные дома (1485 г.). Тогда многие явно чувствовали превосходство европейцев в гражданском искусстве, старались заимствовать от них все полезное, - кроме обычаев, которым оставались верными. Нельзя оставить без внимания, что построение и укрепление многих пограничных городов было производимо знанием русских, уже познакомившихся с военным искусством. Правда, стены воздвигались деревянные, зато внутри их была земляная насыпь, смешанная с песком, или крепко сплетались из хвороста стены, огражденные земляным валом. В XV в. дома дворян и горожан были по большей части небольшие и крытые соломой; в них ставили хлебные печи, где варили и пекли, от чего покои наполнялись дымом. В тех же избах нередко толпились телята и другие домашние животные, как и доселе. По недостатку в стекле для окон, обтягивали их говяжьими пузырями или намазанной маслом холстиной, которую заменили впоследствии слюдой. В конце XVI в. столица величалась прочными зданиями: каменными лавками и домами, но нашлись злодеи: князь Василий Щепин, дворяне: Василий Лебедев и два Байковы, отец и сын, которые сговорились зажечь Москву в разных местах; однако умысел их открылся заблаговременно, виновников схватили и казнили (1597 г.). Успехи гражданского образования, сколько ни были важны для удобства жизни, но повсюду еще строились дома из соснового леса, в два или три жилья, с большим крыльцом и дощатыми кровлями, а на дворах особо летние спальни и кладовые. Печи делались изразцовые, стены комнат расписывались изображениями из церковной истории. В светлицах были печи с лежанками, на которых любили покоиться ночью или сиживали днем в зимнее время. В печных стенках делались печурки, в которых грели кушанье и что было надобно для хозяйства или держали домашнюю посуду; такие печурки часто заменяли шкафы. Петр Великий, построив для себя небольшой деревянный домик из трех комнат (на петербургской стороне), имел такую же печь с печурками, в которых он ставил свой чайный прибор, разные домашние вещи и там нагревал воду. Его домик, обращенный ныне в часовню, не имеет прежней печи. В холодных местах поныне делают у нас печи с лежанками. Высота дома и обширность двора означала богатство и важность хозяина. Небогатые и простолюдины жили, даже в столице, в дымных избах, часто без труб или с деревянными трубами. По приготовлении кушанья гасили огонь, за чем смотрели нарочные пристава. Картина сельской жизни не изменялась долгое время в Москве: вокруг домов зеленели рощи, луга, огороды и сады; у кремлевского дворца косили сено, и в нем красовались три больших царских сада; мельницы на реках Яузе и Неглинной довершали деревенские нравы. Борис Годунов, любя пышность, ослепляя богатством народ и чужеземных послов, воздвигал каменные палаты и хотел распространить вкус и изящество, но его желание не исполнилось: оно начало распространяться не ранее царствования императрицы Елизаветы, которая, с благополучным своим правлением, умела поселить вкус к изящному, - с открытием Академии художеств (1758 г.). Вообще следует сказать, что до середины XVIII в. царствовало однообразное направление в постройках, не только в простом сословии, но и в боярском. Ближние люди и бояре жили в деревянных домах без украшений. В середине XVII в. для царских послов уже был отведен каменный дом. У знатных людей находились на дворах летние дома и церкви. Дома делались просторнее, но в окна вставляли, вместо стекол, слюду, которую получали из Карелии (нынешней части Финляндии). Достоверно не известно, что вошло прежде в употребление в России: стекло или слюда? Хотя мы не имеем никаких сведений из нашей старины, однако мы думаем, что стекло, будучи вывозимо из Царьграда, употреблялось богатыми и в княжеских палатах; что небогатые закрывали окна ставнями или залепливали пузырной кожей, как это делалось в Германии и Франции, в полуобразованном их состоянии; слюда, из-за трудностей в приобретении и доставке по отдаленности места, стала известна у нас не ранее XVI в., и то в северо-восточной России, а в юго-западную не заходила, - в ней она и поныне составляет предмет редкости.

О безопасности жилищ

О внутреннем устройстве городов, порядке и безопасности жилищ  мы никаких сведений не имеем. Назначение же чиновников, которые надзирали  за всеобщим спокойствием обывателей, появляется не ранее XV в. Наместники и  воеводы были блюстителями вверенных  им городов: они собирали подать, судили и решали спорные дела и наказывали нарушителей спокойствия. Иоанн III первый учредил для безопасности жителей  разъезды в Москве, доверяя их знатным  людям. В 1504 г. устроены рогатки по улицам; каждая часть города была обведена решетками; никому не позволялось ночью  ходить без надобности по городу без огня, и наблюдение за внутренней безопасностью возложено было на городскую стражу, избираемую самими жителями. В XVII в. находились по разным местам улиц часовые, которые производили оклик, давали знать о пожаре и били в деревянные доски равномерно о пробитии часов, с которого времени никто не должен был ходить по городу. В середине XVII в. уже издан наказ для городского благочиния, которой касался одной Москвы. Назначенные тогда для объезда по городу Иван Новиков и подьячий Викула Панов, имели обязанностью прекращать воровство и смотреть за огнем. Во время разъезда они имели при себе пять решеточных приказчиков, и с каждых десяти дворов по человеку с рогатинами, топорами и водоливными трубами; наблюдали еще, чтобы в жаркие дни не топили изб и бань и к ним прикладывали печати, и чтобы не сидели поздно с огнем. Для приготовления кушанья и печенья хлебов велено делать русские печи в поварнях; у кого не было отдельных, тем приказывалось устраивать на огородах или полых местах, вдали от хором, и прикрывать их от ветра щитами. Служители, которые непосредственно наблюдали за городской чистотой и гасили огонь, назывались земскими ярыжками и огневщиками. Земские ярыжки носили в Москве красное и зеленое платье, а в других городах иного цвета; на груди нашивались буквы З. Я., означавшие их звание. При крестных ходах и выезде царя стояло готовых несколько человек с метлами и лопатами, которые, находясь впереди, мели улицу и не допускали тесниться народу. Ссорившихся или дравшихся они немедленно брали и отводили в городскую избу. Огневщики же были пожарные служители. Заведение собственно полицейского порядка принадлежит Петру I. Он учредил в Петербурге (1718 г.) главную полицию и генерал-адъютанта Девиера назначил генерал-полицмейстером; потом учредил ее в Москве (19 мая 1722 г.), дал полицмейстерскую инструкцию (в том же году 10 декабря), и московского обер-полицмейстера подчинил генерал-полицмейстеру. С утверждением полиции, на нее возложено непосредственное попечение о спокойствии и безопасности горожан. Таковые меры распространены впоследствии на все города в России, и полиция, дотоле неизвестная, заняла почетное место в области государственных постановлений. В наше время для содействия городской полиции учрежден еще корпус жандармов. При появлении где-либо пожара определено было особым градским чинам, а потом стрельцам, давать знать жителям битьем в доски и трещотками, и звоном колоколов; приказано ломать смежные дома или покрывать их мокрыми кожами, поливая беспрестанно водой. В середине XVII в. (в апреле 1649 г.) постановлено в Москве иметь при каждых пяти дворах по одной медной водоливной трубе, а при каждом дворе по одному деревянному ведру. Впоследствии (в начале XVIII в.) заведены со стороны городской стражи пожарные трубы, постановлено жителям в обязанность содействовать тушению пожара. По улучшении пожарной стражи возложена на нее обязанность гасить пожар. В начале XIX в. подтверждено, чтобы не только в городах, но в селах и деревнях иметь каждому дому по запасному ведру, а богатым людям готовую бочку с водой, и чтобы все содействовали к прекращению огня. Эта мера принята в таких лишь местах, где не существует пожарная стража. Несмотря на предосторожности против пожаров, рукотворная стихия беспрестанно опустошала города. Это происходило от множества деревянных домов, выстроенных без плана, почти кучей; от неправильных, кривых и узких улиц, в которых никому нельзя было действовать с успехом: мгновенно охватывались целые части города, и все обращалось в пепел. Каменные дома появлялись изредка даже в больших городах. При строительстве новой столицы, Петербурга, стоило великих трудов выстроиться из кирпича, - по недостатку в нем. Изобилие леса и удобство в доставке его предпочиталось прочности каменным зданиям. Москва же до 1812 г. строилась большей частью из дерева, - пожар этого года заставил ее строиться по плану и из кирпича, - хотя она издревле слыла белокаменной. О других городах нечего говорить, - все из дерева. Правда, есть города, как, например: Харьков, Одесса, Тверь, Новгород, Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Тула и еще некоторые, где распространяются каменные здания; но они составляют там роскошь, а не потребность. Много раз подтверждалось городским жителям строиться по плану и из кирпича, для безопасности от огня; но эти меры не были приводимы в исполнение самими жителями, по причине несостояния и нераспланировки города. В конце XVII в. предписано было, чтобы строящимся в Москве выдавать пособие из приказа большого дворца. Указом 25 октября 1681 г. повелевалось, чтобы все строящиеся дома крыли тесом, а поверх теса засыпали землей и укладывали дерном. Кто не мог этого сделать, тот должен был крыть дранью на подставах, дабы во время пожара легче было снимать кровлю. На палатном дворе воспрещалось строить деревянные хоромы. Жившим на большой улице и погоревшим недавно велено отпустить кирпича в долг из приказа большого дворца по указной цене: по полтора рубля за тысячу, рассрочив платеж на десять лет. Эти меры не изменили образа постройки. Петр I повелел при строительстве Петербурга всем строиться по плану, и если не из камня, то по крайней мере на каменном основании, и чтобы дома ставились окнами на улицу, а конюшни, сараи и другие здания, - внутри двора. В некоторых деревнях, особенно в расположенных по большим проезжим дорогам, встречаются каменные избы, выстроенные по плану, и улицы прямые и широкие, или дома с высокими кровлями и широким навесом. Внутренность уже разделена на жилые покои и на приемные для гостей; окна довольно достаточной величины, до полутора аршин; у других бывают такие же, как у городских жителей. Оконицы и ставни расписаны голубой или зеленой краской, с разноцветными изображениями. Богатые, познакомившись с выгодами гражданской жизни, уже живут в хороших избах; бедные и земледельцы живут вместе с семейством, часто в тесноте, - как бывает везде с бедными; пол досчатый, но встречается и земляной. Наши земледельцы, в сравнении с прежними годами, изменили устройство самих изб: делают их просторными, с перегородками, палатами, нарами и примостками и заботятся о чистоте.

Разнообразные виды жилищ

Предназначенное место для  жилья огораживали плетнем; разделив внутренность на части или покои, разгораживали их другим плетнем, который  состоял из хвороста или тростника, называемого в Малороссии очеретом. Плетень облепливали землей, смешанной  с глиной, или просто одной глиной; потом смазывали нагладко глиной, и от мазания произошло название мазанок. Посреди мазанки ставилась кирпичная печь, которая топилась из сеней очеретом, кизяками (засушенным навозом) или валежником; пол бывал земляной, иногда он укрывался травой или соломой, но более всего он смазывался желтой глиной. Стены внутри и снаружи обеливали или завохривали (красили желтой глиной). Поверх земляной насыпи часто выводили соломенные крыши. В стене прорезали небольшие окошки; со стороны наружных дверей приделывали по бокам присьбы; дом огораживали тыном (плетнем); во дворе находились строения для домашних животных и хранения хозяйственных вещей. Хаты строятся, как строились прежде, из леса; обмазываются глиной с обеих сторон; внутреннее расположение удобное и широкое; оно разделяется на две половины: в одной живут и готовят кушанье, а в другой принимают гостей, - и это называется свитилкою (светлицей); пол вымазывают глиной; печи белят, а у богатых они делаются из кахли разноцветной (изразцов); окна довольно большие; покои очень светлые, чистые и опрятные; внутренние и наружные стены обеливаются, отчего все избы в малороссийских местах представляют издали белый город; стрехи (кровли) покрываются соломой и очеретом, у богатых же дранью или тесом; вокруг хаты делаются те же присьбы, как у мазанок; трубы бывали деревянные, ныне большей частью кирпичные. Дворы обводят плетнем или забором; домашние постройки: хлев, амбары, конюшни и другие делаются мазанками. Хаты и мазанки бывают довольно высокие; зимой они очень теплые, и замечательно, что в них не заводятся тараканы, пруссаки и другие нечистые насекомые, от того, что летом и зимой чистят и белят избы. При каждом хорошем дворе находится сад, состоящий из яблонь, груш, слив, вишен, дуль, чернослива, бергамота, черешни, смородины, малины, разных цветов и душистой зелени: руты (резеда), любистока, пижмы, кануфера, божьего дерева, пивонии, мяты, гвоздик, зирок (звездочек), барвинка, васильков, незабудок, ноготков, колокольчиков, бузку (сирени), бузины, калины и пр. За садом обыкновенно огород из поваренных растений, а далее левада (усадьба), засеянная коноплей, огурцами, дынями и арбузами. Если сеются одни огурцы, дыни и арбузы, то это место называется бакчой и бакштаном, которые бывают и при нивах на полях. В иных местах левадой называют сенокосный луг и домашнее пастбище для скота и гусей. Места вне города для пастбища лошадей, овец, коров, свиней и пр. называются выгонами. В стороне от дома устроены гумно и ток. Тут же стоят в скирдах хлеб и сено на протяжении всей зимы. Нельзя не заметить, что наши каменные здания почти все снаружи обеливаются белой краской, а это весьма вредно не только для слабых, но и здоровых глаз. При ярком свете солнца белизна усиливается и поражает зрение своим блеском. Гибельное действие солнечных лучей еще более проявляется в зимние дни. Солнце, разбрасывая лучи по снегу, ослепляет глаз разнообразно бесчисленными яркими звездочками. Тогда увеличивается белизна стен, от них происходит судорожное трепетание в зрении с постоянным изменением цветов. Глаз от чрезмерно невыносимого света чувствует сначала тягость от рассыпающихся искр и, так сказать, вертящихся на его зрачке; потом мало-помалу глаз притупляется и страдает. Весьма было бы полезно, чтобы все здания красились темно-желтыми или дикими цветами, как Зимний дворец и т. п. Во многих государствах строго запрещено белить дома, например в Бельгии, Саксонии, Франции и пр. под законным взысканием.

 

Задание 10. Этнография народов Сибири: языковые семьи и группы Сибири.

Языковые семьи

  • Индоевропейская семья
    • Славянская группа
      • Русские
      •            Украинцы
      • Белорусы
      • Поляки
      • Болгары
      • Чехи
    • Армянская группа
      • Армяне
    • Балтийская группа
      • Литовцы
      • Латыши
    • Иранская группа
      • Таджики
      • Осетины
      • Курды
      • Персы
      • Таты
      • Белуджи
    • Романская группа
      • Молдаване
      • Румыны
    • Германская группа
      • Немцы
    • Греческая группа
      • Греки
    • Индоарийская группа
      • Цыгане
    • Евреи***
      • Евреи горские
      • Евреи грузинские
      • Евреи среднеазиатские

***Евреи в России в подавляющем большинстве говорят на различных языках индоевропейской семьи.

  • Алтайская семья
    • Тюркская группа
      • Узбеки
      • Казахи
      • Татары
      • Азербайджанцы
      • Туркмены
      • Киргизы
      • Чуваши
      • Башкиры
      • Якуты
      • Каракалпаки
      • Кумыки
      • Уйгуры
      • Гагаузы
      • Тувинцы
      • Карачаевцы
      • Турки
      • Хакасы
      • Балкарцы
      • Ногайцы
      • Алтайцы
      • Шорцы
      • Долганы
      • Караимы
      • Тофалары
    • Монгольская группа
      • Буряты
      • Калмыки
      • Халха-монголы
    • Тунгусо-маньчжурская группа
      • Эвенки
      • Эвены
      • Нанайцы
      • Ульчи
      • Удэгейцы
      • Орочи
      • Негидальцы
  • Уральская семья
    • Финно-угорская группа
      • Мордва
      • Эстонцы
      • Удмурты
      • Марийцы
      • Коми
      • Венгры
      • Коми-пермяки
      • Карелы
      • Финны
      • Ханты
      • Вепсы
      • Манси
      • Саамы
      • Ижорцы
    • Самодийская группа
      • Ненцы
      • Селькупы
      • Нганасаны
  • Картвельская семья
    • Картвельская группа
      • Грузины
  • Северокавказская семья
    • Нахско-дагестанская группа
      • Чеченцы
      • Аварцы
      • Лезгины
      • Даргинцы
      • Ингуши
      • Лакцы
      • Табасараны
      • Рутульцы
      • Цахуры
      • Агулы
      • Удины
    • Абхазо-адыгская группа
      • Кабардинцы
      • Адыгейцы
      • Абхазы
      • Черкесы
      • Абазины
  • Чукотско-камчатская семья
      • Чукчи
      • Коряки
      • Ительмены
  • Эскимосско-алеутская семья
      • Эскимосы
      • Алеуты

Группы населения  Сибири

Самым значительным событием в этнической истории Сибири этого периода было формирование стабильного русского населения, образование больших территорий с преобладанием русских земледельцев, прежде всего в Западной Сибири. Определенное влияние на этнические процессы оказали города, центры 20 сибирских уездов, многочисленные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения сибирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно и бывшие более подвижными по сравнению с русским земледельческим населением, тем не менее сыграли огромную роль в освоении обширных пространств Сибири. Если земледельцы образовывали в бассейнах Оби, Енисея, Лены и Амура значительные этнические массивы, то промышленные люди небольшими группами проникали в самые глухие районы и повсеместно вступали в контакты с коренными жителями.

В итоге в конце XVII в. русское  население Сибири по своей численности  уже преобладало над коренным. Вместе с русскими усилилось продвижение  за Урал народов Поволжья (татар, башкир, чувашей) и Севера (коми). Сюда же царское  правительство высылало группы военнопленных (поляков, шведов, литовцев, украинцев). Все это способствовало росту  многонациональности сибирского населения.

На северо-западе Сибири продолжалось распространение ненцев по полосе тундры на восток. В конце XVII—начале XVIII в. они заняли низовье  Таза, где раньше кочевали энцы, и стали регулярно кочевать у западных берегов нижнего Енисея, Енисейского залива и по всей тундре между Обью и Енисеем, оттесняя тундровых энцев дальше на восток. Ненцы поглотили значительное количество хантыйского населения низовьев Оби, которое, воспринимая у ненцев оленеводство и кочевой образ жизни, быстро сливалось с последними. По этнографическим данным XX в., среди сибирских ненцев не менее 12% происходит от таких ассимилированных ненцами хантов и не менее 8%—ассимилированных ненцами энцев. Целый ряд ненецких родов происходит от хантов и энцев. Энцев же теснили с юга селькупы, переселявшиеся с середины XVII в. с Тыма и верховьев Ваха на Таз. Под их давлением лесные энцы переселялись также на Енисей и продвигались вниз по его течению.

На Таймыре в XVII в. произошла  консолидация племени авамских нганасан из двух ранее самостоятельных племен так называемой «пясидской самояди», кочевавшей в бассейне Пясины, и тавгов, кочевавших в бассейне Хатанги и в низовьях Анабары. В бассейне одного из притоков Хатанги р. Котуя, в районе озёра Ессей в начале XVIII в. распадается племя северных тунгусов-ванядов (маятов). Часть его ассимилируется якутами, часть переселяется на север в тундры Таймыра. Здесь они начинают ассимилироваться нганасанами. Впоследствии из них образуется новое нганасанское племя вадеевских нганасан.

Информация о работе Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии