Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Народы России: народы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, народы Кавказа и Средней Азии.
Народы Зарубежной Азии.
Народы Африки.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб. по этнографии.docx

— 127.28 Кб (Скачать файл)

В лесотундровой и таежной  части Обь-Енисейского Севера сформировалась этническая группа лесных ненцев. К югу от остальных северных самодийцев — ненцев, энцев и нганасан — бассейн средней Оби занимают селькупы (3200 человек). Ранее подвергшиеся влиянию тюрков, они испытывают теперь заметное русское влияние Дальнейшая тюркизация отмечается у южных самодийцев (2300 человек) — моторов, камаеинцев, кашинцев, карагасов, каисотов и других древних саяно-алтаиских племен. Ближайшими соседями селькупов по Енисею и позже Тазу продолжают оставаться кеты.

Среди обских угров (18 тыс. чел.) значительной русской ассимиляции в XVII в. продолжают подвергаться манси, вступившие ранее в контакты с русскими на европейской территории — к западу от Урала. Усиливается русское влияние и среди хантов, при этом лесные ханты продолжают теснить селькупов дальше на восток, а тундровые, как отмечалось, подвергаются ассимиляции со стороны ненцев. С падением Сибирского, ханства слабеет татарское влияние на хантов и манси. Часть западносибирских татар ассимилирует обских угров, другие остаются в местах интенсивного русского заселения и подвергаются ассимиляции или откочевывают за пределы Русского государства.103

На территории, примыкавшей  с севера к Алтае-Саянскому нагорью, наиболее значительными были передвижения тюркоязычных и монголо-язычных групп населения, оттеснявших дальше к северу древних насельников или завершавших их ассимиляцию.

По обоим берегам Оби, в Прииртышских степях и к юго-западу от Томска кочевали телеуты. В XVII—XVIII вв. они утратили единство, часть их оказалась в Кузнецких степях, в северной Шории, часть — в степных предгорьях Алтая (по долине Катуни и ее притоков). Некоторые тюркоязычные кочевники из бассейна Иртыша и, в частности, с Тобола попадают на Чулым к кызыльцам и на Енисей к качинцам, о чем повествуют предания. Свидетельством этому служит и наличие у кызыльцев группы «аргын», некогда представлявшей собой большую тюркоязычную группу, входившую в состав Золотой орды. С распадом золотоордынского ханства большая часть аргынов вошла в состав племен, из которых формировались казахи.

В связи с уходом большей  части енисейских киргизов, в начале XVIII в. качинцы из-под Красноярска распространились по степям левобережья Енисея. Несколько шорских родов (каргинцы, кыйцы, кобыйцы, шорцы) переселились с Кондомы и Мрассы в верховья рек бассейна левобережья Абакана, где стали смешиваться с сагайцами. Койбалы освоили низовья Тубы и продвинулись выше по Енисею в правобережные степи Абакана. Сагайцы с верховьев Июса и Томи поднялись вверх по Абакану. Тувинские племена (мады, кучугеты, ооржаки, точи, саяны и др.), кочевья которых ранее широко заходили на северные склоны Саян, сосредоточились в основном в южной части, заходя в долину Катуни на Алтае и вступая в контакты с телеутами и другими тюркоязычными племенами, сложившимися позже в группу южных алтайцев. Часть тувинских племен в правобережье Енисея по-прежнему осваивала таежные — южные и северные— склоны Саян. Из них формировалась этническая группа тувинцев-тоджинцев, тесно связанных с частью карагасов — современных тофаларов.

Как уже отмечалось, карагасы и другие в прошлом самодийские племена подверглись в этот период значительной тюркизации. Часть из них впоследствии вошла в состав северных алтайцев (например, челканцы, кумандинцы и др.), остальные сливались с будущими хакасами. Например, группы тубинцев слились с качинцами. Русской администрацией из числа ранее самодийскоязычных моторов и некоторых тюркизированных же кетских групп (например, байкотовцев) были образованы койбалы — по имени моторского князька Койбала. Койбалы затем тоже приняли участие в формировании хакасов.

В дальнейшем здесь формируется  новое татарское население, в  значительной мере пополняемое из-за Урала. Русские источники именуют  многочисленные тюркоязычные группы к востоку от Иртыша одним собирательным именем «татары». Фактически же подавляющее их большинство составляли различные по происхождению и языку тюркизированные группы более древнего сибирского населения.

В качинской среде полностью ассимилировались кетоязычные в прошлом арины, яринцы и остатки енисейских киргизов, избежавших переселения в Джунгарию. Часть кетоязычных племен была, кроме того, ассимилирована русскими (котты) и эвенками (асаны). Все это и вынуждало кетов, еще не подвергнувшихся ассимиляции, продвигаться на север.

В XVII—начале XVIII в. бурятские  племена (27 тыс. человек) — булагаты, эхэриты, хонгодоры, хоринцы, табунуты — и другие местные монголоязычные группы населения сблизились в единый бурятский народ, а название «братские люди», буряты, как их назвали русские в Прибайкалье, распространилось и на Забайкалье. Произошли также переселения бурят, живших к западу от Байкала, на восток. Наиболее известным из этих переселений был переход значительной группы родов Ашехабатского, Харанутского, Бумал-Готолского, Алагауева, Бабаева, Курунчинского из булагатов, Ченорутского, Олзонова из эхэритов. Имело место возвращение из Монголии уходивших туда хоринцев, табунутов и хоногодоров и переселение в Россию таких групп, как атаганы, сортолы и хатагины. Все они вошли в состав бурятского народа.

Из числа хоринцев, вновь распространившихся в начале XVIII в. на территорию ранее принадлежавшей им Агинской степи в Забайкалье, образовалась в дальнейшем этническая группа агинских бурят. В их состав частично вошли и ассимилированные бурятами конные эвенки Забайкалья. Контакты забайкальских бурят и эвенков между собой и с русскими значительно усилились после заключения договора в 1727 г. с Китаем о сферах влияния на пограничных территориях. Для охраны южной границы России в Забайкалье создавались бурятские и эвенкийские казачьи отряды.

Приангарские эвенки испытали большое давление со стороны монголоязычных бурят, до прихода русских активно продвигавшихся из Прибайкалья к Енисею. С появлением русских эта часть эвенков продолжала расселяться к северу от Ангары, а в XVIII в. некоторые группы перешли Енисей и кочевали сначала в бассейнах Сыма, Дубчеса, Кети, а позже и Турухана.

Передвижения различных  групп северных тунгусов происходили  также к востоку и северо-востоку  от Байкала. Часть из них расселялась  по Амуру и даже переходила на его  правый берег — за пределы России. В забайкальских степях господствовала этническая группа конных эвенков, в  бассейне Амгуни — негидальцев. На побережье Охотского моря складывалась своеобразная культура «пеших эвенков», а по соседству с ними — оленных эвенов (ламутов). Значительным было продвижение оленных групп эвенов по всей территории от Лены до Колымы, прежде занятой юкагирами.

Юкагирские племена (5 тыс. человек)—ходынцы, чуванцы, анаулы, алазеи и другие — значительно сократили свою территорию. Они испытывали сильное давление с трех сторон: с юга (северные тунгусы), с востока (чукчи) и с запада (якуты). В конце рассматриваемого периода юкагиры сохранились лишь в виде небольших островков среди этого населения.

Самым важным в бассейнах  Лены и соседних северных рек стало  дальнейшее расселение тюркоязычных якутов (28 тыс. человек). К западу от Лены они вытесняли или ассимилировали различные группы северных тунгусов, к востоку — юкагиров. После образования центральной группы ленско-амгинских якутов сформировалась вилюйская группа. В низовьях Лены, в бассейне Оленека и Анабары шло формирование этнической группы якутов-оленеводов. К началу XVIII в. уже в основном сформировалась территория современной Якутии, но отдельные группы якутов продолжали свое движение «а запад, восток и юго-восток. В то же время уже складывалось представление и о едином якутском народе.

При участии якутов, северных тунгусов и юкагиров осуществлялось проникновение русских и к  народам крайнего северо-востока. Среди  северо-восточных палеоазиатов (26 тыс. человек) — чукчей, коряков и ительменов — наиболее сильное сопротивление  русским оказали чукчи. Через  землю коряков русские проложили  путь к Камчатке и вступили в более  тесные контакты с коряками и ительменами.

По вопросу о расселении чукчей существует две точки зрения. И. С. Вдовин считает, что западной границей чукотской территории был Чаун, южной — Анадырь; на востоке чукчи жили по берегам Берингова моря, на севере — Ледовитого океана. В прибрежных районах чукотские поселения перемежались с эскимосскими. Б. О. Долгих 105 считает чукотской территорией в XVII в. лишь внутреннюю часть полуострова, все оседлое население Чукотки от залива Креста до Шелагского мыса было еще эскимосским. Под именем чукчей нередко в русских источниках фигурируют эскимосы, у которых были общие с чукчами черты хозяйства и культуры., В одном из первых сообщений об эскимосах говорится: «... а против того носу есть два острова (острова Ратманова и Крузенштерна в Беринговом проливе, — Авт.). А на тех островах живут чухчи, а врезываны у них зубы, прорезываны губы, кость рыбей зуб».106 Здесь под именем «чухчи» фигурируют эскимосы, так как обычай прорезывания губ для закрепления украшений из кости и камня был распространен только у них.

Приход русских не остановил  продвижения оленных групп чукчей на запад, продолжавших теснить и ассимилировать юкагиров. Не помогла и постройка Нижнеколымского и Анадырского острогов, взявших юкагиров под свою защиту. Это стало одной из причин русско-чукотских военных столкновений, причем на стороне русских и юкагиров выступили оленные коряки, также теснимые чукчами. Береговые чукчи и коряки продолжали ассимилировать эскимосов (4 тыс. человек), не исключено также и обратное воздействие эскимосов, в особенности на чукчей.

Ближайшими соседями коряков  были ительмены, широко расселившиеся  на Камчатке. К приходу русских (конец XVII в.) ими были в значительной мере ассимилированы южнокамчатские айны. Взаимоотношения ительменов с чукчами и коряками в северной части полуострова остаются неясными.

В это же время монголоязычные дауры и тунгусоязычные дючеры были выведены китайцами в Маньчжурию. Это стимулировало перемещение сюда новых групп северных тунгусов. Особенно активными были нанайцы, расселявшиеся вверх по Амуру.

Появление на огромных просторах  Сибири русских существенно изменило этнографическую карту уже в XVII в. и оказало влияние на миграционные и этнические процессы в среде  местного населения. Например, изменения  в расселении и консолидация бурятских  и якутских племен стали возможны в значительной степени благодаря тому, что прекратились межродовые и межплеменные столкновения, что были определены границы народов и государства в целом. Немаловажную роль сыграло и то, что в местах своих новых поселений буряты, якуты и некоторые другие народы имели поддержку в лице русских служилых и промышленных людей; поддерживала их и царская администрация.

К началу 20-х годов XVIII в. в  некоторых местах, где были особенно тесны взаимные хозяйственно-культурные контакты, чаще всего при совместном проживании, уже шел процесс частичного слияния отдельных племен с местным  русским населением (например, качинцев под Красноярском, телеутов в Кузнецких степях). Этот процесс охватывал хозяйство, различные стороны культуры и быта, содействовал смешанным бракам, но, как правило, не приводил к утрате родного языка населения. Влияние этого процесса в отношении языка выражалось только в распространении двуязычия, местами и многоязычия, с постепенным усилением роли русского языка. В некоторых районах, более изолированных от территорий земледельческого заселения, немногочисленные группы русских, оказавшиеся в инородной этнической среде, испытывали сильное влияние со стороны коренного населения. Впоследствии это приводило к образованию особых этнических групп русского народа.

В основном же большинство  миграций и этнических процессов  в среде коренного населения  Сибири было продолжением процессов, имевших  место еще до прихода русских  и отражавших развитие социально-экономических  отношений самих сибирских народов. Среди важных последствий присоединения  к России следует отметить ускорение  процессов формирования новых этнических общностей у народов, стоявших накануне прихода русских на различных  этапах разложения первобытнообщинного  строя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Павловский, В. П. Историческая этнография [Текст] / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 439 с.

2. Гараджа В. И. Этнография [Текст] / В. И. Гараджа — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 548 с.

3. Б. О Долгих. Родовой   и племенной состав   народов Сибири в XVII в. [Текст] / Б. О Долгих. – М.: Харьков, 2003. – 552 с.

4. И. С Вдовин. Расселение народностей  [Текст] / И. С Вдовин.– М.: КДУ, 2008. — 791 с.

5. http://protown.ru/information/hide/6549.html


Информация о работе Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии