Праздники, традиции и быт древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства.

Содержание

1.Праздники древних греков.

1.1 Олимпийские игры.

1.2 Дионисийские праздники.

2. Традиции древних греков.

3. Быт древних греков.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ   ЭНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ» 
 
 

РЕФЕРАТ 

на  тему «Праздники, традиции и быт древних  греков» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Роботу  выполнила: студентка 14 группы  1курса                  экономического факультета Пеплер Алина 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Омск 

                                                  

2011 год

Содержание 

    План:

    1.Праздники  древних греков.

    1.1 Олимпийские игры.

    1.2 Дионисийские праздники.

    2.  Традиции древних греков.

    3.  Быт древних греков. 
 

    Введение

      Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления. Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

    Греческая культура богата своими традициями и  обычаями.Они берут свое начало со времен Гомера и передаются из поколения  в поколение на протяжении многих веков. 
 

    Большинство обычаев связано с религиозными обрядами или праздниками, хотя многие из них - языческого происхождения, разве  что слегка отбеленные порцией христианства.

      Религиозные традиции, восходящие  к дохристианским временам, - это приношения по обету: люди, которые больны, или те, чьей жизни угрожает опасность, дают обет поднести выбранному святому знак своей благодарности, своего рода взятку за ходатайство перед богом. Это может быть все что угодно -от постройки часовни до возжигания свечи.

      Также греки подносят "тама" - тонкие серебряные таблички  с уменьшенным рельефом или  моделью того, что просили уберечь  от зла или вылечить - сердца, глаза,  ноги, руки, детей, а порой даже  дома, лодки, яхты и автомашины.

      Эти приношения украшают рамки икон святых, икон, которые считаются не просто живописью, но святыми сами по себе. О некоторых иконах говорят, что они творят чудеса, и икона Богоматери с острова Тинос, например, привлекает больше пилигримов, чем Лурд.

      Каждый регион Греции имеет  свои местные особенности, которые отличают его от остальной части страны. Но все же большинство из них характерны для греческого народа вцелом и по-прежнему соблюдаются и по сей день практически всеми греками, независимо от их возраста.

    Повседневная  жизнь древних греков не отличалась особым разнообразием. Мужчины, если они не обучались искусству войны или политики, часто посещали театр, смотрели драмы, трагедии и комедии. Театр занимал особое место в повседневной жизни древних греков. В спектаклях часто обсуждались политические события и религия. Женщинам не разрешалось посещать театры или принимать участие в спектаклях, вместо них женские роли исполняли мужчины. Жизнь женщин в древней Греции сосредотачивалась на работе по дому, прядении, тканье и прочих домашних обязанностях. Женщины не принимали участия в общественной жизни и в политике, хотя им разрешалось служить жрицами в храмах.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

      1. Праздники

    1.1 ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов. В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена. Олимпийские игры от зарождения до упадка. Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

    Самая известная легенда гласит, как  царь Элиды Ифит, видя, что его  народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица  Аполлона передала ему повеление  богов: устроить угодные им общегреческие  атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником. Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном. Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

    На  время Олимпийских игр в Древней  Греции прекращались войны и заключалось  перемирие – экехерия, а представители  враждующих полисов проводили в  Олимпии мирные переговоры с целью  уладить конфликты. На хранившемся  в Олимпии в храме Геры бронзовом  диске.

    Ифита с правилами Олимпийских игр  был записан соответствующий  пункт. «На диске Ифита написан  текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских  игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

    С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые  ранние Игры, упоминание о которых  дошло до нас, – по подсчетам некоторых  специалистов, Олимпийские игры стали  проводиться на 100 с лишним лет  раньше) у греков шел отсчет особого  «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря. Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

    Организация Игр. К участию в Олимпийских  играх допускались все свободнорожденные  греческие граждане (согласно некоторым  источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков. Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований.

    Кроме того, к участию в Играх не допускались  лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве. Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон. Программа античных Олимпийских игр.

    Греческие атлеты прыгали в длину не с  разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице. С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион. Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы. Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.  

1.2 Дионисийские праздники

Афинские  праздники Диониса.

    Праздники в честь Диониса справлялись  в каждом греческом городе. В веселых шествиях несли фаллос - символ плодородия, шли мужчины, ряженные сатирами, и женщины, представлявшие служительниц бога, называвшихся вакханками или менадами. Они держали в руках тирсы (жезлы с шишкой на конце), увитые плющом, священным растением Диониса, и славили бога восклицаниями «Вакх» и «Эвое».

      В Афинах Диониса называли Μελπόμενος (ведущий хороводы), подразумевая его дружбу с музами и исполнение драматических представлений на дионисийских празднествах в театрах, которые первоначально строились именно для этого. По словам Павсания , никакое греческое поселение не могло считаться городом, если в нем не было театра. 

    И действительно, археологи находят  руины античных театров не только в Элладе, но и во всех частях ойкумены, где жили греки на берегах Средиземного и Черного морей.

      Дионис или Вакх был богом  плодоносящих сил земли, в первую  очередь виноградарства и виноделия.  Он олицетворял производительные  силы природы в их наиболее  буйном и безудержно-стихийном  виде. Греки почитали Диониса в разных ипостасях, давая богу разнообразные эпиклезы: φλοιός - оплодотворяющий влагой жизни и вином, θεμιφόρος - дающий законы, ελευθέριος - несущий освобождение, ίαθρόμαντις - врачующий людей, λυαΐος -освобождающий от забот. В последних трех эпиклезах отразилось представление о том, что Дионис и вино, его божественный напиток, освобождают людей от мирских забот и во время праздника дают возможность не соблюдать стеснительные правила повседневной жизни. 

АФИНСКИЕ  ПРАЗДНИКИ ДИОНИСА 

Античная  литература и изобразительное искусство лучше всего освещают торжества в честь Диониса в Аттике; многие их черты были характерны для всех эллинов. Описания афинских Дионисий могут дать некоторое представление и о проведении соответствующих празднеств в северном Причерноморье.

      Афиняне отмечали четыре ежегодных  праздника, следовавших один за  другим в течение четырех месяцев  - Посидониона, Ленейона, Антестериона  и Элафобелиона. Серия дионисийских  торжеств начиналась с Сельских  Дионисий в Посидонионе (декабрь-январь). Первоначально их справляли больше в деревнях, чем в городе. Праздник знаменовал окончание сбора винограда, и тогда в разгульных пирушках и процессиях веселились мужчины, женщины и даже рабы. Среди них ходили ряженые, представлявшие спутников Диониса, они одевались в шкуры, а лица мазали винными дрожжами или закрывали маской. Участники праздничных шествий держали сосуды с вином, виноградные лозы и гирлянды смокв, вели жертвенных козлов, священных животных Диониса, и непременно несли большой фаллос - изображение напряженного мужского члена, символизировавшего производящие силы природы. Шествие сопровождалось пением фаллических песен и завершалось жертвоприношением на алтаре бога. Затем все расходились на пирушки, а также устраивали традиционные игры. Одна из них άσκωλιασμός (прыжки на одной ноге) состояла в том, чтобы устоять на одной ноге на намазанном маслом надутом мехе для вина . Неловкие движения, прыжки и падения участников игры вызывали смех; победитель получал в награду мех, полный вина. Во время Сельских Дионисий импровизировались сцены на сюжеты мифов о Дионисе. В некоторых областях Аттики давали драматические представления, а в театре Пирея шли пьесы, ранее исполнявшиеся на Великих Дионисиях. В следующем месяце Гамелионе отмечали Ленеи около святилища, называвшегося Ленейон, и сам бог Дионис имел эпиклезу Леней. В научной литературе широко распространено мнение, что наименование праздника произошло от слова ληνός - чан, в котором выжимали вино.Но, может быть, праздник связан не с производством вина, а с тем, что уже готовое вино посвящалось Дионису, и служительницы бога пили его для возбуждения экстаза; наименование же праздника произошло от слова λήναι - менады.

Информация о работе Праздники, традиции и быт древних греков