Приемы активизации аудитории во время проведения театрализованных игровых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 11:29, реферат

Краткое описание

Широкое распространение получил такой тип досуговой программы для младших школьников, как театрализованная игровая программа (костюмированная игровая программа с применением жанра театрализации). Конечно, можно классифицировать ее, как игру-спектакль, если рассматривать типологию культурно-досуговых программ Гальченко А.Б. Ведь, чтобы провести игру-спектакль, также необходима группа ведущих игровой программы, и сюжет программы строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. [1]

Содержание

Введение стр.4
Теоретические аспекты театрализованной игровой программы
как комплексной формы организации культурно-досуговой
деятельности стр.6
Приемы активизации аудитории во время
проведения театрализованных игровых программ стр.10
Заключение стр.13
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Приемы активизации аудитории во время   проведения театрализованных игровых программ                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение                                                                                               стр.4
  2. Теоретические аспекты театрализованной игровой программы

     как комплексной формы организации культурно-досуговой

     деятельности                                                                                         стр.6

  1. Приемы активизации аудитории во время

 проведения театрализованных  игровых программ                          стр.10

  1. Заключение                                                                                            стр.13
  2. Список литературы                                                                               стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга.    Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме) направлена на расширение кругозора детей и организацию свободного времени – это различные досуговые программы: конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.

        Широкое распространение получил такой тип досуговой программы для младших школьников, как театрализованная игровая программа (костюмированная игровая программа с применением жанра театрализации). Конечно, можно классифицировать ее, как игру-спектакль, если рассматривать типологию культурно-досуговых программ Гальченко А.Б. Ведь, чтобы провести игру-спектакль, также необходима группа ведущих игровой программы, и сюжет программы строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. [1]

      Но театрализованная игровая программа в большей степени, чем игра-спектакль, позволяет проявлять активность участников на протяжении всей программы. Она сталкивает два вида развлечений – игру и зрелище, где зрители получают возможность напрямую поучаствовать в действии, оказывать влияние на происходящее на сцене.     

            Цель работы – описание приемов активизации  аудитории во время  проведения театрализованной игровой программы для младших школьников.

      Новизна данной работы состоит в обобщении  позитивного опыта работы по организации и проведению театрализованных игровых программ, включая применение приемов активизации  аудитории.

           С целью улучшения качества проводимых программ и получения максимально положительной оценки со стороны зрительской аудитории был проведен анализ театрализованных игровых программ за несколько лет, который помог выявить наиболее яркие творческие удачи, определил типичные и распространенные ошибки в организации. Это было учтено при создании новых сценариев и помогло сделать каждую последующую театрализованную игровую  программу яркой и запоминающейся.

  Работа адресована педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, культурным организаторам в учреждениях дополнительного образования,  учреждениях культуры и образовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Теоретические аспекты театрализованной игровой программы как  

     комплексной формы организации культурно-досуговой деятельности

 

        Игра и зрелище – два совершенно разных вида развлечений. В игре зритель – действующее лицо, он поет, танцует, принимает условия игрового действа. В зрелище – только наблюдает за артистами, сочувствует им или остается равнодушным, но не делает никаких попыток как-то повлиять на ход представления.

    Театрализованная игровая программа объединяет и игру, и зрелище. Зритель получает возможность участвовать в действии, оказывать влияние на ход событий, на происходящее на сцене или поддаваться иллюзии, что он оказывает такое влияние, что и составляет основной смысл любой игры. [6]

        Театрализованная игровая программа – это композиционно-выстроенное действие, связанное идейно-тематическим единством.

       Театрализованное действие - это сложный синтез разнообразных выразительных средств: действие, музыкальное оформление, свет, костюмы, шумы, элементы изобразительного решения и т.д.

       В процессе  проведения театрализованных игровых программ проявляются:

- вербальная активность, дающая возможность самовыражения участников посредством слова;

- физическая активность, пробуждающая массы к действию, перемещению и другим физическим действиям;

- художественная активность, стимулирующая эмоциональную сферу участников.

        Основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра. Именно поэтому они используются почти во всех детских театрализованных игровых программах. Игры несут в себе, как познавательный, так и воспитательный элемент. Успех детской театрализованной игровой программы в немалой степени зависит от умения организатора продумать роль игры в нем.   [9]    

      Эмоциональность, наличие простой познавательной ситуации, конкретность тематики, сказочность ситуации, «яркость и четкость» деталей в оформлении, исполнении ролей, метод театрализации – все, что ведет к вовлечению детей в игровое действие.

      Театрализованная игровая программа – это также одно из действенных средств педагогического воздействия, ибо может обогащать и развивать художественный вкус, формировать нравственный облик, развивать творческую активность детей младшего школьного возраста. Любая театрализованная игровая программа – художественное действо с игровыми элементами, в котором и музыка, и песня, игры, слитые воедино, создают у ребят праздничный игровой настрой души, рождают радость от общения с прекрасным.

       Театрализованная игровая программа имеет комплексный характер. Он выражается в единстве трех взаимосвязанных процессов:

  • действия участников (актеров) на сцене;
  • действие-восприятие;
  • действие-оценку и обмен этими оценками в среде участников-зрителей через игру.

     Успешность программ, ее результат зависит от соблюдения некоторых условий. Первое условие - создание интересного сценария с необычным захватывающим сюжетом.

     Придумать динамичный  сюжет - приключения, путешествия, поиск  волшебных предметов, преодоление  препятствий. Написать сценарный  план, где во всех подробностях  определить все происходящие  с героями события от завязки  до финала. А главное — определить логику участия в сказочном действии ребят, поскольку они не просто зрители, а активные участники представления. Надо так выстроить сюжетную линию, чтобы было ясно: без помощи ребят герои не разберутся в своих ошибках и не доберутся до намеченной цели.[7]

      Опытный режиссер-сценарист  знает, как важно захватить, увлечь  действием весь зал. Когда эмоции, подобно снежному кому, берут  свое начало на сцене, перекатываются  в зрительный зал и обратно, создавая тем самым энергетический  пояс или, точнее сказать, столб, который нельзя увидеть, но можно ощутить. Как правило, такое эмоциональное напряжение возникает в наивысшей точке - кульминации праздника. Нужно ли моделировать в сценарии уровень эмоциональных всплесков? Безусловно, именно через эмоции нам открывается личность и устанавливается контакт, который дает возможность довести до сердца задуманную идею праздника.

       Второе условие - это оригинальность сюжетного хода.

      Продолжая ряд  условий, следует назвать умение  уже на начальном этапе, в завязке, сконцентрировать внимание зрителя, заинтриговать его, чтобы он все время ждал - а что же будет дальше? Умение предвидеть возможную реакцию, спроектировать определенный ее результат дает сценаристу в полной мере реализовать замысел программы. Как же на стадии замысла определить ту или иную реакцию? Поставить себя на место участника программы  - это значит, избежать многих ошибок. [3]

               Реализация всех этих условий предполагает неожиданные события в развитии действия, сюрпризность, зрелищность, придумывание необычных героев, костюмов и просто «фокусов» - превращений, которые вызовут у зрителя удивление. Все это рождается уже в момент проектирования и требует от сценариста творческой мысли и выдумки. Но внешние эффекты должны быть не только оправданы, но и согласованы со смысловой нагрузкой, т.е. должны подкреплять идею праздника.  [5]

         Важный момент для организатора такой программы — оценка эффективности. Интересный вариант оценки эффективности программы рассматривает Г. Л.  Tyльчинcкий, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель науки РФ.

       Оценивались сюжетный  ход и игра актеров «Потешного  шоу-театра». Эксперимент проводился в г. Череповце в ДК «Металлург» на новогодних праздниках. Детям, пришедшим на «елочки», выдавались детские дудочки (каждому!) и запускали в зрительный зал. Очевидно, что ребенок в 5-8 лет, без родителей, в темноте с единственной игрушкой в руках загудит в нее при условии, что он не будет увлечен чем-то более захватывающим, например детской сказкой и игрой труппы. Был риск срыва представления, но на протяжении 40 представлений не было ни одного несанкционированного звука. [8]

      Неотъемлемой частью  театрализованной игровой программы  и следующим условием его успешности являются приемы, которые побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Ведь   участники на протяжении всей программы должны сохранять свою активность, сочувствовать  и сопереживать главным героям, и верить, что добро всегда победит зло и  что только с  помощью детей наступит главное игровое событие – дискотека, праздничный концерт, цирковое представление и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы активизации аудитории во время проведения театрализованных игровых программ

            АКТИВИЗАЦИЯ АУДИТОРИИ - стремление организаторов театрализованной игровой программы к вовлечению людей в активное личностное участие в действии.

         Приемы активизации аудитории - это способы вовлечения публики в действие театрализованного представления.

        Основными  приемами активизации аудитории  в процессе театрализованного  действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу  участников.  

      Один из важных моментов любого мероприятия – всегда иметь контакт с детьми. Контакт – это близость, взаимное доверие и понимание, это непосредственный обмен мыслей и чувств, умение тактично, ненавязчиво проникать в сложный и изменчивый внутренний мир ребенка и направлять его развитие. Для поддержания контакта нужно острое зрение и много внимания. Зависит он, к сожалению, не только от доброго отношения к ребенку и желания всячески с ним подружиться и понравиться.[3]

       Живое слово несет большую эмоциональную информацию, создает словесные образы, которые могут передавать действия, чувства, настроения и переживания человека. Оно создает атмосферу общения между массовой аудиторией и сценической площадкой. В театрализованных формах аудитория воспринимает актера не только на слух, но и визуально. Отсюда важен не только голос, но и поза, движение, жест. Слово должно быть ярким, четким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.

        Здесь очень  важен диалог персонажей с  аудиторией, актеры могут задавать  провокационные вопросы, спрашивать совета, искать подсказку, вместе думать, как найти выход из трудной ситуации и т.д.

     Учитывая  время, в течение которого удерживается внимание, продолжительность каждого действия от  5 до 10 минут, не включая игровой момент.    

      Вербальные контакты детей ярко проявляются в ведущем виде деятельности младших школьников - игре. Во время игровой ситуации  персонажи в качестве поддержки просят поддержать игроков, скандируя имя играющего. В действие могут быть включены загадки, буриме, загадки-розыгрыши и т.д.

        Необходимость использования в театрализованной игровой программе активных видов деятельности не вызывает сомнения.       Одна из главных задач театрализованной игровой программы – включение детей в действие. Это успешно решается при  помощи игры, при помощи которой достигается физическая активизация.   

         В театрализованной программе широко применяются командные и соревновательные игры (эстафета – выполнение одинаковых заданий двумя командами) : «собиралки» - собрать, донести, сложить, вернуться обратно; «рисовалки» - добежать, нарисовать одну деталь, передать маркер следующему участнику; «обгонялки» - добежать, преодолеть препятствия, вернуться обратно  и др. Могут быть использованы следующие игры с залом: передача мяча от первых рядов к последним и обратно, бросание мяча в различных вариантах герою (в сачок, ведро, обруч…) Во время проведения игры нельзя забывать о похвале, словах поддержки и поощрении.

        Для прямого контакта с аудиторией персонажи находятся во время игры на игровой площадке.

     Существенным приемом активизации аудитории является смена места действия. Например, необычный выход персонажа (не со сцены), общение персонажа с аудиторией непосредственно в зрительном зале, перенос места действия со сцены в зрительный зал или на игровую площадку.

Информация о работе Приемы активизации аудитории во время проведения театрализованных игровых программ