Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 22:42, курсовая работа
Актуальность темы: В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности: сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.
Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................2
ГЛАВА 1. Искусство как важнейшая часть культуры……………….4
1.1. Истоки происхождения искусства.......................................................4
1.2.Основные черты и классификация искусств………………………...9
ГЛАВА 2.Развитие искусства и его взаимодействие с культурой….16
2.1 Развитие современного искусства…………………………………...16
2.2. Взаимодействие искусства и культуры..............................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................30
Основными формами эстетического отношения к действительности, обобщёнными характеристиками её эстетических свойств являются категории эстетики. Выделяют шесть основных: прекрасное - безобразное, возвышенное- низменное, трагическое- комическое[14,c.43]
Основные черты искусства. Искусство является особым видом деятельности, продукты которой обладают художественной ценностью.
К существенным чертам искусства как области культуры можно отнести:
3) произведения искусства представляют собой синтез образно- тематического содержания и формы. К внешней форме художественного образа относят чувственно воспринимаемую сторону (цвет, свет, тембр), к внутренней - композиционные приёмы, способ организации содержания произведения;
4) в искусстве важен игровой, условный момент, оно представляет собой « целесообразность без цели»;
5) искусство - форма деятельности, в которой существенная роль принадлежит зрителю, субъекту художественного восприятия. Возможности понимания, интерпретации великих произведений являются неисчерпаемыми. Условием жизненности художественного произведения является его многозначность. Неразгадонность, метаморфоза художественного текста позволяет каждой эпохе вносить в произведение новый смысл;
6) настоящее искусство
отражает сущность человеческог
7) искусство добывает истину путём сгущения, уплотнения реальности в пространственной и временной композиции произведения.
8) мастера искусства создают вторую, художественную реальность, стремятся к духовному удвоению себя средствами искусства, творческое признание становиться для них формой культурного бессмертия;
9) искусство обладает суггестивной, внушающей способность. В основе искусства лежит механизм эвокации, использование определённых приёмов и средств, позволяющим заражать определённым переживанием[14,с.45]
Функции искусства. Искусство как основа художественной культуры выполняет ряд важных социальных функций:
1) эстетическая функция заключается в способности искусства создавать эстетические вкусы и потребности и тем самым ценностно ориентировать в мире;
2) в преобразующей функции искусство творит особую художественную реальность и тем самым даёт основу для преображения окружающего мира в соответствии с эстетическими идеалами;
3) познавательная функция позволяет художественными средствами проникать в те стороны жизни, которые не доступны для рационального, научного понимания;
4) в компенсаторной функции художественное произведение утешает, снимает внутреннее напряжение;
5) коммуникативная функция позволяет людям обмениваться ценностями и приобщаться к разнообразному социокультурному опыту;
6) в информационной функции искусство обеспечивает возможность взаимопонимания представителей различных культур, поскольку язык произведений искусства легче воспринимается, предстаёт как более образный в сравнении с обычным языком;
7) в воспитательной функции искусство воздействует на ум и сердце, формирует тонкие измерения личности, расширяет границы жизненного опыта человека;
8) прогностическая функция обеспечивает предвосхищение тенденций общественного развития;
9) суггестивная (внушающая) функция формирует определённый строй мыслей и чувств многопланово воздействует на человека;
10) в гедонистической функции художественное творчество доставляет людям эмоциональное и интеллектуальное наслаждение, радость.[14,с.46]
Классификация искусств. Искусство как важнейшая часть культуры проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, сложность которых увеличивается в процессе культурного развития.
Существуют различные системы классификации
культур.
Выделяются семейства искусств, виды и
разновидности, роды и жанры искусства.
Различают семейства словесных, музыкальных,
изобразительных, зрелищных, технических
искусств. Внутри семейств выделяют отдельные
виды. Так, в семействе изобразительных
искусств выделяются такие виды, как живопись,
графика, скульптура. Вид искусства характеризуется
формой эстетико - художественно освоения
мира, особенностями художественной образности
способом воплощения художественного
содержания. Существуют разнообразные
классификации видов искусства. Например,
по способу восприятия могут выделяться аудиальные (музыка), визуальные (живопись), аудиально - визуальные
(театр) виды искусства. По способу
раскрытия художественного образа выделяются пространственные (архитектура,
изобразительное искусство), временные (музыка), пространственно- временные
(театр) виды искусства. В зависимости
от особенностей художественной формы
искусства подразделяются на выразительные, изобразительные
и смешанные. К синтетическим видам искусства
относятся театр, балет, эстрадное искусство[14,с.47].
Разновидности искусства
выделяются в рамках видов. Разновидностью
графики являются рисунок и гравюра. Разновидности
рисунка определяются материалом: тушь,
уголь, сангина.
Литература. Литература
является искусством слова, все проявления
человеческого опыта и мышления могут
найти выражение в слове. Поэтому в литературном
творчестве раскрываются широкие возможности
передачи нюансов человеческого бытия[
14,с.48 ].
К основным родам литературы относятся: эпос, его основные жанры: эпопея, роман, повесть, басня, наиболее значительным является роман; лирика, основные жанры гимны, оды, сонеты, кантаты, элегии, баллады; драма, её принято считать высшим родом поэзии, поскольку эпическое и лирическое в ней соединяются. Основными видами драмы являются трагедия и комедия.
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство передаёт осязаемое, пространственное изображение действительности. К его видам относятся живопись, графика, скульптура. По функциональному назначению живопись, скульптура и графика делятся на станковую и монументальную. Станковые произведения не связаны с архитектурными и прикладными задачами. Монументальными называются произведения большого масштаба, связанные с окружающей средой и архитектурными проектами. К монументальной живописи относятся росписи, фрески, панно, мозаика.[14,с.49].
В станковой живописи и графике существует исторический, бытовой жанр, натюрморт и др. к видам скульптуры относятся статуя, бюст, портрет.
К средствам выразительности относятся композиция, рисунок, ритм,
перспектива, передающая изображения предметов в
соответствии с их восприятием[14,с.49].
Живопись. Живопись - это
вид изобразительного искусства, в котором
предметы и явления передаются на плоскости
посредством цвета и рисунка. Цвет является главным
средством живописного языка. Цвета разделяются
на локальные и тональные
Графика. Графика - вид изобразительного искусства, имеющий разнообразные формы, такие как книжные иллюстрации, этикетки, рисунки и гравюры, плакаты и почтовые марки, торговая реклама. Письмо осуществляется с помощью пера или кисти, создающих на листе одноцветную линию. Постепенно понятие графики расширялось, в него включались различные виды гравюры, литографии, рисунки чёрными и цветными карандашами[ 14,с.50 ].
Скульптура. Основными эстетическими средствами
скульптуры выступают объём, силуэт, пропорции,
светотень. Скульптурное произведение
правдиво передаёт облик, фигуру, характер,
переживания, настроения человека. Существуют
два основных вида скульптуры: круглая, обозреваемая
со всех сторон, и рельеф – объёмное изображение
на плоскости. Рельеф подразделяется на
горельеф ( изображение выдвинуто над
плоскостью больше чем на половину объёма),
и барельеф (изображение выдвинуто меньше чем на половину объёма)[14,с.50].
Архитектура. Принадлежит к числу прикладных
видов искусств и связана со строительством
. Её практическое назначение состоит
в организации жизненной среды человека
на основе определённых эстетических
закономерностей. К основным стилям можно
отнести античный, романский, ренессансный,
барочный, ампир, модерн, и др. в развитии
архитектурных форм выделяются этап архаики, на котором архитектурная
форма отставала в своё развитии от конструкции, классики, обеспечивающей
их гармоничное соединение, и модерн на котором развитие
формы опережает конструктивные начала.
Декоративно – прикладное
искусство. Декоративно – прикладное
искусство призвано создавать прекрасные
предметы, привносящие красоту в повседневную
жизнь человека. Предметы из глины, ткани,
стекла, металла, дерева обладают художественными
свойствами, украшают облик, жилище, окружающую
среду[14,с.51].
Музыка. Это вид искусства, создающий мир интонационно – звуковых художественных образов. Музыка оказывает на человека эмоционально- духовное, психологическое и физиологическое воздействие. Многие народы использовали музыку как средство врачевания телесных и психических недугов.
Мелодия – главное средство музыкальной выразительности,
создающее эстетический образ. Лад, регистр,
динамика, тембр являются важными средствами
музыкальной выразительности. Гармония позволяет достигнуть
созвучия, благозвучия. Основными видами
музыки являются классическая, эстрадная,
авторская, фольклорная и роковая. К основным
музыкальным жанрам относятся вокальные, инструментальные,
симфонические, оперные, камерные[14,с.52].
Театр. Эстетические особенности
театрального искусства заключаются во
взаимодействии драматурга, режиссёра,
актёров и зрителей, В театральном произведении
соединяется искусство литературы, живописи,
музыки, хореографии. Драматургия лежит
в основе искусства театра. Литературно
– драматургическое произведение имеет
самостоятельную художественную ценность
[14,с.53].
Хореография. Представляет собой синтетический вид
искусства, соединяющий музыку и танец,
создающий оригинальную образность, художественный
язык и систему выразительных средств.
Балет является разновидностью
хореографического искусства, соединяющей
музыку, хореографию, литературный сценарий,
разнообразные выразительные средства.
Пластика балета строиться на трёх хореографических видах танца:
пантомиме, действенном танце и дивертисменте.
Позы исполнителей пантомимы условны
и символичны, её художественные средства
приближаются к актёрской игре. Действенный
танец раскрывает сюжет, раскрывает черты
героев. Дивертисменты представляют собой
большие праздничные вставные номера,
обычно исполняемые в финале спектакля.
Главным выразительным средством балета
служит классический танец[14,с.54].
Кино – синтетический
вид искусства, объединяющий художественные
возможности литературы, живописи, музыки
и театра. Основным художественным приёмом
кинематографа является монтаж, с помощью которого
создаётся целостное художественное полотно.
Телевидение. В телевидении соединены богатые информационные художественные возможности. Используются такие выразительные средства как крупный план, монтаж, композиция. Телевидение не просто информирует о событиях реальной жизни. Используя свой арсенал художественных средств, оно раскрывает эстетическую сущность явлений, возвышает мир повседневной жизни до художественной значимости[14,с.55].
ГЛАВА 2. Развитие искусства и его взаимодействие с культурой
2.1.Развитие современного
искусства
В ХХ веке в искусстве используются несуществующие
ранее источники звука, цвета, света. В
каждом доме, благодаря телевидению, видео,
радио, могут услышать исполнение музыкальной
классики Святославом Рихтером, увидеть
шедевры лучших музеев мира, посмотреть
кинофильмы и театральные постановки
величайших режиссеров современности.
Однако массовое производство и репродуцирование
произведений искусства оборачивается
появлением стандарта не только в материальной,
но и духовной сфере, а это, в свою очередь,
приводит к выработке усредненного вкуса.
Можете ли вы отличить в том потоке музыки,
который обрушивается на вас ежедневно,
художественное от нехудожественного,
искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры?
Стандартизация вкусов способствует усреднению
уровня художественных произведений.
Искусство начинает подчиняться законам
рынка, где создание художественных произведений
зависит от спроса и предложения. Идет
острая конкурентная борьба за зрителя,
и не случайно мы говорим о целой системе
шоу-бизнеса. В массовой культуре доминируют
чувственная экспрессия, получение удовольствия [4,c.56].
Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог ХХ века Х. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур[4,c.56]. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя - знатных и плебеев - существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. “Новое искусство, - считает Ортега-и-Гассет, - разделяет публику на два класса - тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются”[11,c.80]. Другой современный мыслитель Г.Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, “безвкусицы в искусстве”, относящейся к самым нижним пластам массовой культуры: “Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал. ... Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство” ”[11,c.85]. В словарь: Этимология слова “кич” восходит к английскому “for the kitchen” - для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала ХХ века “Kitch” - халтура. Законы “кичевого” искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания [8,c.52]. Голландский культуролог Й. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.
Информация о работе Развитие искусства и его взаимодействие с культурой