Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:06, курсовая работа
Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.
Введение 6
1.Общая характеристика формы правления
1.1 Форма государства: понятие, структура 8
1.2 Форма правления как элемент формы государства 9
2. Развитие формы правления в РФ
2.1 Форма правления в VII – XX вв. 12
2.2 Общая характеристика современной формы правления в РФ 21
2.3 Политтехнологическая монархия 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список используемых источников
Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.
Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзерено-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.
Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможность занимать государственные должности с происхождением кандидата, его родовитостью.
Из среды боярства формируется феодальный совет, играющий важную роль во властной иерархии.
Решительным политическим актом самодержавной
власти стала опричнина. Иван IV предпринял
попытку подавить оппозиционное боярство
и утвердить центральную власть. Вся территория
государства была разделена на опричнину
и земщину. Такое деление - чрезвычайная
мера, подчиненная политическим целям
и не опиравшаяся на традиционную территориально-
На территории земщины продолжали действовать Боярская дума, приказы, земское управление. Опричнина была административно-хозяйственным дворцовым учреждением, в заведовании которого находились дворцовые земли. Опричнина рассматривалась царем, как собственный удел.
В перспективе земщина предназначалась старшему сыну, опричнина — младшему в удел. Царь оставил за собой титул Московского князя, передав правителю земщины титул «всероссийского царя», издававшего указы и возглавлявшего думу земских бояр, земщина составляла ведомство Совета, состоявшего из потомков ее бывших властителей (князей великих и удельных).
В опричнине у царя были своя дума, свои бояре, приказы, дворовые люди и дворовые бояре. Некоторые, наиболее важные вопросы обсуждались на совместных совещаниях земских и опричных (дворовых) учреждений.
Опричнина стала результатом столкновения двух политических тенденций: стремления царской власти к единовластию и попыток боярской аристократии эту власть ограничить.
Однако ни верховная власть, ни фрондирующая аристократия не могли
еще обойтись друг без друга, ведь они решали одни и те же задачи — расширение государственной территории, экономическое закабаление крестьянства, проблемы государственной обороны и т.п.
Самодержавная власть стремилась ослабить боярскую аристократическую оппозицию, расколов ее, вычленив из ее состава группы, наиболее преданные или хотя бы лояльные трону.
Другим способом ослабления и уничтожения боярской оппозиции могла стать замена этой правящей группы, господствующей в структурах власти, другой, более надежной для самодержавия — дворянством.
К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Ее политические идеи были сформулированы самым видным оппонентом Ивана Грозного князем Курбским.
Лучшим вариантом государственной организации ему представлялась монархия с выборным сословно-представительным органом, решающим наиболее важные государственные и политические вопросы.
Два идеологических направления (обоснование неограниченного самодержавия и представительной законной власти) определили ход практического строительства русской государственности в XVI в.
В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству.
На конец XVI - начало XVII в. в России приходится период так называемого Смутного времени (1598—1613). «Смута» началась с прерывания правящей династии, политического восхождения Бориса Годунова и активного вмешательства в российские дела польского правительства, католических центров (папа римский, иезуиты), выступления оппозиционного самодержавной власти боярства, бунтов дворянства и казачества, с появления таинственных самозванцев на российском престоле.
При распаде государственного организма продолжали существовать, однако, две объединительные тенденции и силы — национальная и религиозная, которым в итоге удалось возродить Россию.
Хронологически период образования и развития абсолютной монархии в России (конец XVII — XVIII в.) так же, как и сословно-представительной монархии (середина XVI — середина XVII в.), невелик. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII в., привели в первой четверти XVIII в. к качественному скачку - средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В экономике, уровне, формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
Однако все эти весьма существенные изменения происходили на исключительно феодально-крепостнической основе, существовавшей уже в совершенно иных условиях, но еще не утратившей возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения феодально-крепостническим строем новых территорий, новых сфер влияния экономики и производительных сил значительно возросли, что позволяло решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии даже отдаленных, возможных при определенных условиях (виртуальных) предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
В России уже в первой четверти XVIII в. прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь (на вновь присоединенные территории) и вглубь (юридическое оформление крепостного права и ужесточение его на всей территории страны), консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его привилегий.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ. Они (реформы), с одной стороны, имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости; с другой — осуществлялись крепостниками крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования Петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала (и не более) те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений (Испания, Речь Посполитая, Турция), но она не догнала и не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития (Англия, Голландия).
Каждая из реформ вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев. Бояре, утратившие свою роль с прекращением существования самодержавия, были недовольны тем, что их оттеснили худородные дворяне. Но и дворянству, права и привилегии которого значительно расширились, не нравилась пожизненная и тяжелая служба. Церковь была недовольна тем, что утратила свою политическую самостоятельность, господствующее положение в культуре и просвещении, что значительная часть ее доходов изымалась государством.
Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определенно наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления, сопровождались развернутой кодификацией действующего права. Основные направления работы намечались в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II.
После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом Уложении, и в 1796 г. создана комиссия, целью которой, однако, было не составление нового, а подготовка сводного Уложения, в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права.
Государственные реформы 60—70-х гг. XIX в. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха.
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе.
В 1884 г. при Государственном совете было создано Особое присутствие для рассмотрения жалоб на определения Сената. Тем самым Сенат подпадал под контроль высшего бюрократического органа.
В 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действовавший Главный комитет об устройстве сельского состояния, контролировавший ход крестьянской реформы. Этот Комитет действовал в тесной связи с Государственным советом.
При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления — Комитет министров.
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 1905 г. и кончая Основными государственными законами 1906 г.
По первоначальному проекту Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.
17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова,
собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения;
3) обязательный порядок
утверждения Государственной
В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия и др.
Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование в 1917г. Для поддержания порядка Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы, а 1 марта — Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.
27 февраля 1917 г. издан Указ
о перерыве в заседаниях
По всей стране начали образовываться советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Уже в начале марта их число превысило 600.
Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный комитет Государственной думы «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами».
Председатели губернских и земских управ были предупреждены о создании в ближайшее время Временного правительства. Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета) начала формировать отряды милиции. Временный комитет начал переговоры с исполкомом Петроградского совета о создании правительства.