Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:11, реферат
Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды – это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.
Введение
1. История театрализованных представлений России
1. 1. Рождественские Святки
1. 2. Крещение
1. 3. Широкая масленица – Русский карнавал
1. 4. Вербное воскресенье и шествие на осляти
1. 5. Весенние праздники от Пасхи до Троицы
1. 6. Аграфена Купальница да Иван Купала
2. Культура современного общества. Проблема сохранения национальных традиций
2. 1. Театрализованные праздники России ХХI века
2. 2. Русский человек - особенности менталитета
2. 3. Обряды и праздники - фактор формирования духовного мира человека
2. 4. Проблема сохранения национальных традиций
Заключение
Список литературы
Торжественный карнавальный поезд стартовал на стадионе имени С. М. Кирова, прошел по крупнейшим магистралям и площадям города и финишировал у Стрелки Васильевского острова. Над вечерней Невой вновь вспыхнули разноцветные огни фейерверка. Яркое театрализованное шествие, отразившее основные этапы развития Советской страны за полвека, стало апофеозом величественного празднования в Ленинграде 50-летия Великой Октябрьской революции.1
Русский человек - особенности менталитета
«О таинственной и загадочной русской душе написано немало. Много верного, объективного и реалистического, но и немало в литературе (да и наговорено в истории) ошибочного и даже смердяковского, и просто всякого вздора и небылиц. С нашей точки зрения в русском национальном характере нет ничего таинственного».
А. Андреев
Вся “тайна” русской души в том, что она просто русская, не западная и не восточная. Сформулируем принципиальную ментальную идею для национального характера русских - “душа всего дороже”. Известная во всем мире так называемая “русская душевность”! Этот архетип первичнее других качеств души и духа русского народа, а также смены любых идеологий, религий, форм общественно-политической жизни, государства и т.д. Душевность (и духовность) русских (усиленная православием, особенно идеологией Нила Сорского) - приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда по сравнению с материальными, экономическими, политическими и т.п.
Известный
русский философ И.Ильин
С сердечно-созерцательным
строем русской души связана и специфическая
вера русских в Иисуса Христа, утвердившего
примат души и духа над всеми другими сторонами
жизнедеятельности человека. Рассудочное
отношение к религии (мысль вообще, мы
считаем, не может породить религию, веру,
здесь она не первична) чуждо русским.
Оно воспринимается как плоское, поверхностное,
мещанское и пошлое. Даже И.Тургенев, Л.Толстой,
А.Чехов и другие, утратившие личностную
православную веру, отмечали эту особенность
нашего религиозного менталитета. Русский
человек не закален в догматике, в церковной
вере (что подчеркивал религиозный экзистенциалист
Н.Бердяев), он довольствуется в своей
повседневной религиозной жизни простой
и краткой иисусовой молитвой: “Господи,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешного”.
Если “душа всего дороже”, то не тело
(материальное) главным образом страдает
от зла на земле, желает лучшей жизни, а
совестливое сердце (душа и дух). Отсюда
и терпение, почти “божественная крепость”
русского человека, простота и достоинство,
“удивительно спокойное отношение к смерти”
как предельной форме зла.
Метафизическая первичность души (душевности, а на уровне мировоззрения - духовности), ее свободы - ключ к постижению “таинственной” русской души. “Запад, - пишет В.Шубарт, - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе”.
Эта базовая
особенность русского народа, взятая
во взаимодействии с русской
экзистенциальной историей, обнаруживает
его крайне противоречивый, даже
полярный национальный
Сложность
русской души Бердяев,
Имея ввиду
“безмерность жизненного
К числу ценностных основ русского характера следует также отнести стремление русских к Абсолюту (идеалу), бесконечному, возвышенному и святому, с чем они соразмеряют свое сознание и свою жизнь, откуда берут начало такие свойства характера как мессианизм, миссионизм, максимализм, анархизм и т.д.
Стремление
к совершенной Правде и
Бердяев,
Лосский, Карсавин, Кавелин и др. подчеркивали,
что русские мало интересуются “средней
областью культуры”. Они хотят исторически
действовать только во имя абсолютного
идеала и совершенства. Они не хотят своего
оправдания материальной культуры, как
это имеет место на Западе. Русская метафизика
выразила нашу жажду творить новую жизнь,
новый совершенный социальный строй на
основе абсолютных ценностей, а не новые
культурные формы быта и искусства. Только
с учетом этого можно понять, почему такие
“звезды первой величины” русской культуры
как Н.А.Бердяев, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой,
Н.Г.Чернышевский, Н.Ф.Федоров хотели бы
прекратить творчество в сфере культуры
и начать творчество лучшей жизни в России.
На почве максимализма, бескомпромиссности
в устроении жизни, “равнодушия к средней
области культуры” в России в XIX веке возникло
широкое социально-радикальное движение,
вызвавшее чисто русскую моральную жертвенность.
Желание русских Всесовершенства оборачивается и недостатками, о которых Лосский писал следующим образом: “Отрицательные свойства русского народа - экстремизм, максимализм, требование всего или ничего, невыработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм... нигилизм...” Вера в будущее “обеспложивает” настоящее, работу по его сохранению, приводит к перечеркиванию уже достигнутого, шараханию из одной крайности к другой.
В итоге вся русская традиция в противоположность западной отличается недостаточным “даром создания средней культуры”. Эту нашу особенность можно назвать инверсионной в отличие от медиационной западной культуры. Поэтому у нас “все срединные формы культуры (например, идеал просвещенной монархии, конституции, правового государства, либерализм, идейный и культурный плюрализм, политическая терпимость и достижение компромиссов, буржуазные “рыночные” отношения и т.п.) изживались, “выдавливались” из общества, не получая поддержки ни в “низах” общества, ни в его “верхах”, ни среди консерваторов, ни в рядах революционеров”.
Обряды и праздники - фактор формирования духовного
мира человека
Праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.
Праздники - неизменные спутники народной жизни.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники, обряды, ритуалы
обладают способностью
С развитием цивилизации
Общенациональные торжества связаны с народными традициями, поверьями и уходят глубоко в историю формирования нации. Они вырабатываются в процессе становления политической формации и, как правило, отмирают после ее смены.
Обряды и обрядовые церемонии вообще могут существовать и развиваться как самостоятельно, так и в комплексе с теми праздниками, которым свойственна в первую очередь массовость действия.
Ритуал - это обрядовое действие, церемониал, торжественный акт, в ходе которого раскрывается идейное содержание обряда.
Информация о работе Роль обычаев и традиций в формировании культуры