Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы показать роль и место творчества Сальвадора Дали как в художественной культуре XX, так и XXI веков.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи, позволяющие нам добиться поставленной цели:
1.Дать определение понятия «сюрреализм», а также раскрыть основные характерные черты и представителей данного художественного направления;
2.Изучить историю развития сюрреализма, как художественного направления;
3.Изучить биографию и творчество Сальвадора Дали и на основе них показать роль его творчества в мировой художественной культуре;
4.На основе изученной информации сделать выводы и показать преемственность в творчестве сюрреалистов XXI века.
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что Сальвадор Дали является одним из самых известных и противоречивых художников XX века. У него было и сейчас существует большое количество, как почитателей, так и людей относящихся с непониманием к его творчеству. Но совершенно точно то, что его творчеству и жизни невозможно быть равнодушным. Искусствоведы до сих пор спорят, кто он – величайший гений или гениальный обманщик, создавший самую оригинальную мистификацию в живописи? Но ясно одно -более яркую фигуру, чем Дали, в мировом искусстве трудно представить. Вклад Сальвадора Дали в мировое искусство настолько велико, что его трудно недооценить.
Цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы показать роль и место творчества Сальвадора Дали как в художественной культуре XX, так и XXI веков.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи, позволяющие нам добиться поставленной цели:
1.Понятие сюрреализм, его представители и характерные черты направления
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основателем и
идеологом сюрреализма
Основное понятие сюрреализма, «сюрреальность» - подразумевает совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство для них было основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность, т.е. чувственное познание мира.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом, фьюмаж.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления. Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе.
2. История сюрреализма, как направления в искусстве
Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».
Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.
Наиболее значительным
вкладом в Золотой век
3. Жизнь
и творчество Сальвадора Дали
- ярчайшего представителя
О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается для нас неизвестным. Будучи самовлюбленным эгоцентристом, настоящим нарциссом, художник много говорил о самом себе, издал дневники, биографии, написал множество стихов, статей и прочих литературных произведений, но все это лишь сгустило туман вокруг его жизни. Отличить правду от вымысла во имя рекламы порой просто невозможно. С самого детства он хотел стать легендой, его мечта воплотилась в жизнь. Собственными руками Сальвадор Дали сотворил миф о себе.
11 мая 1904 в
семье юриста, в городе Фигерасе
близ Каталонии родился
В 6 лет Сальвадор начал учиться и с самого раннего детства стал проявлять свой талант в рисовании. И так как мальчик рисовал везде, то у родителей просто не было выбора, как выделить ему прачечную на верхнем этаже дома, чем Дали был очень обрадован. С этого момента почти все свое время он проводил там. Вот как он вспоминает это время: "...Я знал, чего хочу: чтобы мне отдали прачечную под крышей нашего дома. И мне отдали ее, позволив обставить мастерскую по своему вкусу. Из двух прачечных одна, заброшенная, служила кладовой. Прислуга очистила ее от всякого барахла, что в ней громоздилось, и я завладел ею уже на следующий день. Она была такой тесной, что цементная лохань занимала ее почти целиком. Такие пропорции, как я уже говорил, оживляли во мне внутриутробные радости. Внутри цементной лохани я поставил стул, на него, вместо рабочего стола, горизонтально положил доску. Когда было очень жарко, я раздевался и открывал кран, наполняя лохань до пояса. Вода шла из резервуара по соседству, и всегда была теплой от солнца".
С уверенностью можно сказать, что Дали был заядлым трудоголиком, сестра в своих воспоминаниях о брате писала, что он был помешан на рисовании, вставал раньше всех, шел в мастерскую и ложился тогда, когда все уже спали.
Если говорить о характере маленького Дали, то следует отметить, что тот был довольно капризным и избалованным ребенком. Из-за слепой родительской любви ему позволялось все: "...В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня. На день Инфанты я получил среди бесчисленных подарков великолепный костюм короля с накидкой, подбитой настоящим горностаем, и корону из золота и драгоценных камней. И долго потом хранилось у меня это блистательное (хотя и маскарадное) подтверждение моей избранности".
Обучался Дали на французском языке, отлично говорил на нем, но писать не мог. Испытывал большую тягу к знаниям и успешно сдавал экзамены. В отрочестве и юности он увлекался такими художественными направлениями как: кубизм, импрессионизм, классицизм. Следующие картины написаны в этих жанрах.
Рис. 1 «Корзина с хлебом»,1926 Рис. 2«Озеро», 1919
Рис. 3 «Пьеро, играющий на гитаре»,1925
Несмотря на свой имидж бунтаря, Сальвадор Дали был довольно застенчивым. Известны случаи, когда он даже имитировал потерю сознания, когда его спрашивали на уроке. В 17 лет Дали стал денди, всегда старался выглядеть модно одетым. В этом же году он поступил в Мадридскую Академию Искусств. За период своего обучения в ней он повстречал множество интереснейших людей того времени. С 1922 стал увлекаться работами Зигмунда Фрейда, прочтение которых повлияло в большой мере на творчество Дали.
Обучение Сальвадора в Академии заняло 4 года, но время от времени его исключали за его вызывающее поведение, а затем снова восстанавливали. Но Дали так и недоучился. Перед самим выпуском он был окончательно исключен, из-за того, что тот отказался сдавать устный экзамен. Когда он узнал, что его последним вопросом будет вопрос о Рафаэле, Дали неожиданно заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе".
Свою первую выставку Сальвадор Дали провел в Барселоне. А затем после смерти его матери он участвует в выставках в Париже, где познакомился с одни из своих кумиров Пабло Пикассо. Под впечатлением от знакомства с Пикассо, Дали пишет 2 картины, которые были написаны с стиле сюрреализма:
Рис 4. «Великолепие руки»,1927 Рис.5 «Портрет Пабло Пикассо»
20-е и 30-е годы стали для Сальвадора Дали очень важными. В 1927 году он вступил в круг французских сюрреалистов. А 1929 год стал роковым для Дали, произошли два важных события в его жизни. Оба радикально повлияли на дальнейшую судьбу. Он всегда опасался своей "великости", а сейчас он стоял на пороге новой эры. Эры, в которой он был возвышен до статуса Мастера.
Первым событием
и самым главным стала его встр
"...Через несколько дней я получил письмо от отца, который сообщил мне, что меня окончательно изгнали из семьи...Первая моя реакция на письмо — отрезать себе волосы. Но я сделал по-другому: выбрил голову, затем зарыл в землю свою шевелюру, принеся ее в жертву вместе с пустыми раковинами морских ежей, съеденных за ужином." В 30-е годы Дали стал известен во всей Европе и стоял в авангарде сюрреалистов, но в 1939 году он окончательно порывает с кругом сюрреалистов из-за расхождения в политических взглядах. Список его работ в этот период впечатляет:
Рис. 6 «Постоянство памяти»,1931 Рис. 7«Сон»,1930
Рис. 8 «Сон, вызванный полетом пчелы»,1937 Рис. 9 «Сон»
Рис. 10 «Телефон-лобстер», 1936 Рис. 11 «Метаморфозы нарцисса», 1937
Рис. 12 «Пылающий жираф»,1937 Рис. 13 «Осенний каннибализм »,1937
(Предсказание Второй
Мировой Войны)
Рис. 14 «Лебеди, отражающиеся слонами»,1934
Между 1936 и 1937 годами Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин "Метаморфоза Нарцисса". Основываясь на древнем мифе о юноше, который так влюбился в сою красоту, Дали выразил свое видение и понимание в этой картине, показав эволюцию нарцисса.
Помимо того, что Сальвадор дали был гениальным художником, он еще был и писателем. В 16 лет он начал излагать свои идей и соображения на бумаге. Он написал такие работы как: «Студиум», "Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема", "Покорение иррационального","Дали Ньюс", "Скрытые лица", «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Великий мастурбатор», «Дневник одного гения» и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
В 1940 Дали и Гала всего за несколько недель до фашистского вторжения улетели из Франции трансатлантическим рейсом, заказанным и оплаченным Пикассо. В Штатах они пробыли восемь лет. Именно там Сальвадор Дали пишет, наверно одну из самых лучших своих книг — биографию — "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим". Когда в 1942 году эта книга была издана, она немедленно навлекла на себя серьезную критику со стороны прессы и сторонников пуританского общества.
За годы, проведенные Галой и Дали в Америке, Дали нажил состояние. В среде художественной интеллигенции его экстравагантности рассматривались как кривляния с целью привлечения внимания к себе и своему творчеству. Но именно за период его жизни в Америке, а именно это 8 лет, он стал известен на весь мир, так как Европа уже была им покорена. И уже в Америке он пишет картину, под названием «Лицо войны» в 1941 году.