Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

 

Свадебный обряд изменился  только в Москве и Санкт-Петербурге: царь запретил показывать гостям невестину  сорочку, хотя в провинции этот обычай сохранялся еще долго. На свадьбе, где веселились вместе мужчины и женщины, полагалось выставить щедрые угощения с вином и разнообразными блюдами. В 1722 Петр I постановил разводить супругов при доказанном прелюбодеянии, побегах и самовольных отлучках, при втором браке при живом супруге, также наказывали солдаток за второй брак при муже. Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян, но внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась мало.

 

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство.

 

Они имели подобие  с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини», - писал Костомаров об обычаях наших предков XVII – XVIII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми. Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

 

Крестьянский свадебный  обряд послужил основой городского. В условиях города он значительно  изменился, как в целом, так и  в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и  специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.

 

Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей  демократизацией общественной и  культурной жизни России произошли  изменения в социальных и бытовых  отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

 

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный  обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две  основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

 

В 1920-е - 1930-е гг. русский  свадебный обряд значительно  сократился. В нем опускались некоторые  моменты, имевшие значение магических действий. К 30-м годам церковные  браки стали редким явлением, большое распространение получили гражданские, оформленные в загсе и сопровождавшиеся новыми обрядами, а чаще просто вечеринкой.  Наибольшие изменения допускались в городской свадьбе: сокращалось число участников и тем более активных зрителей, свадебный каравай заменялся тортом, исчезла свадебная символика костюма, свадебный пир устраивался после регистрации в загсе.

 

С 1960-х гг. началось внедрение  новых и старых забытых обрядовых  действий: торжественная регистрация  брака, т.е. его государственная санкция, обмен кольцами, некоторые игровые действия магического характера, шуточные поздравления. Обязательным стал белый наряд невесты, встреча молодых после регистрации хлебом-солью, преподнесение новобрачным подарков.

 

 

Но даже в те годы традиционный обряд и фольклор, долгое время оставшиеся невостребованными, удивительным образом сохранились в народной памяти и в той или иной степени сохранности продолжают бытовать в разных регионах России вплоть до настоящего времени.

 

При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы в зависимости от особенности формирования населения конкретной территории, этнической историей, вероисповеданием. Свадьба могла длиться более недели, а могла быть сыграна в два - три дня. Ограниченность средств заставляла прибегать к сокращению свадебного пира до минимума.

 

Летом 1895 г. в газете "Русское  слово" был описан сельский свадебный  обряд в Богородском уезде  Московской губернии. Этот этнографический  пример не лишен интереса и может вполне служить для сравнения с другими свадебным ритуалами.

Первые специальные (с научными целями) записи народного свадебного обряда и фольклора русских были сделаны лишь в 50-60 годах XIX в.

Одними из таких записей собранными в сборнике «Ветлужская сторона», записанные в 1994-95 году экспедицией филологов на территории Шарьинского и Пыщугского районов Костромской области я воспользовалась для своей работы.

 

Какой же предстает традиционная русская свадьба?

 

 

 

2. Основные элементы и значение свадебного обряда

 

Тема брака постоянно  присутствовала в жизни подрастающего  поколения. Например, вся добрачная  жизнь девушки была подготовкой  к замужеству. Поэтому  она должна была уметь вести хозяйство, знать все свадебные традиции и предписанный порядок свадьбы. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. Старшая из дочерей обязательно должна была выйти замуж первой, ее одевали лучше сестер, она была более свободна, ее всячески «славили» в общине.

 

Русские женились очень  рано. До XVII века свадьбы играли в очень раннем возрасте – жениху и невесте, как правило, было по 12-13 лет. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины. Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь.

 

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла.

Не женат  – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.

 

Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству.

Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое. Хоть лыками сшит, да муж.

Где могли познакомиться  молодые люди? На больших церковных праздниках, специально устраиваемых домашних вечерах и на "ярмарках невест" – балах. Знакомство происходило обязательно в присутствии старших родственников, трепетно следивших за соблюдением всех норм приличия. Если молодые люди выказывали интерес друг к другу, и он совпадал с мнением родителей, то в дело вступала тяжелая артиллерия – сваха.

 

Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле.

 

Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Выбор невесты происходил на общественных смотринах всех невест деревни, которые, как правило, устраивались во время престольных праздников или весенне-летних гуляний. На таких смотрах собирались парни с родителями и с окрестных деревень и односельчане. Выбор невесты осуществляли родители жениха, обязательно по согласованию со всей родней, мнением парня интересовались в последнюю очередь или не интересовались вовсе, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Невесту и жениха, не согласных с мнением родителей, как правило, принуждали к браку силой и угрозами.

 

Дети были готовы к  подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических  историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.

 

Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что  они с пороком. Такое же недоверие  и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).

 

Невеста выбиралась исходя из материального положения и  знатности ее семьи (оно должно было соответствовать положению семьи  жениха), ее личных качеств, рабочих  навыков, ее репутации и, главное, ее перспективности как продолжательницы рода.

 

Выбрав подходящую девушку, родители собирали семейный совет, обсуждались  все качества будущей невесты, выяснялось, нет ли родства между молодыми.

Предлагали сыграть  свадьбу обычно родители жениха, реже – невесты.

 

Но как молодые мужчины, так и женщины у нас на Руси (из простонародья) несмотря на всю  простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь, даруемая венцом. Многие понимали, что  свадебный обряд приносит с собой и неизвестность, а может быть, и горестную жизнь тому или другому. Все девушки это знали, но рассчитывали на брак, как на счастливую лотерею.

 

Девушки, не имея права  на собственный выбор, используя  гадания, старались узнать, каким  будет их супруг, когда произойдет свадьба. Самым лучшим периодом для гаданий считался Покров день и Святки.

Покров и Проскева Пятница считались на Руси покровительницами  невест из простого народа. Невесты, заботясь о своей будущности, молились во время праздника Покрова: «Батюшка, Покров, мою голову покрой!». Гадали по снам, по собачьему лаю, на свечах, отражениях в воде. Чего только не придумывали невесты!

 

Браки без благословления родителей заключались крайне редко  и резко осуждались общественностью. Считалось, что такие браки несчастливые, заканчиваются плохо. Причинами для вступления в тайный брак, как правило, становилась любовь между парнем и девушкой, неравными по социальному или материальному положению, добрачная беременность, отказ родителей в благословлении. Случалось и такое, что родители сами организовывали побег молодых, дабы избежать расходов, связанных со свадьбой.

 

Происходила тайная свадьба  следующим образом: молодые, предварительно договорившись, сбегали и тайно  венчались в церкви, а затем, через  какое-то время возвращались, прося прощения и благословления у родителей. Родители давали свое согласие либо сразу, либо, в худшем случае, через какое-то время.

Развести молодых было невозможно, поэтому выхода было лишь два – благословить молодых хлебом и иконой (иногда после предварительного телесного наказания, формального или реального), либо отказаться от всякого родства со своей дочерью (сыном).

 

Время свадеб на Руси определялось земледельческим календарем - обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Традиционно на Руси самым подходящим временем для свадьбы приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филиппова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленицы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

 

Особенно удачными считались  браки и знакомства, совершенные  к Покрову дню. Весной и летом  заключались лишь «вынужденные»  браки, т.е. браки по каким-либо обстоятельствам, например, беременность невесты. Самым неблагоприятным месяцем для свадьбы считался май, в это время браки практически не заключались.

 

Вообще подходящих дней для свадьбы было немного: Православная Церковь запрещала венчание в течение постов; во время Масленицы; на Пасхальной Седмице, в период Святок, накануне двунадесятых и великих праздников; накануне среды, пятницы и воскресных дней; в предшествующий день перед престольными праздниками храма, в котором планируют совершить Таинство.

 

Свадьба напоминала настоящее  театрализованное зрелище, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого  порядка считалось плохой приметой. Именно поэтому тогда говорили не «справлять» или «отмечать», а «играть» свадьбу.

 

В обрядах русской  свадьбы причудливо переплетались  действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих  участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачующихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота.

 

Желая сохранить невесту  от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

 

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное  действо, включающее песни, плачи, приговоры  и присказки, заговоры игры и танцы.

Как во всяком драматическом  произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц - "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста.

 

Свадебные чины - участники  свадьбы - были многочисленны. Их поведение  четко регламентировалось. Сваты, свахи жениха и невесты – основные персонажи свадебного ритуала. Дружка (дружко) - представитель жениха - главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община.  Дружкой выбирали женатого, не старого мужчину, который отличался знанием обряда, он и являлся главным распорядителем свадьбы.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра