Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Свадебный обряд один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры. Он состоит из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического, игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, жилища, свадебные повозки и помещение, атрибуты магических действий и тому подобное), словесного, музыкального фольклора и так далее. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований.

Содержание

Введение …………………………………………………………… стр.
ВОПРОС I Традиционные свадебные обряды России
1. Формирование свадебной обрядности…………………………………. стр.
2. Основные элементы и значение свадебного обряда…………...стр.

ВОПРОС II Свадебные обряды Древней Руси
1. Деревенский (традиционный) обряд…………...стр.
1.1 Сватовство…………...стр.
1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты…………...стр.
1.3 Сговор, обручение и запой…………...стр.
1.4 Девичник, молодечник (мальчишник)…………...стр.
1.5 Свадебный поезд. Венчание…………...стр.
1.6 Свадебный пир…………...стр.
1.7. Первая брачная ночь…………...стр.
1.8. Второй день свадьбы…………...стр.
1.9. Первый год супружеской жизни…………...стр.
2. Княжеская (царская) свадьба…………...стр.

ВОПРОС III . Свадебный обряд в наши дни
1. Современная свадьба…………...стр.
2. Сравнительный анализ современной свадьбы со свадебным обрядом Древней Руси…………...стр.

Вывод…………...стр.
Сценарий свадебного древнеславянского обряда…………...стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по СКД 3 курс.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому приданое начинали готовить с самого рождения девочки. На Руси приданое состояло из постели, домашней утвари, украшений, платьев  и денег, а также недвижимости (если невеста происходила из дворянской семьи).

 

По окончанию официального сватовства невеста давала жениху залог. Обычно это был платок, который  имел особую правовую силу. Свату вручали  краюшку хлеба, завернутую в лучший платок. Этот сверток сват нес через всю деревню в поднятой правой руке, оповещая односельчан о благополучном исходе сватовства. Удачное сватовство завершалось угощением, сопровождавшимся застольными песнями. Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи. После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви - его называли еще сундуком или корабьем).

 

Крестьяне верили, что  вещи, причастные к удачному сватовству, приобретают магическую силу. Их старались  заполучить незамужние девицы, чтобы  указать "верную дорогу" другим женихам. Так они растаскивали по всей деревне сено из саней жениха или привязывали к саням жениха веник, чтобы "жених другим дорогу разметал".

 

Если сватовство оканчивалось согласием, то назначали день осмотра  хозяйства жениха и смотрин невесты.

 

 

1.2. Осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты 

 

Через 1-3 дня после  официального сватовства отец невесты  наведывался в дом жениха с  целью осмотра хозяйства (другие названия обряда - "печеглядни" и "дворосмотрины"). Если у девушки не было отца, то осмотром хозяйства занимался старший брат или иной мужчина из числа родственников невесты. Иногда отца сопровождала мать невесты. Осматривали не только жилой дом, но также все хозяйственные постройки, включая конюшню и хлев. Расспрашивали о состоянии домашнего скота и о том, чем его кормят. Интересовались домашней утварью, в первую очередь медной посудой, очень ценимой в русских деревнях. Родители девушки хотели знать, в какой дом отдают свою дочь и в каких условиях ей предстоит жить. Результаты осмотра сказывались на окончательном решении семьи невесты. Если хозяйство жениха приходилось по душе, то осмотр заканчивали застольем. В противном случае за стол не садились.

В день осмотра женихова хозяйства обе семьи договаривались о домотканых подарках, которые невеста  приносила в дом будущего мужа: постельных принадлежностях, скатертях, полотенцах, собственном гардеробе, а также об отдельно оговоренных подарках для каждого члена новой семьи. Дело в том, что в день свадьбы невеста обязана была подарить каждому родственнику жениха полотенце, самому жениху - вышитую рубашку и кальсоны, а будущей свекрови - три рубашки, отрез материи на сарафан и платок на голову.

 

Если родители невесты  были довольны хозяйством жениха, то они  приглашали родителей жениха на смотрины невесты. Смотрины утраивались в доме невесты примерно через неделю после официального сватовства. До XV века жених не имел права присутствовать на смотринах и впервые видел свою невесту только в день венчания. На смотрины же отправлялась специальная смотрительница, в роли которой выступала какая-нибудь родственница или мать жениха. Жених довольствовалась той информацией о невесте, которую ему передавала смотрительница. Начиная с XVI-XVII веков, на смотрины нередко съезжался весь свадебный поезд жениха, включая его самого.

 

Часто во время смотрин родители жениха впервые знакомились с будущей невесткой и ее родными. Для девушки смотрины были первым свадебным испытанием, во время которого ей нередко приходилось пройти через ряд унижений и издевательств. Невесту наряжали в самое лучшее платье, на лицо набрасывали покрывало и приглашали в помещение, где собрались гости. Смотрительница заводила беседу с девушкой, стараясь выяснить, умна ли та, хороша ли, прилежна и т.д. В других случаях девушка должна была продемонстрировать свои трудовые навыки и показаться во всех своих платьях. Невесту могли заставить пройтись, чтобы проверить, твердо ли она стоит на ногах, не хромает ли. Отец жениха мог снять с лица невесты покрывало, чтобы посмотреть на ее лицо. Иногда невесту и жениха, конечно же, если тот присутствовал на смотринах, просили пройтись парой, чтобы оценить, как они выглядят вместе. Во время смотрин невеста хранила полное молчание: болтливость девушки накануне свадьбы считалась большим недостатком. Если после смотрин отец жениха целовал невесту в обе щеки, это означало, что девушка пришлась ему по вкусу.

 

На этапе смотрин  родители невесты еще имели право  отказаться от жениха. Для этого  невеста уходила в чулан и  сбрасывала с себя наряд.

Родители жениха также  могли взять отступного при условии  избегания всякого разговора о неудачных смотринах. В противном случае родители невесты подавали духовным властям жалобу о том, что молодой человек их бесчестит и тем самым отбивает других женихов.

 

Благополучные смотрины завершались "пиром хмельным". Вино привозил отец жениха, родители невесты ставили на стол закуски. Застолье традиционно сопровождалось исполнением шуточных песен. По окончанию пира подружки невесты сопровождали жениха до самого его дома. В ответ жених должен был пригласить их в избу и угостить.

 

Если жених не присутствовал  на смотринах, то в ближайший после  смотрин воскресный день ему позволялось  в сопровождении свата или  родни приехать в гости к невесте. Как и во время смотрин, невеста  появлялась перед женихом с закрытым лицом, всем своим видом выражая недовольство предстоящей свадьбе. Иногда вместо невесты подружки приводили другую девушку, не похожую на невесту. Как правило, сват сразу же обнаруживал подмену и требовал привести настоящую невесту.

 

Перед тем, как предстать пред очами  жениха невеста бросала своим головным платком в свечку, зажженную перед иконой, стараясь тем самым ее потушить. После этого на голову девушки набрасывали платок, который завязывали особым образом: два соседних конца закидывали на спину и соединяли на шее, а оставшуюся часть платка накидывали на лицо. В таком виде невесту вводили в помещение, где ожидал жених. Жених мог убрать платок с лица, чтобы увидеть, какова его невеста. В конце обряда мать невесты подносила жениху стакан медового напитка. Если жених выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась. Если он делал один глоток и возвращал стакан, значит, невеста не произвела на жениха хорошего впечатления. Иногда жених с родными выходил на крыльцо и обменивался впечатлениями о невесте, даже если молодые люди росли вместе и знали друг друга с самого детства.

 

 

1.3 Сговор, обручение и запой

 

Вскоре после смотрин  устраивали сговор, срок которого назначался родителями невесты. Жених, его родители и близкие родственники приезжали  в дом невесты, где их принимали  с большими почестями. Родители невесты выходили навстречу гостям, кланялись им до земли и сажали их на самые почетные места в переднем углу избы. Некоторое время хозяева и гости молча глядели друг на друга. Потом отец жениха (или один из старейших родственников) произносил торжественную речь, в которой указывал цель своего приезда. Родители невесты отвечали, что они безмерно рады гостям. Невеста на сговоре не присутствовала.

 

Во время сговора заканчивалось  составление рядной записи, и окончательно устанавливались сроки венчания. Иногда венчание происходило через неделю после сговора, а иной раз между обрядами сговора и венчания проходило несколько месяцев. Сговор имел юридическую силу, поэтому отказаться от свадьбы после сговора значило оскорбить семью.

 

Завершался сговор обрядом рукобития, служившим символическим выражением обоюдного согласия. Отцы жениха и невесты со всего размаху били друг друга рука об руку, потом подавали друг другу руки, обернутые платками или полами кафтанов, и, наконец, обменивались деловым рукопожатием. По окончанию обряда рукобития обменивались пирогами и заключали друг друга в объятия со словами: "Будь ты мне сват да нова родня".

 

За рукобитием следовал обряд обручения (богомолья), во время которого молодые  троекратно целовались и обменивались кольцами. Обручение подкреплял запой (пропой) - совместное пиршество, организованное для родственников жениха и невесты. Сами обрученные на запое не присутствовали: их, как правило, уводили в чулан или другое помещение. В разгар пира невесту вызывали к гостям, и она вместе с матерью раздавала своим будущим родственникам подарки собственноручного изготовления (рубахи, полотенца, платки). По ходу одаривания невеста угощала каждого гостя вином и кланялась ему до земли. В ответ гость должен был поцеловать невесту и одарить ее деньгами.

Следующим вызывали жениха, который в свою очередь разносил подарки своим новым родственникам  и угощал их вином. По окончанию обряда одаривания жениха и невесту уводили  в другое помещение, где для них  был накрыт ужин.

 

После сговора и запоя  невеста нарекалась "сговоренкой" и "пропитой-залитой". С этого  момента образ жизни девушки  резко менялся: она почти не выходила из дома, переставала говорить и  могла изъясняться только причитаниями или жестами. Девушка должна была оплакивать свою девичью жизнь в родительском доме и выражать нерасположение к жениху и его родне. С причитаниями девушка обращалась к своим родителям, прося их не отдавать в дом "чужих злых людей".

 

Только свет мои родители,

 Дак не  давай-ко руки правыя,

Ты свою да руку выруцишь, мою голову закабалишь

На цюжую  да на сторонушку.

 

Цель таких причитаний была показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить, она прощалась со своими братьями, сестрами и подругами, со своим девичьим головным убором и со своей девичьей косой и волей. До венчания невесту освобождали от всех хозяйственных дел. Главной заботой девушки была подготовка приданого и даров, в чем ей активно помогали подружки, которые каждый вечер собирались в доме невесты, пряли, шили, вязали и вышивали. В некоторых местностях невеста обязана была сшить венчальное платье не только для себя, но и для жениха.

 

Невеста-сирота за 2-3 дня  до венчания должна была отслужить  молебен и панихиду по покойным родителям. С причитаниями и земным поклоном просила она священника ее благословить и после получения благословения в сопровождении крестной матери посещала могилу родителей.

 

Обрученный жених, наоборот, не сидел дома, и каждый день наведывался с гостинцами и подарками в дом невесты. Эти визиты назывались "побывашками с гостинцами" или "поездками на поцелуи". Во время визитов жених высказывал заботу о невесте, просил ее долго не шить и сильно не утруждаться. Согласно деревенскому этикету, просьбу жених высказывал не лично, а передавал через братьев невесты.

 

В праздники, если таковые  приходились на период между запоем и венчанием, мать жениха также навещала будущую невестку и привозила  ей различные лакомства (блины, пироги, 2 яйца, сдобный колобок и др.). А мать невесты должна была каждый день кормить жениха завтраком (гречневыми блинами, оладьями или пирожками) Обычай прикармливать жениха и невесту был распространен в том или ином виде почти повсеместно.

 

Вообще, когда день венчания становился все ближе и ближе, в домах жениха и невесты делались приготовления: собирали поезжан, наводили порядок, убирали и украшали помещения. Заранее заготавливали водку, варили пиво, делали брагу, пекли пироги и резали домашних животных (свиней, баранов и телят).

Отцы молодых договаривались со священником о венчании. После получения выводных денег невеста с родителями шла на ближайшую ярмарку за покупками.

 

Накануне венчания обе  семьи выбирали свадебные чины и  договаривались о том, из скольких подводов будет состоять свадебный поезд. Допустимое минимальное количество подводов в свадебном поезде - 3. Но чем больше их было, тем весомее в глазах односельчан выглядели семьи новобрачных. В любом случае, число свадебных подводов должно было быть нечетным. В подводы впрягали лучших лошадей, при этом можно было брать чужих животных. Гривы лошадей украшали лентами и цветами. Специально для свадьбы заказывали валдайские колокольчики, наполнявшие свадьбу красивым перезвоном. Обычно свадебный поезд готовился только со стороны жениха, но зажиточные семьи могли позволить себе 2 поезда - жениха и невесты.

 

Старшим свадебным чином  и самым деятельным лицом на русской  свадьбе был Тысяцкий. Тысяцкий распоряжался всем, что имело то или иное отношение к бракосочетанию и знал все тонкости свадебного обряда. Он был распорядителем свадебного поезда и организатором большинства обрядов. Без тысяцкого жених не делал ни шагу.

Помимо необходимых  знаний местных особенностей свадебного обряда, тысяцкий должен был показать себя весельчаком, балагуром, плясуном, а также обладать такими качествами как смышленость, гибкость, ловкость и общительность. Если при наличии перечисленных достоинств тысяцкий обладал еще и приятной внешностью, то можно было считать, что свадьба наполовину удалась. В роли тысяцкого выступал женатый мужчина со стороны жениха.

Часто это был крестный отец жениха. Обязательным атрибутом  тысяцкого являлся кнут, которым  он отгонял все, что могло тем  или иным образом помешать бракосочетанию. Через плечо тысяцкого было перекинуто особое нарядное полотенце, которое  отличало его от остальных участников свадебного поезда. Иногда на груди тысяцкого красовались сразу два огромных полотенца (от жениха и невесты), повязанных крест-накрест.

 

В помощь тысяцкому с  обеих сторон выбирались старшие  и младшие дружки и свахи из замужних женщин. На хорошей свадьбе должны были присутствовать 3 свахи. Первая сваха (или сват) - женихова: она совершала обряд сватовства. Вторая сваха - невестина, или "подвенечная" в ее обязанность входило проведение обрядов, связанных с подготовкой невесты к венцу. И, наконец, третья сваха - "стельная", или "пуховая", отвечавшая за приготовление брачного ложа.

Информация о работе Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра