Система государственного управления в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ культуры государственного управления.
Цель обусловливает следующие задачи: рассмотрение сферы культуры и особенностей ее развития в РФ; правовые основы государственного управления в сфере культуры; проблемы государственного управления в сфере культуры; федеральные органы управления в сфере культуры; органы управления Нижегородской области в сфере культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………..4
1.1. Сфера культуры и особенности ее развития в РФ………………………..4
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Система государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………11
2.1. Федеральные органы управления в сфере культуры…………………..11
2.2. Органы управления Нижегородской области в сфере культуры………………………………………………………………………….13
Глава 3. Проблемы государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………….…………………..27
Приложение……………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая основы ГМУ.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Институт открытого образования

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

дисциплина: Основы государственного и муниципального управления

Система государственного управления

в сфере культуры

Выполнил (а) студент (ка) 2 курса заочной формы обучения (гр. 11-Б52 ГМУ/10)

Вершинина Светлана Владимировна

___________

(подпись)

 

Научный руководитель

к.э.н., доц. Соменкова Н.С.

_____________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2015г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………..4

1.1. Сфера  культуры и особенности ее развития в РФ………………………..4

1.2. Правовые  основы государственного управления  в сфере культуры…………………………………………………………………………..9

Глава 2. Система государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………11

2.1. Федеральные  органы управления в сфере  культуры…………………..11

2.2. Органы  управления Нижегородской области  в сфере культуры………………………………………………………………………….13

Глава 3. Проблемы государственного управления в сфере культуры…………………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………….…………………..27

Приложение……………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Время, в котором мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом пpотивоpечивую, но исторически неизбежную и необратимую пеpестpойку. Изменения в обществе во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. На протяжении всей своей жизни человек живет в мире культуры, через которую он формирует, обретает возможность понять принципы устроения окружающего мира и своё место в этом мире.

Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют её культуру. Культура выражает разные стороны жизни общества или деятельность человека. Культура как самостоятельная отрасль включает в себя широкий круг государственных и общественных органов: предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры. Управление культурой заключается в сохранении и использовании культурных ценностей.

Каждому обществу соответствует своя система ценностей и культура. В настоящее время Россия является страной, претендующей на политическое и культурное родство с развитыми странами Запада.                                                        Актуальность темы Система государственного управления в сфере культуры несомненна, так как, последние годы в истории России (президентство В.В. Путина) ознаменовались усилением государственного аппарата и увеличением его влияния на жизнь граждан. Таким образом, выше стала ответственность государственных служащих за происходящее в стране. Хотя главным качеством государственного служащего является профессионализм, немаловажной его характеристикой выступает культура.  
Объект курсовой работы: культура управления в обществе.  
Предмет: культура государственного управления.  
Цель курсовой работы: анализ культуры государственного управления.  
Цель обусловливает следующие задачи: рассмотрение сферы культуры и особенностей ее развития в РФ; правовые основы государственного управления в сфере культуры; проблемы государственного управления в сфере культуры; федеральные органы управления в сфере культуры; органы управления Нижегородской области в сфере культуры.

По структуре данная курсовая работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения.  
В первой главе рассматриваются Теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры.  
Во второй главе анализируется система государственного управления в сфере культуры.

В третьей главе рассматривается проблемы государственного управления в сфере культуры.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры

1.1. Сфера культуры и особенности  ее развития в РФ

 

        Существует множество определений культуры, частью которой являются управленческая культура.  
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Управленческая культура - часть общей культуры общества, связанная преимущественно с формированием управленческих знаний и навыков управленческого и организационного поведения. Она реализуется в управленческой деятельности. Сфера культуры имеет особенности функционирования в России и за рубежом. Прежде всего существуют различия в организационных формах хозяйствования предприятий сферы культуры. Большинство таких предприятий за рубежом действуют в некоммерческой организационной форме, как наиболее эффективной в рыночных условиях. Так, в США это характерно практически для всех театров, имеющих стационарные сцены, для 75% музеев, симфонических оркестров, хотя прибыльными из них являются только 3-5%. Остальная часть предприятий культуры принадлежит государству.  
В России многие организации культуры находятся в государственной собственности. По состоянию на 1 января 1997 г. в стране насчитывалось более 120 тыс. федеральных и муниципальных учреждений культуры, составляющих около 50% общего их числа. Если государственная форма собственности относится к предприятиям, уже давно действующим на рынке, то коммерческая и некоммерческая характерны в основном для новых. 
    Различия в организационных формах хозяйствования российских и иностранных предприятий создают предпосылки для разных тенденций развития сферы культуры в нашей стране и за рубежом.  
    Во-первых, за последние два десятилетия в развитых странах наблюдается устойчивый рост объема спроса на услуги сферы культуры. Это, в частности, проявляется в увеличении потребительских расходов на услуги данной сферы. К середине 90-х гг., по данным ООН, их удельный вес в общих расходах домашних хозяйств почти удвоился по сравнению с 80-ми гг. и достиг в США 10, 4%, Великобритании - 10, 3, Германии - 9, 9, Швеции, Норвегии - 9, 1, Италии -8, 9, Франции - 8, 4%. Кроме того, рост объема спроса на услуги сферы культуры в этих странах выражается в быстром увеличении посещаемости таких учреждений, например, американских музеев - от 400 млн. человек в 1985 г. до 500 млн. в 1998 г., тогда как аудитория оперных театров за этот период удвоилась. По сравнению с передовыми странами в России наблюдаются противоположные тенденции развития сферы культуры.  
    Проведено исследование спроса на услуги сферы культуры в нашей стране с 1985 по 1998 гг. на основе статистического показателя посещаемости ряда театров, музеев. Анализ показал, что посещение населением театров уменьшилось с 72, 9 млн. человек до 27, 6 млн., т.е. в 2, 6 раза, причем за 1985-1996 гг. - в 2, 5 раза, а за 1996-1998 гг. - практически не изменилось. Посещение музеев сократилось со 103, 8 млн. человек до 66, 8 млн., т.е. в 1, 6 раза. Вместе с тем изменение объема спроса на услуги музеев в разные периоды различно: с 1985 г. по 1990 г. наблюдалось повышение в 1, 4 раза, с 2009 г. по 2013 г. - понижение в 2, 3 раза, с 2013 г. по 2014 г. - колебание в незначительных пределах. 
    Таким образом, выявлено, что за рубежом в 1980-1990 гг. наблюдалось существенное увеличение объема спроса на продукцию сферы культуры, тогда как в России - наоборот, сокращение. Представляют интерес также статистические данные посещаемости музеев и кинотеатров в России и ряде развитых стран мира  
    Уровень посещаемости музеев в России ниже среднеевропейского в 2-3 раза, а кинотеатров- в 6-9 раз. Суммарный уровень спроса на услуги музеев и кинотеатров в нашей стране, оцениваемый с помощью общего показателя активности посещений (музеи и кинотеатры), в 3-5 раз ниже, чем в развитых странах.  
    Характерной особенностью европейских стран являются относительно равномерные показатели посещаемости музеев и кинотеатров с небольшим превышением последних, однако на Россию данная тенденция не распространяется.  
    Результаты исследования показали также изменение структуры спроса на услуги сферы культуры за рубежом и в России. За рубежом самый высокий прирост спроса наблюдается на услуги театров и музеев, что находит отражение в расходах населения и показателях посещаемости учреждений культуры. Так, в США в 1980-1998 гг. затраты населения на приобретение таких услуг увеличились в 1, 8 раза. В нашей стране предпочтения населения к проведению культурного досуга возросли в отношении услуг музеев. Если в 1985 г. посещаемость музеев превышала посещаемость театров всего в 1, 4 раза, то в 2000 г. - в 2, 5, а в 2013 г.-в 2, 4 раза.  
    Общим фактором изменения структуры спроса на услуги сферы культуры за рубежом и в России является предпочтение населением услуг музеев. Данные изменения связаны с реализацией новых требований и желаний населения, а также переориентацией политики организаций культуры. За последнее десятилетие в мировом обществе произошло переосмысление роли музеев, их влияния на развитие жизненных традиций населения. Если в 80-е гг. задачи музеев ограничивались сохранением и изучением памятников культуры и искусства, то в 90-е гг. они превратились в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни.  
    Во-вторых, в 1980-1990 гг. в развитых странах резко возрос объем предложения услуг организаций культуры. Это отразилось прежде всего на росте числа учреждений культуры и исполнительских коллективов. Например, в США к началу 1990 г. количество оперных компаний и симфонических оркестров по сравнению с 1970 г. увеличилось более чем в 2 раза, оперных трупп - в 6, современного балета - в 3 раза.  
    Рост объема предложения услуг организаций культуры привел к увеличению уровня занятости в этой сфере. Так, в 1980-1991 гг. он превышал средний показатель по всему хозяйству в США на 39%, Франции - на 28, Швеции - на 19, Канаде - на 6%. По мнению социолога университета штата Мэриленд Д.Б. Робинсона, численность художников, писателей и артистов балета увеличилась за последние десять лет на 80%, что в 3 раза быстрее темпов роста занятых в других областях.   
    В России объем предложения услуг организаций культуры оценивался с помощью количества учреждений культуры (театров, музеев и библиотек) и выпускаемых ими услуг. Анализ их динамики с 1985 г. по 1998 г. показал, что на всем протяжении исследуемого периода прослеживается постоянная тенденция к росту числа музеев и театров.  
    Количество театров за 1985-1998 гг. возросло в 1, 5 раза, музеев - в 2. Противоположная ситуация сложилась с динамикой числа библиотек. Их количество сократилось за этот период в 1, 2 раза.  
    Однако исследование объема предложения услуг организаций культуры на основе анализа количества выпускаемой ими продукции дает другие результаты. Так, несмотря на постоянный рост численности театров с 1985 г. по 1998 г., обще количество спектаклей сократилось со 146 тыс. в 1988 г. до 110 тыс. в 1995 г., т.е. в 1, 3 раза. Это свидетельствует о том, что в целом объем предложения услуг театров снизился.  
    Таким образом, на основе приведенных данных можно говорить об общей тенденции сокращения объема предложения услуг организаций культуры на российском рынке. Исключение составляют лишь музеи, объем предложения услуг которых растет.  
    Для проводимого исследования интерес представляет также сравнение статистических показателей предложения услуг организаций культуры за рубежом и в России. Для анализа использованы статистические данные численности музеев и кинотеатров в нашей стране и ряде развитых государств мира . 
    Результаты исследования абсолютной численности музеев показали, что Россия занимает промежуточное положение среди развитых стран по объему предложения услуг музеев, а лидируют европейские страны, такие, как Германия и Италия.  
    По числу кинотеатров Россия выступает лидером среди развитых стран. Однако по относительным показателям, например количеству музеев, театров в расчете на группу населения, на единицу территории в нашей стране самый низкий уровень предложения услуг музеев и кинотеатров.  
    Кроме того, в российской сфере культуры наблюдаются большие диспропорции объема спроса и предложения услуг. Так, темп падения объема спроса на услуги театров за 1985-1998 гг. в 2 раза превышал темп падения объема предложения, что создало значительные диспропорции на рынке - избыток объема предложения при недостаточном объеме спроса. В итоге средняя нагрузка посещаемости театра за данный период сократилась в 4 раза: с 215, 7 тыс. человек в 1985 г. до 52, 8 тыс. в 1998 г. Среди музеев за весь исследуемый период отмечался недостаток объема спроса при постоянно растущем объеме предложения услуг музеев.  
    В целом российский рынок услуг организаций культуры характеризуется неравновесным состоянием, проявляющимся в несоответствии объема спроса и предложения продукции сферы культуры. Таким образом, в ходе анализа выявлено, что в развитых странах имеется тенденция увеличения объема предложения услуг организаций культуры, тогда как в России - наоборот, сокращения объема предложения продукции сферы культуры при серьезных диспропорциях на рынке.  
    В-третьих, за последние два десятилетия в развитых странах наблюдается тенденция усиления роли государства в управлении сферой культуры. Это проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего широкое распространение получают процессы централизации координационных функций государства в управлении сферой культуры. Так, в Великобритании в 1993 г. вместо Совета по искусству было создано самостоятельное Министерство по делам национального наследия, преобразованное с 1997 г. в Министерство культуры, средств массовой информации и спорта, ответственное за разработку культурной политики и управление в сфере культуры. В Италии в 1997 г. было организовано Министерство культуры. В США при отсутствии специализированного министерства в составе Национального фонда искусств и гуманитарных исследований действует Федеральный Совет по делам искусств и гуманитарных наук, отвечающий за координацию политики в сфере культуры.  
    Кроме того, за исследуемый период государственные расходы на сферу культуры за рубежом постоянно растут. С 1980 г. по 1993 г. они увеличились в текущих ценах в Италии - в 5, 5 раза, Норвегии - 3, 1, Франции - 3, Великобритании - 2, 5, Швеции - 2, 4, США - 1, 7, Германии - 1, 6 раза. К середине 90-х гг. удельный вес сферы культуры в государственных расходах достиг в Швеции - 5%, Норвегии - 3, 4, Франции - 3, Германии - свыше 2, 5, Великобритании-2, 1, Италии-1, 5, США- 1, 1%.       
    В России с конца 80-х гг. наблюдается устойчивая тенденция децентрализации управления в сфере культуры. Это проявляется в расширении полномочий региональных и местных властей в области управления и распределения ресурсов в отрасли "культура и искусство".    
    Вместе с тем с начала 90-х гг. отмечается постоянное сокращение государственных расходов на нужды культуры и искусства. Согласно Основам законодательства РФ о культуре 1992 г., не менее 2% средств федерального бюджета РФ и примерно 6% - региональных и местных бюджетов необходимо было направлять на развитие культуры. Однако на практике эта программа не выполняется. Так, в федеральном бюджете 1998 г. на культуру отводилось лишь 0, 65%, 1999 г. и 2000 г. - по 0, 48, 2001 г. - 0, 47%. Таким образом, заметна тенденция сокращения выделения федеральных бюджетных средств на нужды культуры и искусства. В региональных и местных бюджетах ситуация аналогичная. Например, в Санкт-Петербурге в 1997 г. на развитие культуры было предусмотрено лишь 1, 9% расходной части городского бюджета, 1998 г. - 2, 4, 2004 г. - 2, 2, 2013 г. - 1, 96% вместо 6%, указанных в законе, т.е. появилась тенденция сокращения бюджетного финансирования, характерная в целом для всех местных бюджетов.    
    Бюджетное финансирование на уровне учреждений культуры за последние несколько лет также претерпело большие изменения. С 1997 г. государственные субсидии выделяются в основном на покрытие текущих расходов, а капитальные затраты практически не финансируются. Кроме того, при исполнении бюджета многие статьи подвергаются секвестру, за исключением средств на оплату труда и коммунальные расходы, поэтому на практике бюджеты учреждений культуры финансируются лишь в пределах 40-60% утвержденных сумм. Как следствие, российские учреждения культуры активно обращаются к использованию внебюджетных источников финансирования . Доля внебюджетных средств в общих поступлениях музеев и библиотек постепенно увеличивается, тогда как доля платных услуг населению в этих доходах значительно сократилась с 1992 г. по сравнению с 80-ми г. Это позволяет сделать вывод, что учреждения культуры все больше внимания уделяют не столько регулированию ценовой политики сколько поиску новых источников финансирования, а также путей повышения эффективности управления.    
    Таким образом, если в развитых странах наблюдается тенденция централизации влияния государственной власти в вопросах управления сферой культуры, а также увеличение соответствующих расходов, то в России - наоборот преобладают процессы децентрализации государственного управления культурой и сокращения бюджетного финансирования в данной сфере. В целом анализ спроса, предложения и роли государства в сфере культуры развитых стран и России за последние два десятилетия свидетельствует о противоположных тенденциях развития отечественного и зарубежного рынков услуг организаций культуры, а также систем управления данной сферой Выделенные тенденции свидетельствуют о сложном экономическом положении российской сферы культуры, причины которого связаны с кризисным влиянием на состояние бюджетной системы и государственное управление На экономическую ситуацию в сфере культуры оказывают влияние и такие факторы как масштабы применения организациями культуры эффективных моделей хозяйствования, рациональной системы управления. 

 

 

1.2. Правовые основы государственного  управления в сфере культуры

 

Согласно Конституции РФ (ст. 44) каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство при этом гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества. Вместе с тем на граждан возложена обязанность заботиться о сохранении культурного наследия, а также беречь памятники истории и культуры. 
Культура – сложная социальная категория, чаще относимая к сфере духовной жизни людей, их эстетического, нравственного воспитания и религиозного самосознания.

Министерство культуры РФ (Минкультуры России) образовано в соответствии с Указом Президента России от 12.05.2008 г. № 724. Оно является ФОИВ(федер органом исполнит власти), осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, СМИ, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

Минкультуры России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его подчинении двух организационно-правовых форм ФОИВ:

1) Федеральной службы за соблюдением  законодательства в области охраны  культурного наследия и

2) Федерального архивного агентства. Минкультуры России полномочно  на основании и во исполнение  Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента  РФ и Правительства РФ осуществлять  правовое регулирование, а также  разрабатывать и вносить в  Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ и актов Президента РФ  и Правительства РФ:

Основными задачами Минкультуры России являются:

разработка и реализация государственной политики в сфере культуры;

 • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая  деятельность в этой области;

• научные исследования в области культуры;

• создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории РФ;

• содействие в реализации гражданами прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

• содействие развитию сферы досуга;

• обеспечение государственной поддержки и создание условий для профессионального искусства;

• осуществление государственной политики в области охраны и популяризации историко-культурного наследия;

 • разработка и реализация  федеральных программ сохранения  и развития культуры;

• формирование и обеспечение функционирования федеральной системы специального профессионального образования в сфере культуры;

 • участие в разработке  и реализации государственной  финансовой, инвестиционной и инновационной  политики в сфере культуры;

• развитие и координация международных культурных связей и др.

            Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия осуществляет:

  1. государственный контроль и надзор за: вывозом из России и ввозом на ее территорию культурных ценностей; состоянием Музейного фонда России; соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства;
  2. регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов;
  3. лицензирование деятельности; аттестацию экспертов по культурным ценностям и др.

 Она ведет реестры лицензий, регистрирует культурные ценности, факты их пропажи, утраты, хищения  и проч.

Федеральное архивное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система государственного управления в сфере культуры

2.1. Федеральные органы управления  в сфере культуры

 

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.(Приложение №1) Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например. Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ.

Основными задачами Министерства являются:

осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

содействие развитию национальных культур народов России;

определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;

управление деятельностью подведомственных организаций.

Ряд важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых правовых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

         Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г., который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Информация о работе Система государственного управления в сфере культуры