Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности средствами художественно-зрелищных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что кинотеатр
« Родина» вносит большой вклад в развитие культуры нашего города , т.к. показывая хорошие фильмы, он формирует понятия и представления о жизни у подрастающего поколения, давая пищу для размышления, а так же право выбора. Проблема: недостаточное внедрение художественно-зрелищных методик в работу кинотеатра
Цель исследования - раскрыть особенности организации СКД кинотеатра средствами художественно-зрелищных методик.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации СКД в кинотеатрах средствами художественно-зрелищных методик 7
1.1 Состояние проблемы формирования кинозрительской культуры……………………………….....................................................................7
1.2 Характеристика художественно-зрелищных методик 14
Глава 2. Организация СКД кинотеатра «Родина» средствами художественно-зрелищных методик. 15
2.1. Анализ СКД кинотеатра «Родина» 15
2.2. Диагностика досуговых интересов. 19
2.3.Методические рекомендации по организации СКД в кинотеатре «Родина» средствами художественно-зрелищных методик 25
Заключение 31
Список использованной литературы: 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 154.84 Кб (Скачать файл)

Очень важно  иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях сокращения кинотеатральной  формы в общем, объеме  фильмопотребления удельный вес названной группы постоянно увеличивается. Так что именно эта форма становится как бы все более « специализированно молодежной», что необходимо прежде всего учитывать в связи с двумя обстоятельствами: для молодого  кинозрителя именно эта форма представляет наиболее устойчивой и привлекательной; кинотеатральная форма для своего выживания преимущественно на запросы этого возрастного контингента.

Имея в виду именно такой возрастной состав основного  кинозрительского контингента, следует еще раз подчеркнуть важность таких компонентов фильма, которые далеко не всегда органично связаны с их художественным уровнем, но имеют, очевидно, выраженную функциональную направленность.

Уже приходилось  указывать на сложный многоуровневый характер восприятия даже у зрителя  с установкой « на отдых и развлечение». Когда мы пытаемся выявить побудительный  мотив общения с искусством, то даже в вышеназванном случае характер восприятия будет существенно различным. Здесь, даже внешне одинаковые реакции на фильм будут иметь под собой существенно различные структуры восприятия.

Выявление в  киноаудитории « наивных» и «экспертов» очень важно для уяснения итогов восприятия, которые возникают на  пересечении двух потоков: намерение автора и разные установки зрителя. У первого это может быть и бескорыстное самовыражение, и четкая вне художественная функциональность (ориентир  на фестиваль, на модное направление, на политическую акцию, просто на высокий заработок и т.п. ). У второго – то же бескорыстное « припадание к шедевру» или удовлетворение информационного голода.

Градация зрителей в широком диапазоне от « наивного»  до « эксперта» - это наиболее  устойчивые характеристики киноаудитории. Однако и они должны корректироваться в связи с новыми  условиями фильмопотребления

 

«Уровень художественной компетенции «представляет собой  способность проникать за поверхность  текста и « переводить» содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов».

К семиотическому единству планов содержания и выражения художественного  произведения добавляется рекламная оболочная произведения. Это не только глупая и назойливая телевизионная реклама, но и имя автора, название художественного произведения, профессиональная искусствоведческая аннотация или комментарий, определяющие желание реципиента вступить в контакт (сотворческий диалог) с данным произведением.

Культурный фон взаимодействия включает систему социальных норм и  ценностей, художественных канонов  и стереотипов, формирующий культурный фон общества в данную художественную эпоху. Жизненная ситуация реципиента  (нехватка времени, усталость, апатия или, наоборот, приподнятое настроение)   «самым непосредственным образом сказывается  на его взаимодействии с искусством».

Художественный вкус определяется уровнем художественной компетенции  и культурным фоном: он может быть развитым или неразвитым, здоровым и извращенным и т.д.

Общая установка  к данному  виду искусства определяется художественными  запросами и групповыми нормами  и ценностями. Этот фактор  устойчив, не зависит от конкретных обстоятельств  жизни реципиента, то есть не зависит  от готовности реципиента к общению  с искусством, кА и предыдущие факторы (художественный вкус, художественные запросы).

Следующие факторы – мотив  потребления, критерии оценки произведения – порождают уже непосредственно  конкретной ситуацией. Мотив контакта с художественным произведением  ( мотив потребления) возникает на потребностях и конкретной жизненной ситуации.

Мотив потребления и общая  установка определяют критерии выбора художественного произведения для  контакта. В конечном счете на критерии оказывают влияние все базовые факторы, характеризующие личность и культурный фон. На этой же стадии формируются и критерии оценки произведения, определяемые групповыми нормами и ценностями и критериями выбора. После стадий мотив потребления и критерии оценки и произведения предкоммуникативная стадия общения с искусством начинается с акта выбора конкретного произведения для «Потребления» ( то есть для диалога с ним). Выбор этот обусловлен двумя факторами: системой критериев и рекламной оболочкой.

Одновременно с выбором  произведения формируется конкретная частная установка – бессознательная, настройка на волну «данного произведения». Она формируется под влиянием мотива потребления и рекламной  оболочкой и представляет собой  готовность реципиента к осуществлению  встречной внутренней деятельности восприятия. Этот фактор; как и предыдущий – физический контакт с произведением – открывает коммуникативную стадию взаимодействия (диалога) реципиента с произведением в его чувственно – материальной форме.

Одновременно с контактом  начинает разворачиваться встречная  деятельность сознания, осуществляя  подсознательную переработку и  переконструирование произведения – многостадийный синергетический фазовый переход от хаоса внешних сигналов к некоторой упорядоченной структуре – «паттерну» в мозгу реципиента. Эта деятельность опосредствуется уровнем компетентности и предварительной частной установкой, которая определяет оценку и «самовидение» произведения произведения ( смотреть – это еще не значит, видеть»). Различие смысла этих слов русского языка было сформулировано Сент-Экзюпери в виде принципа Маленького принца: « Вижу, что знаю. Знаю, что вижу».

Психологические процессы вхождения  реципиента в произведение начинается с возникновения  « предварительной  эмоции», которое как бы направляет все последующие  восприятие и  либо привлекает реципиента к  произведению ( положительная эмоция), либо отталкивает (отрицательная эмоция). Вхождение реципиента в произведение связано с механизмами уподобления, идентификации или отчуждения содержания произведения. На этой стадии и реципиент становится работником науки, задача которой, разлучать неразличимое, сравнивать несравниваемое».

Далее продолжается переработка  содержания и реконструкция мира произведения. Для того чтобы понять произведение, нужно внутренне, воссоздать его ( сравни изречение дзен – буддийской философии искусства: « чтобы нарисовать сосну, нужно стать сосною») – распределить, декодировать смысловое содержание произведения. Результат этой стадии – понимание.

Следующий процесс – художественное переживание – центральной для  всей модели Д.А. Леонтьева. Глубина  и широта ценностно-смысловой организации  личности – критерий того, нашла  ли в контакте с произведением  реализацию  основная функция искусства  – обогащение смысловой перспективы  личности. Завершает рассматриваемую  схему оценка произведения – интегральный показатель, который  несет в себе и структуру произведения, и структуру  сознания реципиента.

В процессе исторического  развития человеческое общество создало  много структур и систем, обеспечивающих его устойчивость, эволюцию и самовоспроизводство важнейшей и специфической для общества системой является  культура – сосредоточение ненаследственной информации, воплощение творческих сил общества и индивидуумов, совокупность материальных и духовных ценностей. Огромная сложность каждого человека и общества, многогранность деятельности человека и взаимодействия людей между собой, многочисленные общественные институты, необъятность теносферы и всей  запечатленной информации делают невозможным построение некоторой общей и единственной модели культуры. Вместе с тем, как уже отмечалось, существует наиболее общий подход ко всем явлениям в сфере культуры -  информационный подход, основанный на анализе сущностного содержания культуры и ее подсистем.

Центральным объектом в информационной системе передачи эстетической информации является воспринимающий субъект –  реципиент, индивидуум, личность, главной  задачей трансляции культуры является формирование у каждого индивидуума  некоторой картины мира, объединяющей все известные человеку образы, идеи, понятия в единый глобальный образ, имеющий как общие черты для  данной общности людей   (государства, нации, субкультуры), так и индивидуальной особенности. В формировании картины мира, особенно неформализуемой ее части, особая роль принадлежит искусству. В информационном аспекте любое произведение искусства содержит для передачи  информации – семантической, которую в наиболее общем виде определяют как отраженное многообразие.

Ориентация на потребителя  – это тенденция фильмопроизводства, которая может обладать широким спектром  качеств,  от получения прибыли любыми средствами до стремления удовлетворить самую « продвинутую» часть киноаудитории4. При этом речь идет именно о широком спектре потребностей, которые нельзя просто разделить на требования высокого или низкого вкуса.

Функциональное многообразие кинематографа предусматривает  удовлетворение потребностей с разным содержанием и «человеческого»  и «животного»- от потребности в  красоте и истине до игры, компенсации  повышенного расхода жизненной  энергии, гиподинамии и т.п.

Крайний функционализм порнофильмов, фильмов ужаса, катастроф, эксцентрических  комедий накладывает  неустранимый отпечаток прагматизма на взаимоотношение  потребителя со всем массивом лент.

Еще одна из сторон процесса фильмопотребления в условиях массового киносеанса. Как указывает психолог П. Симонов, «в системе потребностно – мотивационных координат подсознание оказывается на стыке биологических и социальных потребностей».

Фактически высокий удельный вес подсознательного и бессознательного в структуре восприятия в условиях кинотеатрального сеанса и определяет психологическую базу такого восприятия. Не случайно хозяева рекламных фирм до массового появления рекламы  на телевизионном экране считали  кинозал идеальным местом для  адресата рекламы ( его расслабленность, предуготовленность к удовольствию и т.п.). Это, так сказать, функциональная обеспеченность киновосприятия высокой активностью подсознательного и бессознательного. О пагубности недооценки реальных соотношений сознательного, подсознательного в процессе восприятия все настоятельнее предупреждают психологи.

История  кинотеатра «Родина»

  В 1914-15 годах по проекту выпускников Академии художеств, архитекторов К. С. Покровского и Б.Я.Боткина, на средства губернского Кредитного общества, было построено здание для зрелищных, развлекательных и игровых заведений. Фасады и интерьеры выполнялись по эскизам известного скульптора- модельщика А. Г. Громов5а. В бельэтаже располагался концертный зал с кинотеатром, а в подвале коммерческие магазины.  В 14 -15г. Задумывался, как банк, но затем это идея заменилась на создание в нем  кинотеатра  и таким образом в 1916 году открывается кинематограф «СПЛЕНДИН ПАЛАС» — «Блестящий Дворец», названный так за пышность убранства. Он считается лучшим из 13 кинозалов Петербурга того времени. В 1918 году в кинотеатре состоялась премьера первого советского художественного фильма «Уплотнение», снятого режиссёрами Пантелеевым, Дашковским и Долининым по сценарию А. В. Луначарского. В фойе кинотеатра есть памятная мраморная доска, посвящённая этой премьере. С 1924 года, в знак солидарности с германским рабочим классом, кинотеатр называется «Рот-Фронт» и носит это название до окончания Великой Отечественной Войны. 
     В 1924 году тапёром работает молодой Д. Шостакович. В 1930 году проходит премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь». С 1929 по 1931 год в малом (подвальном) зале кинотеатра работает театр «Кривое зеркало». В 1931-1932 годах — театр «Малых форм». В 1933 — 1934 гг. — театральный коллектив «Комедии», режиссёром которого был Я. Б. Фред. В 1934 году демонстрируется звуковой фильм «Встречный» режиссёров Ф. М. Эрмлера и С.И.Юткевича с музыкой Д. Д. Шостаковича. 
     В 1937 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР кинотеатр «Рот-Фронт» становится первым и самым крупным в стране детским кинотеатром. Во время войны он продолжает функционировать, и в блокаду 1942 года матросами-балтийцами в кинотеатре была установлена ёлка для детдомовских детей. В конце 1945 года киноцентр получает новое имя «РОДИНА». После окончания войны  здание идет на капитальный ремонт

Кинотеатру « Родина» 92 года, а самый долгоработающий в нем работник - художник, Олег Яковлевич, который работает уже 59 лет художником – оформителем.  

  Киноцентр «Родина» вот уже 10 лет существует в почетном статусе Городского детского киноцентра. Хотя юные любители кино давно стали целевой аудиторией этого  театра. Незадолго до Второй мировой войны зданию на Манежной площади (где прежде располагались банк, концертный зал и кинотеатр) была дана новая жизнь – в его стенах открыли первый в Ленинграде кинотеатр для детей. Однако название кинотеатра оставили прежним – «Рот-Фронт» в знак солидарности с германским рабочим классом. Переименован он был лишь после окончания Великой Отечественной – в 1945 году в афишах значился уже как «Родина». 

История кинотеатра «Родина» тесно переплетается с «Домом Кино», поскольку располагаются  они в одном и том же здании. Однако два киноцентра связаны между  собой не только топографически. На сегодняшний день их можно назвать  оазисами интеллектуального кино в  Петербурге, поскольку кроме детских  фильмов «Родина» показывает также  киноленты для зрелых людей. Сюда приходят жители и гости города, почитающие кинематограф не только как  средство забавы. В кинотеатре «Родина» можно в очередной раз окунуться  в бурную пучину мира Кустурицы, расплести сложный клубок эмоциональных связей Альмодовара или отдать дань талантам Линча и Феллини. В репертуаре кинотеатра также работы малоизвестных современных режиссеров.            

 Среди партнеров киноцентра  «Родина» Санкт-Петербургский «Институт  кино и телевидения», «Музей кино»,  различные кинофестивали, центры  искусств и киноклубы. Привлекателен кинотеатр «Родина» еще и своими расценками: на детские киносеансы билет для ребенка стоит 30 р., для взрослого – 50 р. На вечерние сеансы в будние дни предусмотрены скидки для студентов и ветеранов.               

 С недавнего времени  в киноцентре «Родина» также  можно послушать хорошую музыку  –  перед премьерными показами в холле выступает группа Uniquetunes, играющая в стиле free jazz. Это оригинальное дополнение придает киноцентру «Родина» особый уют.

 

 

1.2 Характеристика художественно-зрелищных методик

Фестиваль - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.

Проводятся  как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом  формате на открытом воздухе "опен эйр" на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.

Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности средствами художественно-зрелищных методик