Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.Д. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

В философско-исторической и культурологической мысли выделяются два типа ответов на эти вопросы. Первый утверждает, что не существует единой истории человечества; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, линии развития культур расходятся – это концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби, Э. Мейера, Э. Трельча и др. "Ложная концепция "единства истории" на базе западного общества имеет ... неверную посылку – представления о прямолинейности развития," 1– писал А. Тойнби. Второй тип ответов исходит из идеи универсальности и всемирности истории. В многообразий социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры – это концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.

Содержание

* Введение
* Николай Яковлевич Данилевский
* Теория культуры
* Критика теории
* Освальд Шпенглер
* Теория культуры
* Критика теории
* Арнольд Джозеф Тойнби
* Теория культуры
* Критика теории
* Таблица. Сравнительный анализ теорий культуры Данилевского, Шпенглера и Тойнби
* Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

культорология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

   В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предыдущими; 2) общества, никак не связанные с предыдущими, но связанные с последующими; 3) цивилизации, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее, как он пишет, «интимной связью, чем сыновнее родство»; 4) цивилизации, связанные через вселенскую церковь с предшествующими обществами сыновними узами; 5) цивилизации, связанные с предшествующими через религию правящего меньшинства.

   Дифференцируя цивилизации по территориальному признаку, Тойнби выделяет следующие группы: 1) цивилизации, прародина которых не совпадает полностью с территорией предшествующего «отеческого» общества; 2) цивилизационные системы, границы которых частично совпадают с границами общества-предшественника; 3) цивилизации, территория которых полностью наследует территорию той цивилизационной системы, которая возникла в весьма отдаленном прошлом.

   Тойнби  глубоко и обстоятельно исследует  проблему взаимодействия цивилизаций. С его точки зрения, между цивилизационными системами никогда не было состояния гармонии и равноправного сотрудничества. Вся история человеческого рода, считает он, была историей борьбы цивилизаций, где каждый раз побеждала цивилизация, находящаяся на более высоком уровне технического развития.

Критика теории

   Подробному  критическому разбору культурологическую теорию Тойнби подверг, прежде всего, Питирим Сорокин. Главной ошибкой Тойнби (как, впрочем, и главной ошибкой Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера) он считал смешение и отождествление культурных систем с социальными группами. С его точки зрения, приписывать, как это делали перечисленные авторы, религиозным, территориальным, государственным или каким-либо иным группам статус великих цивилизаций совершенно неправомерно, ибо социальные группы и культурные системы коренным образом отличаются друг от друга.

   Второй  ошибкой Тойнби, по мнению П. Сорокина, является утверждение о том, что все цивилизации проходят один и тот же цикл и обречены на исчезновение с исторической сцены.

   Ошибочным, с точки зрения П. Сорокина, является и тезис Тойнби о том, что один и тот же уровень развитости присущ различным сферам общественной жизни в один и тот же период.

   Авторы, стоящие на позициях материалистического  понимания истории, обращают внимание, прежде всего, на иррационализм тойнбианских воззрений, на преувеличение роли творческих личностей в историческом процессе, на абсолютизацию метода сравнительного анализа, на то, что Тойнби явно совмещает идеалистическое толкование истории с эмпирическими обобщениями, на почти полное игнорирование явлений и процессов экономической жизни. Самое же слабое место в концепции Тойнби, с их точки зрения, — это размытость самого понятия «цивилизация». Хотя Тойнби и выделяет два главных критерия, лежащих в основе его типологии цивилизаций (наличие универсальной религии и степень удаленности от места возникновения), они оказываются плохо «работающими» применительно к конкретной ситуации.

   Исследователями-марксистами  особо подчеркивается, что концепция цивилизаций Тойнби не позволяет понять ни общих закономерностей исторического развития, ни тех специфических особенностей, которые присущи всякой национальной культуре. По их мнению, автор «Постижения истории» не смог преодолеть как ограниченность и априоризм культурологических теорий XIX в., так и эмпиризм позитивистской социологии XX в. Его учение о цивилизациях явилось своеобразным компромиссом. Благодаря обращению к огромному пласту исторических данных, он смог нарисовать весьма впечатляющую картину истории как истории цивилизаций, но объяснение происходящего он позаимствовал из мировоззренческой конструкции, внешней по отношению к истории, в силу чего эвристические возможности концепции Тойнби весьма ограничены. Они явно не соответствуют тем надеждам, которые Тойнби возлагал на новый метод анализа истории.

   Однако  сегодня, когда происходит глобальная переоценка ключевых фигур в общественной мысли, значение работ А. Тойнби практически никем не оспаривается, хотя критический пафос присутствует и в статьях, опубликованных в последнее время.

 

Таблица
Сравнительный анализ теорий культуры Данилевского, Шпенглера и Тойнби
  Данилевский Шпенглер Тойнби
Основной  труд «Россия и Европа» «Закат Европы» «Постижение истории»
Концепция Культурно-исторические типы Жизнь «культурных  организмов» Круговорот  «локальных» цивилизаций
Типология культур/цивилизаций 10 целиком или  частично исчерпавших возможности  своего развития и 2 погибшие 8 достигших  своего завершения и 1 находящаяся  на стадии возникновения До 1961г.: 21 цивилизационная  система, из них существуют только 8 (7 из которых вступили в период заката), 5 остановились в развитии, 4 не развились

После 1961г.: 13 развившихся  цивилизации, остальные – их спутники

Основа  типологии культур/цивилизаций 4 направления  культурной деятельности человека: религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая   Наличие универсальной  религии и степень удаленности  от места возникновения
Существование единой цивилизации Не существует Не существует Не существует
Понятие культуры/цивилизации Культурно-исторические типы соответствуют типам цивилизаций Культура – смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни; внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению Цивилизация –  социальная целостность, в своем движении подчиняющаяся общим закономерностям общественного развития
Возникновение цивилизации Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к  государственному и от него – к 

цивилизации

Цивилизация –  старческий возраст каждой культуры, представляющий собой переход к небытию, умиранию, завершению истории Цивилизация возникает  в процессе изменения архаичных  обществ
Этапы развития культур/цивилизаций Стадии становления  биологического организма: культура зарождается, доходит до вершины своего развития и затем, регрессируя, умирает Культура – как живое существо высшего порядка: возникает на почве своей родины, расцветает, достигает зрелости, увядает и умирает 5 стадий развития  «локальных» цивилизаций: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель
Причина гибели культур/цивилизаций Истощение творческих сил культурно-исторического типа Истощение творческого  потенциала культуры Утрата самодетерминации
Взаимодействие  культур/цивилизаций Преемственность культур посредством передачи ценностей одной культуры другой. Способы передачи: пересадка посредством колонизации, «прививка», воздействие цивилизации на цивилизацию Каждая культура самодостаточна: нет исторической преемственности, влияния и заимствования Борьба цивилизаций

 

Используемая  литература:

  1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999. – 511 с.
  2. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для учащихся. – М.: Интерпракс, 1994. – 272 с.
  3. Культурология в вопросах и ответах/Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2000. – 336 с.
  4. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

Информация о работе Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.Д. Тойнби