Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:12, контрольная работа
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых.
1. Сущность культуры……………………………………………………. 3
2. Одухотворение человеком мира……………………………………….. 5
3.Положение человека в космосе (М.Шелер) ………………………… 15
Литература
1. Сущность культуры……………………………………………………. 3
2. Одухотворение
человеком мира……………………………………….
3.Положение человека в космосе (М.Шелер) ………………………… 15
Литература
1. Сущность культуры.
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.
В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.
И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.
В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
Такое понимание
до сих пор весьма популярно, и
в представлении массового
Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.
2. Одухотворение человеком мира
В
ходе своей эволюции человек
всё более обретает свободу
и одухотворяет мир.
Обладая в потенции духовным опытом всего человечества, человек не может заглушить в себе ростки духовности и вернуться в животное состояние, поэтому он обречён на постоянную борьбу внутри себя между природным и духовным своими началами, где всё равно побеждает дух. Духовность как сущность человека предстаёт как его потенция. Воплощением этой потенции (возможности в акте действительности) является вся человеческая жизнь. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что сущность предшествует существованию.
Духовное самым непосредственным образом связано со смыслом собственной жизни человека. Только тогда, когда человек задаётся этим вопросом, можно сказать, что он вступает на путь приобщения к пониманию духовного, так как уже этим он очищает своё бытие. Прячась от этого вопроса, человек удаляется от реализации себя в жизни. Н.Н. Трубников писал, что сама жизнь требует от человека осмысленного отношения к ней. В этом отношении духовное выступает в виде процесса и результата осмысления своей жизни. Осознанный человеком смысл жизни не навязывается извне, а раскрывается как сущность самого человека. Он способствует его совершенствованию. Духовное - это высшее образование сознательной жизни человека, которое проявляется в трансцендировании самой наличной жизни человека. Поэтому вопрос о смысле жизни является основным экзистенциальным вопросом, который проясняет для человека сущность его существования - бытие. Задавая себе этот вопрос, человек этим уже отрабатывает всё то, что несущественно в его жизни, что не является её смыслом. Так он восходит от сущего к бытию и делает осмысленным все другие явления. Уже сам поиск смысла жизни поднимает человека к духовному. Н.А. Бердяев писал в молодости: «пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» . Поэтому сам этот поиск он определил как «поворот к духу и обращение к духовности» .
Духовное - это такая обращённость к смыслу, которая уже является осознанием человеком свой жизни, в результате чего рождается её Смысл. Вопрос о смысле жизни предлагает не столько нахождение конечной цели, сколько поиск её и придание жизни элементов созидания, творчества и добра.
Н.Н. Трубников отмечал: «как нет сущности без существования, так не существует и смысла без осмысления» . Значит, духовное как процесс представляет собой развёртывание сущности человека, что является ничем иным, как самопознанием.
Но человек только тогда входит в духовную сферу, когда задаётся экзистенциальным вопросом о смысле своей жизни, поэтому духовное, прежде всего, предстаёт как истина человеческой жизни, которая проясняется ему только в процессе жизнедеятельности. Таким образом, духовное - это высшее достижение человеческой жизни, которая сама нацеливается на самосознание и самосовершенствование. Поиск смысла жизни приводит человека к необходимости познания сущности мироздания и познания самого себя. Духовное познание отличается от всех других видов познания тем, что оно направлено по вертикали, то есть вглубь и ввысь в сторону мудрости, а все другие виды познания нацелены по горизонтали, вширь, в сторону многознания. Отсюда мудрость и многознание (большая информированность) - это принципиально разные виды познания, так как вертикальное познание - это познание сущности смысла жизни, самого себя, своей созидательной сущности, а горизонтальное познание - это познание поверхностное, набирающее фактический материал для процесса жизнедеятельности человека, для его жизни в материальном мире.
Осуществление смысла жизни человека проявляется в процессе его самореализации, которая, как осуществление свободы, представляет собой не нахождение некоего результата, совершившегося навсегда и устанавливающего, тем самым, предел её развития. Самореализация является процессом постоянного нахождения истины, смысла своего бытия и осуществляет себя в постоянном самоизменении. В основе самореализации лежит принцип «быть собой и быть лучше», то есть преодоление границ наличного бытия и своей ограниченности. Этот процесс не является осуществлением некоего заданного набора свойств или черт, конституирующих человеческую сущность, но в то же время не представляет собой произвольных актов, независимых от объективных условий и предпосылок. Самореализация, как осуществление свободы, есть творчество самого себя и своего мира на основе естественного материала своего бытия (задатки, способности, возможности) и социокультурного вовлечения человека в индивидуальный мир смысла. Это творчество рационально оправдано поисками истины своей жизни.