Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:09, реферат
Впервые этот термин появился в Древнем Риме (культура – по – латыни возделывание, обработка земли), а так как Древний рим был страной в основном аграрной, то это слово использовалось именно в этом значении. Потом, позже, это понятие стало использоваться шире (18 век)- эпоха Просвещения, но и там это понятие ограничилось лишь ДУХОВНОЙ культурой. Главным становятся образованность и воспитанность человека, но недостаточно этого, для того, чтобы быть культурным человеком. Примерно до середины 19 века этим занимались главным образом философия и история. Одной из первых книг о культуре стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871 г.).
классическая музыка
— высокой, а популярная
к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная
и этническая —
преимущественно
Список используемой литературы
1. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994
Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999
2. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
3. Культура: теории и проблемы: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Наука, 1995
4. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.
5. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
6. История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
7. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. - М., 2002.
8. Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. - М.: РосНОУ, 1998.
9. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
Содержание
2.1.Чувственный тип
2.2.Идеациональный тип
2.3. Абстрактные типы
2.4. Традиционный тип.
7.1.Доминирующая культура
7.2.Этническая культура
7.3.Национальная культура
УДК 008:311
Е.П. Тихонова
«ВОСТОК – ЗАПАД» – ЗНАКОВАЯ ВЕХА КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ XX–XXI вв.
Поставлена проблема оперделения специфики глобальных историко-культурных систем Востока и Запада. Мировые системы
Восток – Запад
А может быть, в эту минуту
Меня на турецкий язык
Японец какой переводит
И прямо мне в душу проник.
О. Мандельштам [1. С. 6]
На длинном пути развития мировой цивилизации с давних пор обозначило себя резкое разделение мира на Восток и Запад. Это – самое глубокое и сущностное разделение культур и человечества. Оно провело знаковую «борозду» между двумя различными (подчас –альтернативными) географическими, социокультурными и этнополитическими системами мира. Восток и Запад жили не одной общей жизнью и не одной судьбой. Они выработали различные стратегии развития общества и разные модели восприятия, осмысления и поведения человека в мире. Восток, преимущественно представленный азиатскими центрами – Индией, Китаем и Японией, создал колоссальную духовную
культуру, а Запад – европейский мир (Античность – Средние века – Новое время), выработал прогрессистские схемы развития индустриальной цивилизации. Глубокое разочарование в путях развития западной цивилизации, по выражению академика С.Ф. Ольденбурга, «столь богатой материально и столь бедной духовно», обратило взоры европейцев и американцев на Восток [2.
С. 37]. В зеркале иной культуры Запад стремился осознать свой путь, свою судьбу и перспективы будущего развития. Культурная дихотомия – противопоставление «Восток – Запад» – существовала не всегда. Ее возникновение принято соотносить с зарождением европейской цивилизации. Если древневосточные государства и цивилизации были окончательно оформлены в период с V по II тыся-
челетия до н.э. и с тех пор ядро восточных культур не претерпевало революционных изменений, то возникновение западной культуры связано с возвышением Древней Греции в I тысячелетии до н.э. Немецкие мыслители, в частности Э. Гуссерль, неоднократно высказывали мысль о том, что духовная Европа имеет место рождения – это древнегреческая нация VII и VI столетий до н.э. [3. C. 105]. В ней сформировалась новая установка по отношению к окружающему миру, которая содержала в себе
парадигму развития западной культуры. Античные мыслители воспринимали Восток как
средоточие определенной территориальной зоны. Географическое понятие «Восток» у греческих и римских авторов первоначально включало в себя земли восходящего за Средиземным морем Солнца. Историческое движение времени расширило и усложнило территориальный объем Востока. Географическое понятие «Восток» охватывает зоны Азии и Северной Африки, которые простираются от Японского моря до Геркулесовых столбов, от Средней Азии и Кавказа до Персидского
залива и Южной Аравии. Востоковеды ХХ в. выделили в этом пространстве несколько главных центров:
1) Ближний Восток – Африка, Египет и Передняя Азия (афро-азиатский тип культуры);
2) Дальний Восток – Китай, Корея, Северный Вьетнам и Япония (конфуцианско-даосский тип культуры);
3) Центральная и южная Азия – Индия, страны Индийского и Тихоокеанского регионов (индо-буддий-
ский тип культуры);
4) Юго-Восточная Азия – культура островного мира: Бирма, Индонезия, Лаос, Тайланд, Цейлон и Филиппины;
5) Арабо-мусульманский Восток – Аравия, Африка и островной мир Тихого океана (исламский тип культуры).
Каждая из названных географических зон включает в себя множество стран и народов, которые могут быть различны по языку, культурным истокам и традициям. Но все названные географические зоны связаны духовным единством – общностью идеологии, мифорелигиозных представлений и единством художественного наследия. Данный факт позволяет сделать предположение о том,что термином «Восток» обозначены не просто отдельные территориальные зоны – центры развития афро-азиатских
и тихоокеанских регионов, но и глобальная историко- культурная макросистема человечества.