Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:00, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;
Динамику традиции и новации в культуре;
Традиционное общество и цивилизацию.
Осуждение попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности.
Понятно, что традиционная культура ставит преграды переменам в образе жизни и мышления людей.
Следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным. Тем не менее, в процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия.
Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции.
Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим.
Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.
Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами. Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.
Новации бывают:
Эндогенные новации возникают в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена традицией. Эндогенная новация – это мутация традиции.
Сложнее обстоит дело с экзогенными новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность.
Поэтому легче всего усваиваются
Новация происходит от лат. Novatio, вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться.
Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.
Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.
Культура как целостность в своем развитии не укладывается в схематизм прямолинейного восхождения по ступеням, когда каждая последующая ступень «снимает» предыдущую, вбирает лучшее и развивается дальше. Жизнь культуры, ее динамика как целостности характеризуется одновременностью и диалогичностью всех входящих в нее образований, которые существуют в сопряжении и одновременно во взаимодействии.
Традиции и новации в динамике культуры.
Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура - открытая, исторически эволюционирующая система.
Ее динамика предполагает
многообразные процессы как преемственности,
реализующиеся в форме
На основе традиций интегрируются
и стабилизируются культурно-
Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно новых форм и типов.
Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельности селектируются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению. В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно-историческом процессе. Их нерасторжимое единство - универсальная характеристика бытия культуры.
История убедительно опровергает представления о культуре как об абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе базисных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).
Культура - сложное
и многообразное образование,
в котором можно выделить
Единство
культуры заключается в ее
инвариантных характеристиках:
Многообразие культуры проявляется в том, что реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, качественно неоднородных ее типов и форм, воплощающих особенности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера. Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур.
Интеграционные
процессы в сфере культуры, безусловно,
порождают разнообразные
Вместе с тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, наличие тенденции к сохранению и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры - в их разностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодействий.
В современных
условиях общечеловеческий, глобальный
образ культуры формируется на
основе достижений множества
национальных культур,
Одна из первых проблем, вставших перед исследователями цивилизации, была связана с определением их сущности.
С точки зрения эволюционных теории цивилизация рассматривается как этап развития мировой культуры, связанный с преодолением человеком зависимости от природы и созданием сложного организованного общества.
Сторонники
этого подхода большое внимание
уделяют исследованию процесса зарождения
цивилизации и выделению
К основным критериям цивилизации можно отнести: производительный тип хозяйства, развитие не аграрной специализации труда, зарождение практики крупномасштабных общественных работ, наличие четкой социальной дифференциации, переход от обычного права к юридическим законам, появление письменности, математики, элитарной культуры, городов. Частным случаем такого подхода является понимание цивилизации как городского общества.
Цивилизация может пониматься также как духовное, этическое начало жизни общества, существующее независимо от его материальных сторон. Понятие «цивилизация» и культура при таком подходе тождественны.
«В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высшего уровня развития и высоких моральных принципов» - А. Швейцер. С его точки зрения, основой этической регуляции является безусловная воля к жизни и почитание жизни.
Цивилизация часто
понимается, как материально-
Часть исследователей при этом рассматривают цивилизацию и культуру (творческую, духовную, смыслообразующую деятельность) как взаимодополняющие стороны социокультурной системы. Другие оценивают цивилизацию как этап кризиса, вырождения духовной культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев, К. Ясперс).
«Цивилизация - это крайне внешние и наиболее искусственные состояния, на которые способна высшая раса людей» - О. Шпенглер.
Наиболее распространенным
является системный подход, при котором
цивилизация рассматривается
Культура (символические структуры) и социальные институты предстают здесь как компоненты целостного образования «цивилизация». Однако, ряд исследователей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) полагают, что цивилизация есть «воплощение общего мировоззрения». Это значит, что каждая культурная суперсистема основывается на самобытной системе сверх локальных ценностей, которая и накладывает на все сферы жизни общества, создавая общий стиль.
Таким образом, здесь на первый план выходят духовные компоненты. Другие ученые (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель) понимают цивилизацию как «сеть взаимодействий» между различными элементами социокультурной системы, равно действие материальной и духовной сфер.
Представители данного подхода полагают, что цивилизация формируется на основе длительного и тесного культурного взаимодействия различных этносов и территорий, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах социальной регуляции, при сохранении разнообразия в этнографической культуре народов, составляющих данную цивилизацию.
В рамках единого технологического принципа цивилизации могут различаться на группы параметров:
Традиционное общество -
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Традиционный человек
воспринимает мир и заведенный порядок
жизни как нечто неразрывно-
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем).