Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68

Вложенные файлы: 1 файл

03 04 возврат Капанина Елена 1 -2 часть дипломной работы docx.docx

— 557.22 Кб (Скачать файл)

В настоящее время все  это приходит в запустение. Фактически исчезла система детских библиотек, кинотеатров для юношества, театров  юного зрителя. Многие хозяйственные  и общественные организации, ранее  имевшие клубы, спортивные базы, технические  станции и др., сегодня вынуждены  либо закрывать их, либо продавать  представителям частного и коллективного  предпринимательства. Платность таких  детских учреждений лишает многих детей  возможности заниматься в танцевальных, музыкальных и художественных кружках, спортивных секциях. Закрываются многие бюджетные организации по воспитанию детей. Причин этому множество: низкая заработная плата работников, переход их в кооперативы и совместные предприятия, сокращение бюджетных ассигнований.

Сейчас же, разрушив старое, никто не позаботился создать  что-либо взамен. И по существу дети и подростки оказались брошенными на произвол судьбы. Каких либо мер  к возобновлению деятельности таких  учреждений никто не принимал, в  результате дети оказались на улице.

Может быть, социальная опасность  этих процессов была не так  велика, если бы на месте государственных  образовательных учреждений возникали  негосударственные. Однако этого не происходит. Закрывающиеся детские  сады становятся офисами, биржами; ПТУ  с общежитиями переоборудуются  в гостиницы. При этом строительство новых общеобразовательных учреждений сокращается. А имеющийся фонд ветшает.

С большими трудностями решается проблема отдыха детей, проведение каникул. Индустрия детского и юношеского отдыха и досуга сейчас все в большей  степени ориентируется на платные  услуги. Это сказывается на детях, в первую очередь, из семей с низкими  доходами. Средств для организации  отдыха нет ни у родителей, ни у  бюджетных организаций, ни у предприятий, где работают родители. Часть детей  вынуждена оставаться в городе, практически  без полноценного отдыха, что без  сомнения сказывается на их развитии, т.е. на их качественных характеристиках. Это имеет и другую отрицательную  сторону – дети, предоставленные  сами себе, развлекаются, как могут. Растет преступность, кражи. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся детей. Такая  возможность заработать деньги привлекательна особенно для детей из многодетных, неполных семей, живущих часто впроголодь, не имеющие карманных денег.

В настоящее время культурное воспитание становиться возможной  лишь для детей  из высокопоставленных семей. Это делает изначально неравными  стартовые возможности детей  и ведет к значительному напряжению в обществе. Оторванность детей от достижений культуры и искусства  не позволяет воспитать всесторонне  развитого человека. А как утверждают психологи, человек, не имеющий эстетического  образования, не может обеспечить высокое  качество работы.12

Творческий потенциал  заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, это зависит от характера и качества его взаимодействия со взрослыми на ранних этапах дошкольного детства13.

По мнению Н. Роджерса, дети естественным образом любопытны и творчески, они экспериментируют, исследуют, и наслаждаются этим процессом, чувствуя внутреннею свободу в выражении себя. Для развития творческого потенциала ребенка очень важно формирование интересов. Для школьника характерно - познавательное отношение мира. Ему «интересно все». Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности.

По мнению Л.С. Выгодского, необходимо расширять  опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности, поскольку воображение всегда строится из элементов, взятых из действительности. Однако, без развитой познавательной мотивации ребенок не может приобщиться к театру, литературе, живописи, танцу, ко всему культурному опыту, который он должен присвоить в ходе развития сознания. Притом, чем богаче опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности14.

Многие авторы отмечают, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения танцевальному искусству, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

Специфика творчества детей  состоит в том, что оно не является самоцелью, а служит средством общего развития и саморазвития детей. Конечно, это не исключает и выявление  талантов с ранних лет. Однако опыт показывает, что детские увлечения  нередко быстро меняются. Объясняется  это психологической неустойчивостью  внимания и несформированностью  интересов. Именно поэтому дети часто  переходят из одного кружка в другой.

Культурно - воспитательная деятельность является творческой деятельностью. Ее психологическую основу составляет воображение, следовательно, творчество лежит в основе познания. Творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной  деятельности. Гении творят в состоянии  наития, бессознательного, подобно  тому, как творит природа. С той  лишь разницей, что гений опосредован  свободой человека, т.е. раскован.

Воспитательная работа ставит своей «конечной» целью формирования всесторонне развитой личности детей, соединяющей высокие моральные  и физические качества. Естественным не заменимым средством воспитательной работы является формирование танцевальной культуры детей15.

Танцевальная культура это  многокомпонентное образное явление. Как известно, хореографическое произведение представляет собой синтез танца, музыки, костюма и сценического оформления, поэтому будет логично рассматривать  танцевальную культуру в пространстве художественной культуры. Одно из основных направлений танцевальной культуры является классический танец.

Термином «классический  танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего.

Классическая система  танца разрабатывалась в течение  веков и проверена на практике. Она лучше, чем все другие системы, воспитывает танцовщика, лучше развивает  мускулатуру ног и туловища. Еще  в древности отмечали, что из всех видов гимнастических упражнений танец больше всего способствует всестороннему развитию тела. Стоит вспомнить слова Сократа: «У бегунов толстые ноги и слабые руки, у борцов – плечи широкие, а бедра худые. Лишь танец равномерно  развивает все тело»16. В классическом танце как бы сконцентрировался опыт многих народов в области танца. Не удивительно, что овладение классическим танцем способствует успешной работе в любой области хореографии.

Экзерсис в своем современном  виде это отточенная, совершенная  и унифицированная система упражнений и комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического  опыта.17

К.С. Станиславский высоко оценил роль танцевальной «муштры» в  исправлении недостатков: «Я ценю еще  класс танцев за то, что он отлично  выправляет руки. Ноги, спиной хребет и  ставит их на место…»18.

Все элементы экзерсиса прошли естественный отбор. Выжили и вошли  в состав экзерсиса действительно  необходимые элементы, наиболее конкретно  и целенаправленно развивающие  и тренирующие психофизический  аппарат обучающегося ребенка.

Юрий Громов отмечает в  своей работе, что «в экзерсисе  разносторонне развивается мускулатура  ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге…»19.

Таким образом, экзерсис это  постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка  обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это основание  танцевальной техники, закладывающее  основы выразительного движения. Экзерсис создает пластический фундамент, который  дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма20.

Экзерсис складывается из двух компонентов:

  1. Элементы и упражнения классического и народно-характерного танца, составляющие экзерсис.
  2. Музыкальный материал, на основе которого исполняются элементы и упражнения экзерсиса21.

Соединение движений и  музыки при обучении экзерсису является важной задачей в формировании музыкальности  и координации в движениях  у детей. В большинстве случаев  музыка в экзерсисе – второстепенное, а часто и случайное.

Простейшие элементы экзерсиса  составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой создается танец.

Техника, воспитания в совершенствовании  элементов и упражнений экзерсиса, является основой для воплощения в пластических формах танцевальной композиции, подчиненной законам  создания художественного образа и  необходимой для выполнения конкретной сценической задачи.

Элементы экзерсиса формируют  у детей основные танцевальные навыки. Каждый элемент, который выполняет  ребенок около станка, создает  простейшие  и конкретные пластические положения тела, которые включает в себя характерные для данного  и отличительные от других положение  частей тела: рук, ног, корпуса и головы.

Совершенствования элементов  экзерсиса – сложный процесс. Понятно, что навык в исполнении элементов возникает только в  результате целенаправленной умственной деятельности обучающихся детей, устремляющие свою волю, внимание, память на выполнения поставленной перед ними конкретной задачи.

Воспитание воли у детей это одна из педагогических задач, направленная на развитие активности столь необходимой для общего развития детей, а также и на достижение  хореографических результатов. Занятие танцем вырабатывает настойчивость.

Для достижения настойчивости  имеют следующие хореографические возможности.

  1. Нагрузка  на суставно-мышечный аппарат обучающегося ребенка. Она заключена в самом обучении танцу, основанном на биомеханическом принципе выворотности ног. Отведение и приведение, сгибания и разгибания, подъем и бросок конечностей, перегибы корпуса и наклоны головы создают основу эластичности скелетной мускулатуры.
  2. Многочисленные повторения в основании танцевального экзерсиса. Для достижения чистоты, легкости исполнения учащемуся ребенку необходимо выполнить заданную  норму полностью и качественно.

Сложные и эффективные  танцевальные движения, трудные музыкально-танцевальные построения в этюдах. Необходимость  освоения этих трудностей обусловлена  стремлением к достижению творческих результатов22.

Внимание является одним из главных составных качеств. В процессе танцевальных занятий необходимо вырабатывать у детей способность непроизвольно, а в случае необходимости и сознательно сосредоточивать свое внимание на более важном в данный момент объекте танцевального действия.

Для преодоления недостатков  традиционной манеры обучения танцу.

  1. Составление специальных упражнений и этюдов на преодоление танцевально-ритмических трудностей (смена и усложнение музыкального сопровождения).
  2. Постоянная и целенаправленная смена этих упражнений с последовательным возрастанием музыкально-пластических трудностей в обучении от младших классов к старшим.
  3. Регулярное изменение скорости и направления движений, специальной планировки сценической площадки и правильное сочетание парных и массовых танцев23.

Память. Танец развивает у детей двигательную память, она связана с вспоминанием движения и попутно благотворно воздействует на развитие остальных видов памяти.

Учебный процесс, основанный на высокоразвитой технике исполнения танцевальных элементов, следует направлять на выполнение постоянных танцевальных этюдов при высоком техническом  совершенстве их.

Одной из особенностей повышения  уровня памяти обучающегося средствами хореографии является активное влияние  этого развития на продуктивность самих  занятий по танцу. Важнейшим признаком  двигательной памяти является способность  длительного сохранения разученных движений. Высокий уровень памяти позволяет обучающемуся предельно  быстро и продуктивно реагировать  на разнообразные танцевальные задания, дает возможность гибко приспосабливать  танцевальные и другие движенческие навыки к изменениям во «внутренней и внешней жизни» на сцене.

Особенностью экзерсиса  является воспитание возможности разнообразно совершенствовать такие признаки движений, как темп, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные усилия, что по существу является главной  задачи в воспитании пластичности движений у детей24.

Классический экзерсис.

Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной эволюции и  совершенствования нашла свое наиболее полное эстетическое воплощение в России. В этом танце техника не самоцель, а средство выражения.

«Всякое движение должно иметь  целью выразительность», - писал  выдающийся русский хореограф М.М. Фокин25.

Информация о работе Формирование танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance»