Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка проекта экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста на базе студии «Dance». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Изучить исторические аспекты формирования танцевальной культуры.
Рассмотреть место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. Раскрыть понятие «импровизация» и выделить ее место и роль в современном танце, охарактеризовать ее значение в формировании танцевальной культуры детей. Представить характеристику деятельности танцевальной студии «Dance». Обосновать проект внедрения программы «импровизация», как один из важнейших аспектов формирования танцевальной культуры детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования танцевальной культуры средствами социально-культурной деятельности 7
1.1. Исторические аспекты формирования танцевальной культуры 7
1.2. Место и роль классического танца в формировании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста. 14
1.3. «Импровизация» в современном танце, ее значение в формировании танцевальной культуры детей 30
Выводы 38
Глава 2. Проект программы формирования танцевальной культуры детей в студии «Dance» средствами социально-культурной деятельности 40
2.1. Анализ деятельности танцевальной студии «Dance» 40
2.2. Проект экспериментальной программы по формированию танцевальной культуры на базе студии «Dance» средствами «импровизации». 52
Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 68
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
В наше социально-ориентированное время, жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмичных движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично развитой личности ребёнка.
График № 7
Оценки экспертной группы на вопрос № 7: Как вы оцениваете умение ребенка согласовать характер движения с характером музыки в его импровизационном этюде?
Представленные данные в графике № 7 по опросу экспертной группы на вопрос показывают, что средняя оценка двух групп весьма удовлетворительна, но требует дальнейшего развития. Важнейшим фактором является развитие творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленно изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для танцевальных импровизаций этюдов учителем и концертмейстером подбираются музыкальные произведения или сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
Танцевальные движения в
сочетании с простыми музыкальными
подпевочками очень хорошо помогают
ребенку почувствовать метро-
График № 8
Оценки экспертной группы на вопрос № 8: Как вы оцениваете степень зажатости, скованности ребенка при исполнении его импровизационного этюда?
Представленные данные в графике № 8 позволяют сделать вывод, что многие дети стесняются, теряются, двигаются неуверенно. Это доказывает выявленная средняя оценка двух групп, которая показывает высокие показатели зажатости, скованности. Причина заключается в барьерах, мышечных и психологических, которые сковывают реальные возможности тела и духа человека.
Поэтому ключевым фактором успеха в танцевальной импровизации является импровизация душевная, эмоциональная. Открытость, вдохновение, правильный настрой, отсутствие морального давления, способны помочь учащемуся преодолеть барьеры любой высоты и сложности. Главное соединить музыку и ее восприятие с непосредственным телесным воспроизведение воспринимаемой музыки. Таким образом, вдохновение души - ключ к успеху в танцевальной импровизации.
График № 9
Оценки экспертной группы на вопрос № 9: Как вы оцениваете воображение, художественно-творческие способности ребенка?
Выше представленные данные в графике № 9 свидетельствуют о том, что средняя оценка групп удовлетворительная, но требуется больше внимания развитию воображения, так как оно относится к важнейшим художественно-творческим способностям. Основа всякого духовного творчества является воображение. Сила воображение и есть сила таланта. Творческое воображение не зависит от человека, его можно тренировать, но оно должно быть изначально. Всякий вымысел воображения должен быть точно обоснован и выстроен, каждое движение в этюде должно быть результатом в живости воображения, а не механические движения.
Зритель не может поверить в подлинность условного на сцене, но он верит подлинности своего отношения к представленному действию на сцене танце, этюде.
Уровень танцевальной культуры представителей целевой аудитории – детей младшего школьного возраста учащихся в танцевальной студии «Dance» представлен в таблице № 2
Таблица № 2
Группы |
Исследуемая аудитория |
Средняя оценка группы |
Уровень танцевальной культуры участников |
Дети младшего школьного возраста учащиеся в любительской группе современной хореографии студии «Dance» |
7-10 лет – 12 человек |
3,15 |
Недостаточно высокий |
Дети младшего школьного возраста учащиеся в профессиональной группе современной хореографии студии «Dance» |
7-10 лет – 15 человек |
3,17 |
Недостаточно высокий |
Проведенное исследование позволило выявить недостаточно высокий уровень танцевальной культуры у целевой аудитории – детей младшего школьного возраста 7 – 10 лет, занимающихся в танцевальной студии «Dance».
Актуальность проекта. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования и развития танцевальной культуры детей. У детей при поступлении в начальную школу сильно меняется образ жизни. Они проводят много времени малоподвижно из-за требуемой усидчивости во время школьных занятий.
В связи с этим возрастает их потребность в движении в свободное от уроков время. Появляется проблема выплеска этой энергии в нужном русле и нами предлагается привлечь детей к занятиям хореографии, которая является фундаментальным фактором гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства. Сложившаяся педагогическая система классического танца четко регламентирована и имеет жесткие правила выполнения определенных движений, что не дает детям свободного поля для самовыражения и большей частью воспитывает детей-исполнителей а не детей-творцов.
Дети-исполнители не поймут самых интересных по композиции постановок, показанных профессионально грамотно, но без внутреннего огонька. Проект экспериментальной программы «Импровизация в Танце», поможет выработать связь с духовным миром ребенка; потребность детей в самостоятельной деятельности; пробудит любознательность, творческий интерес к танцу; разовьет интуицию, музыкальное и танцевальное воображение и фантазию; научить свободно владеть своими физическими возможностями и приобретенным хоть и незначительным опытом в целостной творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию детей-творцов.
Аудитория проекта: дети младшего школьного возраста 7-10 лет, занимающиеся танцами в отделении современного танца при танцевальной студии «Dance».
Цель программы: создать условия для повышения уровня танцевальной культуры детей и творческого отношения к танцу средствами импровизации в процессе постижения, осмысления и творческой интерпретации различных направлений танцевального искусства.
Задачи программы:
Идейная основа программы. В основе проектной экспериментальной программы – идея необходимости изучения танцевальных практик с позиции традиционно-сложившихся методов и метода «импровизации».
Занятия детей в экспериментальной программе знакомят с шедеврами танцевального, музыкального, художественного искусства. Накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений различных видов искусства, развитие эмоциональной отзывчивости на них, является необходимым условием формирования основ танцевальной культуры детей.
Формирование творческих способностей детей опирается на развитие их эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движения, звука, линии, цвета, формы. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее общее развитие.
Структура программы: проект под название «Импровизируя в Танце», рассчитан на продолжительный период времени на 40 недель по два занятия в неделю. Каждое занятие длится два академических часа с перерывом на 10 минут. Проект состоит из 11 тематических мероприятий с детьми младшего школьного возраста на базе танцевальной студии «Dance».
Методический инструментарий программы (виды деятельности и формы организации аудитории):
- групповая – импровизация на заданную тему, моделирование ситуации;
- индивидуальная импровизация на заданную тему;
- коллективная – подготовка к созданию хореографического танца «Я в мире танца».
Содержание программы. Формирование танцевальной культуры и творческого отношения к танцу средствами социально-культурной деятельности представлено в таблице № 3.
Экспериментальная программа по формированию танцевальной культуры детей младшего школьного возраста и творческого отношения к танцу средствами импровизации в танцевальной студии «Dance»
Таблица № 3
Тема и цель мероприятия |
Содержание мероприятия |
Виды деятельности и формы организации аудитории |
«Танцевальный этикет» Цель: познакомить детей
с нормами танцевального |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
«Музыкальное движение» Цель: развить музыкально- |
|
Рассказ педагога. Прослушивание музыкальных этюдов. Демонстрация движений и ситуаций с музыкальным сопровождением. Моделирование ситуаций. Практическая деятельность Беседа. |
«Актерское мастерство» Цель: познакомить детей с азами актерского мастерства, для раскрытия в детях мышечной свободы, воображения, ассоциаций и открытости в общении. |
|
Рассказ педагога. Демонстрация движений и ситуаций. Моделирование ситуаций. Практическая деятельность Беседа. |
«Как танцевали первобытные Цель: познакомить детей с историей происхождения и спецификой танцевальной активности первобытного человека. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
«Пляски Античности» Цель: познакомить детей с историей, значением и специфической манерой исполнения танца и характерными чертами танцевальных движений. Древнего Египта, Древней Греции и Рима. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
«Танцы Эпохи Средневековья и Возрождения» Цель: познакомить детей со средневековой и ренессансной бально-танцевальной культуры и историей возрождения, развития народного танца Европы. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
«Историко-бытовой танец» Цель: познакомить детей с танцевальной культурой Европы. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
Индия жемчужина Востока» Цель: познакомить детей с танцевальной культурой Индии ее специфической манере исполнения танца и характерными чертами танцевальных движений. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
«Балет: история и современность» Цель: познакомить детей с историей, зарождения Балета его развитием. Специфической манерой «свободного» танца, силуэтами, чертами танцевальных движений. |
|
Рассказ педагога с демонстрацией видео и аудио материалов, иллюстраций и демонстраций движений. Практическая работа. Беседа. |
Участие в работе над созданием танца «Я в мире танца» |
|
Практическая деятельность. Беседа. |
Участие в проведении премьеры танцевального номера на «открытом уроке». |
Помощь участникам хореографической постановки в подготовке к выходу на сцену. |
Практическая деятельность. |
Организационное обеспечение проекта представлено в таблице № 4
Таблица № 4
Тема мероприятия |
Сроки проведения (начало экспериментальной программы 1 сентября) |
Кол-во часов |
Исполнители и ответственные за проведение мероприятия |
Форма отчетности о проведении мероприятия |
«Танцевальный этикет» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональнальной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (фото, аудио - видеоматериалов) |
«Музыкальное движение» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио – видеоматериалов) |
«Актерское мастерство» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (фото, аудио - видеоматериалов) |
«Как танцевали первобытные |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (фото, аудио - видеоматериалов) |
«Пляски Античности» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио- видео материалов) |
«Танцы Эпохи Средневековья и Возрождения» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио- видео материалов) |
«Историко-бытовой танец» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио- видео материалов) |
«Индия жемчужина Востока» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио- видео материалов) |
«Балет: история и современ ность» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (аудио- видео материалов) |
Создание танца «Я в мире танца» |
4 недели, 8 занятий. |
16 часов |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (фото-аудио- видео материалов) |
«Открытый урок» |
Один день |
2 часа |
Педагог-хореограф Г. Н. Маваева (профессиональной группы) А.С. Алиева (любительской группы) |
План-конспект мероприятия с приложением иллюстративного материала (фото-аудио- видео материалов) |
Куратор проекта - художественный руководитель студии - Томилина Наталья Евгеньевна |