Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:11, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по культурологии

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

2 причины: 1) гносеологическая, незнанию, поэтому поступаю как  все 2) психологическая, быть не как все трудно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Архаическая  культура.

В этот период (VIII в. — 480 г. до н. з.) проходила великая колонизация  — освоение греками побережья  Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.  
В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, специфического типа полйтическвго устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.  
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически— с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни)

Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную  и частную собственность. Опора  частного сектора — малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством — «ойкономика». Любая отрасль производства в античной Греции; земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики».

Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время: формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология, вошедшая в культуру всех европейских народов.

В период архаики зарождается  культурный институт спортивных и музыкально-поэтических  игр, которые греки посвящали  своим богам. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры —  спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.

В литературе эпохи архаики ведущая  роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э.

В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Миф как культурный  феномен

Миф - это образная, метафорически-целостная модель мира, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры.

  1. Миф - это синкретичный образ, воспринимаемый как реальность. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального. Миф отличается от религии. Отличие его заключается в том, что он не признает различия между естественным и сверхъестественным. Его содержание разыгрывается по-настоящему, а его чудеса рассматриваются как вполне реальные и обыденные вещи. Миф есть синкретичное единство художественного, научно-познавательного, активно преобразующего и религиозного начал. Художественное начало проявлялось в его образно-символическом единстве. Научно-познавательное - в способности объяснять и выдвигать гипотезы о том, что неизвестно достоверно. Активно преобразующее -- в возможности и стремлении сформировать то достраиваемое и неизвестное подлинно как желаемую модель, цель, идеал и совершенство. Религиозное начало проявлялось в том, что все то, что привносилось человеком должно было признаваться на веру и требовало уважения и поклонения.
  2. Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа - полубоги и первопредки племени, они же - культурные герои. Они создают землю, солнце и луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают землю пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. В мифе накапливается первое знание человека о мире, но никакого отношения к процессам познания миф не имеет. Это доказывается тем, что миф - это не есть модель мира, выстроенная на основе знания. Миф - это скорее модель поведения, регулятор действия. На основе мифа устанавливаются первые запреты - табу.
  3. Миф есть проявление, прежде всего, коллективного, а не индивидуального. Его творцом является не отдельный человек, а сообщество людей.
  4. Миф обладает и эстетичностью. Он может быть высоким, гуманным, а может быть и низменным. Первый воспевает мощь и силу человека, его способность преодолевать враждебные силы, второй устрашает человека, показывая ему его слабость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Синонимичность  и антонимичность культуры и  религии 

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - социально-истор. и теоретико-познават. проблема, важность к-рой традиционно признается и обсуждается в плане сущности, значения, эволюционных изменений, динамики и взаимосвязи этих двух явлений и сфер обществ, жизни. Это проблема мировоззренч., идеол. и методол. характера, определяющая во многом социально-культурные и общественно-полит. особенности и тенденции развития отд. стран и мирового сооб-ва в целом. При всех различиях в уровнях развития Р. и к. и их соотношения между собой, они всегда являются существенными факторами личной, обществ, и гос. жизни (даже атеизм не представляет здесь исключения, поскольку определяет и утверждает себя через то или иное свое отношение к религии, еще недавно воинственное). Роль Р. и к. велика не только в становлении нац. идентичности, но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве, особенно когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религ. нетерпимости. Р. и к. имеют большое значение в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей разл. нац. культур и верований, поскольку затрагивают, на основе взаимодействия разл. религ. и культурно-бытовых традиций, широкий круг вопросов организации их совместной жизни, начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях и кончая условиями совместного труда и отдыха.

Синонимичность в языках культуры – это их нацеленность на один образ и взаимная дополняемость  в различных аспектах. Смысл один, но подан разными языками.

Указанные различия требуют к себе особого внимания при проведении в регионах с населением гетерогенного состава общей культурной политики, развития системы образования и гос.-правовых отношений. Сложность культурно-конфессиональных отношений обусловлена также их постоянной динамикой, связанной с миграцией населения, появлением проблемы беженцев, возникновением диаспоры, с тенденциями культурного сближения между представителями разл. этносов и их ассимиляцией, с миссионерской активностью многих конфессий и с прозелитизмом.

Существуют два противоположных  понимания роли Р. и к. в развитии об-ва и цивилизации: 1) в них видят  источник обществ, развития (в последние  годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся первоисточником рос. культуры и государственности); 2) само об-во в процессе своего развития обновляет Р. и к. В первом случае конечной причиной цивилизац. процесса считается божеств. начало, потусторонний мир, сакральные ценности к-рого воздействуют по руслу религ. сознания на все сферы культуры, а затем и на об-во в целом. При такой т.зр. почти неизбежно межконфессиональное соперничество в борьбе за определяющее влияние на обществ, жизнь и гос. устройство страны. Во втором случае речь идет о саморазвитии об-ва и о совершенствовании его взаимоотношений с природой, в т.ч. с природной стороной человеч. жизни. Духовному фактору принадлежит здесь во многом определяющая роль: об-во должно осознать свои приоритеты, достичь единства в их понимании и совместной реализации. Этот творч. процесс обществ, самосознания протекает в разл. культурных формах, не в последнюю очередь — в религиозной. В рез-те должна быть выработана столь необходимая нам сейчас общегос. идея, идея рос. возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Становление мировых религий и культура.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив  в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Во всех этих религиях утверждается возможность обретения человеком блаженного состояния, приобщения его к вечности, к истинной жизни. При этом земное существование человека видится как некий переходный момент, значимость которого оценена по-разному в каждой из указанных религий и даже внутри каждой из них в разные исторические периоды.

Так, для буддизма исходным стало то, что жизнь в мире полна  страданий. Источник страданий –  это само рождение человека, а смысл и характер каждого нового рождения (ибо человек рождается снова после своей смерти) определяются поступками, совершенными в прошлой жизни. Тяга к земным благам осложняет существование, ведет к недостойным поступкам и, таким образом, предопределяет несовершенство новых воплощений человека, цепь которых непрерывна. Надо разорвать эту цепь, уяснив иллюзорность этой жизни, и достичь истинного знания, истинного существования, освободившись от земной суеты.

Ислам как мировая  религия развился не без воздействия христианства, но и на основе местных ближневосточных религиозных культов, повлиявших еще ранее на культуру Древней Индии и на появление христианства (зороастризм, иудаизм).

Исламский Бог – абсолютная ценность, которая выше всего, в том  числе и всякой нравственности. Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что им запрещено. Воля Аллаха – это и есть единственное добро. Человек должен стремиться выполнить эту волю, стремиться к Богу, к добру и избегать зла. Нравственные законы и нормы провозглашаются как божественные заповеди и становятся, таким образом, обязательными для всех правоверных (независимо от таланта, богатства, силы, ума). Добродетель может быть вознаграждена, ибо и это в воле Аллаха. И после смерти, по его воле, оказывалась возможной новая жизнь: блаженная для одних и невыносимо ужасная для других, злых и порочных.

В каждой из мировых религий  выражены религиознокультурные особенности  мышления и деятельности. Буддизму и культуре региона, где он распространен, свойственны тяготение к покою, к слиянию с вечностью, и выражение этого тяготения в традиционности, ритуализованности, некоторой консервативности жизни. Исламу и исламской культуре свойствен, с одной стороны, больший динамизм, акцент на активной деятельности человека, выполняющего волю Аллаха, но, с другой стороны, поскольку все в воле Аллаха, то в сознании и поведении мусульман есть и момент фаталистичности, предопределенности, который проявляется в отрешенности от земной суеты. Во всяком случае, ни в буддизме, ни в исламе прямо не выражена тенденция к принципиальному изменению мира. И тут и там для этого существуют непрямые пути (например, через самоизменение человека в буддизме).

Симптоматично и то, что  ни в одной из этих религий нет  богочеловека.

Христианство и культура. Христианство, третья из рассматриваемых мировых религий, отли-чается именно верой в Иисуса Христа, не как в пророка, а как в Бого-человека. При всех отличиях католичества, православия, протестантизма – незыблемой остается вера в единого Бога, вера в Христа Спасителя. Христианский Бог – единый, всемогущий, всеблагой – дает надежду на спасение любому человеку: и униженным, бедным, несчастным, и знатным, могущественным. И не только праведникам, но и грешникам, Условие одно: вера в Христа Спасителя, и для согрешившего – искреннее раскаяние, покаяние. Христианский Бог – не просто творец и владыка всего, отстоящий от людей, но Бог, ставший Богочеловеком, пострадавший за грешных людей, и своей болью, своей смертью спасающий каждого. Всем страждущим он дает надежду и утешение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Культура  Востока (Ближний Восток, Индия,  Китай)

Термин "Индия" возник в 19 веке, до этого эту страну называли континентом многих народов.

Индийская культура относится  к культурам Востока и является традиционной. Ее традиции во многом сохранены до наших дней.

Индийская культура имеет  ряд специфических особенностей:

  1. Традиционализм
  2. Почитание слова - веды
  3. Аграрность
  4. Многообразная религиозная система - индуизм,
  5. разнообразие культурных форм (страна контрастов), которое проявляется в огромном количестве разнообразных культурных традиций, языков, верований.

Письменность культуры Древней Индии содержала около 4000 знаков и писалась слева направо. Записи производились на пальмовых  листьях. Записи по сей день не расшифрованы. Таблицы биномиальных коэффициентов, полученные в Европе лишь в VI в. (и названные по имени автора "треугольником Паскаля"). Создание десятичной системы счисления. Буддизм. Медицинские практики – йога.

К мировым памятникам культуры относят Фрески пещер Аджанты  и скальные храмы Эллоры.

Искусство Индии символично. Наиболее популярными символами  в искусстве являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо  жизни, лебеди, наполненная водой  ваза и др. Будда изображался в  виде колеса, отпечатка ступни, руки, троном.

Театр возник в Древней  Индии во второй половине I тыс. до н.э. и отличался синкретизмом. Сюжеты древнейших театральных представлений  черпались из мифологии и эпической  поэзии. Самым выдающимся драматургом  Древней Индии был Калидаса.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"