Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"
Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который вырабатывает энергию (либидо).
Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть реализовано следующими путями:
а) инстинктивный импульс либидо может быть разряжен в действии;
б) вытеснен в бессознательное;
в) погашен посредством переключения энергии с культурно и социально неприемлемых целей на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс Фрейд назвал сублимацией).
Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура
требует от человека больше, чем
он может, то это вызывает у индивида
бунт или невроз, либо делает его
несчастным, недовольным собой и
своей жизнью. Культура делает жизнь
более безопасной, блокируя человеческие
инстинкты, но этим наносит ущерб
психическому здоровью человека, который
разрывается между природными влечениями
и культурными нормами, между
сексуальностью и социальностью, агрессивностью
и моралью.
д) игровая теория культуры (Й.Хейзинга).
Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог И. Хейзинга (1872-1945). Игра, в концепции Хейзинга — это культурно-историческое универсалия. В своей работе «Homo ludens» — «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровой. Голландский исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. «Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культуре рождаются движущие силы культурной жизни». Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности, человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм. Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, «своих» ориентиров. Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы.
Игра рассматривается
как важнейший феномен
3.Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации.
Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения единства и многообразия культуры
Цивилизация –
данное понятие происходит от латинского
civilis – гражданский, государственный и
в самом первом своем значении выражает
уровень общественного развития, достижения,
преимущества жизни в гражданском
обществе, комплекс человеческих
достижений, подобающих гражданскому
состоянию, таких как обходительность,
приветливость, учтивость.
Согласно словарю Вебстера (1966 г): цивилизация – общество с достаточно высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, с сложной социальной организацией и наличием письменности. В современном энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.
Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических судеб. Каждая цивилизация зиждется на какой- либо исходной духовной предпосылке, большой идее, ценности, вокруг которых складываются сложные системы, придающие смысл и единство остальным компонентам.
Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало работ известных ученых. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху, конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов, упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л. Моргану.
2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.
3. Цивилизация - смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936). О.Шпенглер в своей книге ''Закат Европы'' сформулировал свое понимание цивилизации. По О. Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок.
4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н. А. Бердяев (1874-1948 г.)- русский религиозный философ и С.Н. Булгаков (1871-1944 г)- русский философ, экономист.
5. Цивилизация
рассматривается как
Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. В плане применения понятие культура – шире. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие, это база в развитии цивилизации.
Цивилизация – это временное понятие, социально-техническое измерение культуры. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер.
История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всехкультур. Культура составляет стержень цивилизации.
7. В
еврейском сознании утвердилось
представление о цивилизации
как вершине технических достижений
человечества, связанных с покорением
космоса, внедрением компьютерных
технологий и невиданных источников
энергии. С цивилизацией ассоциируются
материальные успехи, а с культурой
– духовный мир человека. Цивилизация
– определенная часть или
степень развития культуры,
она предполагает развитие интеллекта
и нравственности, степень и
уровень очеловечивания народов. Процесс
культуры идет от варварства к цивилизации.
4.Типология культур и цивилизаций в культурологической мысли XIX-XX вв.
а)
культурно-исторические
типы Н.Я.Данилевского;
Николай Яковлевич
Данилевский (1822-1885) - представитель
общественно-исторической школы. Ее видными
представителями в Западной Европе
были Шпенглер и Тойнби. Данилевский
родоначальник циклической
б) циклизм культур О.Шпенглера
Освальд Шпенглер (1880-1936)
- немецкий философ культуролог. Был
известен как автор труда "Закат
Европы". В этом труде он рассматривал
проблему взаимоотношения цивилизации
и культуры. Он писал о множестве
равноценных, мощных, уникальных культур,
к-ые существовали и существуют в человеке,
у каждой из них своя идея, желания, смерть.
У него культура предстает как ряд независимых,
замкнутых культур, со своим темпом развития
и временем жизни. Каждая культура проходит
в своем развитии возрастные ступени:
рождение, детство, юность, зрелость, старость,
смерть. Он также выделял культурные типы
(8 типов), к-ые достигли полноты своего
развития: греко-римский, западноевропейский,
арабский, египетский, вавилонский, индийский,
китайский, майякский. Все эти культуры
существовали в разные времена, в разных
местах, но они обнаруживают единство
проявления культуры во всем ее многообразии.
Наиболее подробно Шпенглер рассматривал
западноевропейский, арабский типы. Критерием
отличия является прасимвол. У античной
- это Аполлон, у западноевропейской - фаустовская
душа и т.д. По его мнению, в жизни каждой
культуры две линии развития: органическая
(восходящая), механическая (нисходящая),
а цивилизация - смерть культуры.
в) культ и культура Н.А.Бердяева
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы.
По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.
Происхождение культуры связано с иерархическим характером культа. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.
Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
Культура
– это культ предков, почитание
могил и памятников, связь сынов
с отцами. Культура основана на священном
предании. Чем древнее культура,
тем она значительнее и прекраснее.
Культура, как подчеркивает Бердяев,
всегда гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с великим
прошлым. Подобно Церкви, культура более
всего дорожит своей
Связь
культуры с культом философ усматривал,
в самой ее судьбе, в исторической
эволюции культуры
г) теория цивилизации А.Тойнби
Ученый Арнольд
Тойнби (1889-1975 гг.) своем знаменитом
12-томном сочинении "Исследование истории",
создававшемся 30 лет, излагает концепцию
локальных культур. Его концепция
- кульминация всех ранних подходов
Данилевского и Шпенглера. Он не разделял
культуру и цивилизацию. Его главная
цель - это причины, движущие силы зарождения,
развития, гибели цивилизаций: "Каковы
судьбы человечества, его законы в
истории, какую роль играет Бог в
человеческих делах?". В истории
он выделял первоначально 21 цивилизацию,
из них 14 мертвых и 7 живых. В XX веке он
насчитывал основных 7 цивилизаций. Из
всех 6 цивилизаций не связаны родственно
с другими. Он добавил несколько цивилизаций
Нового Света, Славянские, Дальневосточные.
7 основных цивилизаций XX века: 1)Западная;
2) Православная; 3) Индуистская; 4) Китайская;
5) Дальневосточная; 6) Иранская; 7) Арабская.
Законы развития цивилизаций: наличие
прогрессивно - творческого меньшинства
и среды. Механизм зарождения и развития
цивилизаций представляет собой вариант
"Вызова", импульс от окружающей среды,
который время от времени посылает среда.
Импульс - "Ответ" дает творческое
меньшинство ( Рождение Восточной цивилизации
связывается со способом дать ответ на
вызов природы, разливы рек Тигра и Евфрата
и Нила). Движущей силой истории Тойнби
считал творческое меньшинство: мудрецы,
философы, политики, ведущие за собой "толпу"
и общество, следуя за ними развиваться.
"Где есть проблемы - там создаются ступени
для перехода в новое русло цивилизации",
- закон Тойнби. "Вызов" не слишком
слаб и не слишком суров (иссушение почвы,
изменение климата и вообще удар природы
по обществу). Христианство возникло в
условиях кризиса. "Ответом" же могут
быть научные системы и новые технологии.
В основу цивилизации А. Тойнби положил
религиозную принадлежность, а не этнические
или языковые особенности. Само же развитие
цивилизации обусловливается импульсами
"Вызов" и "Ответ". Тойнби пишет,
что гибель не неизбежна. Она выражается
в том, что люди знают при каких условиях
существует будущее, создают себе отчет.
Если же люди "молчат", то смерть цивилизации
неизбежна.