Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Культура практика ответы.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

Придавая большое  значение действиям инстинктов, Фрейд  выделяет в качестве основного так  называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который  вырабатывает энергию (либидо).

Эта энергия  требует выхода, разрядки, что может  быть реализовано следующими путями:

а) инстинктивный  импульс либидо может быть разряжен в действии;

б) вытеснен в  бессознательное;

в) погашен посредством  переключения энергии с культурно  и социально неприемлемых целей  на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс Фрейд назвал сублимацией).

Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом  и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится  только к удовлетворению «диких и  необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.

Если же культура требует от человека больше, чем  он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его  несчастным, недовольным собой и  своей жизнью. Культура делает жизнь  более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб  психическому здоровью человека, который  разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между  сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.  
 
 

д) игровая теория культуры (Й.Хейзинга).

Одной из самых  распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции  является голландский культуролог  И. Хейзинга (1872-1945). Игра, в концепции Хейзинга — это культурно-историческое универсалия. В своей работе «Homo ludens» — «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровой. Голландский исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. «Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культуре рождаются движущие силы культурной жизни». Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности, человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм. Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, «своих» ориентиров. Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы.

Игра рассматривается  как важнейший феномен человеческого  бытия в числе четырех других — смерти, труда, господства и любви  — немецким философом Е. Финком. Игровое начало пронизывает всю человеческую жизнь и определяет способ понимания бытия. В отличие от Хейзинги Финк считает игру важнейшим способом реализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру. Фантазия как способ оперирования воображаемым присуща только человеку. В игре, основанием которой служит фантазия, он реализует высокие духовные потенции. Так происходит возвышение человека над природой и рождение культуры. 

3.Понятие  цивилизации. Соотношение  культуры и цивилизации.

Понятие  цивилизации  вырабатывается  культурологией  для рассмотрения единства    и  многообразия  культуры

Цивилизация –  данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития,  достижения,  преимущества  жизни  в  гражданском  обществе,  комплекс человеческих  достижений,  подобающих  гражданскому  состоянию,  таких  как обходительность,  приветливость,  учтивость. 

Согласно  словарю Вебстера  (1966  г):  цивилизация  –  общество  с  достаточно высоким  уровнем  производительных  сил,  преобладание  города  над  деревней,  с сложной  социальной  организацией  и  наличием  письменности.  В современном энциклопедическом  словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо  культуры  или  какого-либо  периода  общественного  развития,  для  которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Цивилизации  – крупные социокультурные  системы.  Каждая  цивилизация существует  отдельно  и  имеет  самобытный  характер.  Своеобразие  цивилизации проявляется  в  различении  содержания  духовной  жизни,  структур  и  исторических судеб.  Каждая  цивилизация  зиждется  на  какой-  либо  исходной  духовной предпосылке,  большой  идее,  ценности,  вокруг которых складываются  сложные системы, придающие смысл и единство остальным компонентам.

Проблеме  соотношения  культуры  и  цивилизации  посвящено  немало  работ известных  ученых.  Многие  из  них  связывают  ее  с  вопросами  о  судьбах  культуры, цивилизации и даже всего человечества. 

1.  Историческая    традиция:  цивилизация  обозначает  историческую  эпоху, конкретный этап общественного развития,  наступивший в жизни народа после эпохи дикости  и  варварства,  для  которого  характерно  появление классов,  городов, упорядоченность  общественного  строя,  государства,  торговли,  частной собственности,  письменности.  Эта  точка  зрения  принадлежит  Ф.  Энгельсу  и  Л. Моргану.

2.  Цивилизация  является синонимом культуры,  одно понятие замещало  другое в  Новое  Время.  Цивилизация  понималась  как  продукт  духовного  развития человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

3.  Цивилизация  -  смерть  культуры,  конечный  момент  ее  развития.  Эта  точка зрения  принадлежит  немецкому  ученому  О.  Шпенглеру  (1880-1936).  О.Шпенглер  в своей  книге  ''Закат  Европы''  сформулировал  свое  понимание  цивилизации.  По  О. Шпенглеру,  каждому  культурному  организму  отмерен  заранее  определенный  срок.

4.  Цивилизация   отождествляется  с  высоким уровнем материальной деятельности  человека:  орудий  труда,  технологий,  экономических  и  политических отношений  и  учреждений,  а  культура  рассматривается  как  проявление  духовной сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н.  А.  Бердяев (1874-1948 г.)- русский религиозный  философ и  С.Н.  Булгаков  (1871-1944  г)-  русский философ,  экономист.

5.  Цивилизация   рассматривается  как  определенная  ступень  в  развитии культуры  отдельных  народов  и  регионов.  Эта  точка  зрения  принадлежит  А.Тоинби (1889-1975  г.)-  английскому историку,  культурологу,  социологу  и  П.Сорокину (1889-1968 г.)- русско-американскому социологу, философу и культурологу.

Во всех рассмотренных случаях культура и   цивилизация тесно связаны друг с другом,  и  в  основе  этой  связи  лежит  определенная концепция культуры.  В плане применения понятие культура –  шире.  С цивилизацией ассоциируются  материальные успехи, а  с  культурной  –  духовный  мир  человека.  Понятие  культура  –  более самостоятельно,  это  общечеловеческое  понятие,  это  база  в  развитии  цивилизации.

Цивилизация – это временное понятие, социально-техническое измерение культуры. Различие  культуры  и  цивилизации,  приводящее  в  определенных  социальных системах  к  их  противоречию,  носит  не  абсолютный,  а  относительный  характер.

История  показывает,  что  гуманистические  ценности  культуры  могут  воплотиться  в жизнь  с  помощью  развитой  цивилизации.  В  свою  очередь,  высокая цивилизация может  быть  построена  на  основе  культурного  творчества  и  вдохновляющих культурных смыслов.

6.  В  концепции К.  Ясперса  цивилизация   интерпретируется  как  ценность  всехкультур. Культура составляет стержень цивилизации.

7.  В   еврейском  сознании  утвердилось   представление  о  цивилизации  как вершине  технических  достижений  человечества,  связанных  с  покорением  космоса, внедрением  компьютерных  технологий  и  невиданных  источников  энергии.  С цивилизацией  ассоциируются  материальные  успехи,  а с культурой – духовный  мир человека. Цивилизация  –  определенная  часть  или  степень  развития  культуры,  она предполагает  развитие  интеллекта  и  нравственности,  степень  и  уровень очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации. 

    4.Типология  культур и цивилизаций  в культурологической  мысли XIX-XX вв.

    а) культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского; 

Николай Яковлевич  Данилевский (1822-1885) - представитель  общественно-исторической школы. Ее видными  представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби. Данилевский  родоначальник циклической теории в XIX в., он естественник. Представлял культурологический мир в виде биологического организма, не пересекающегося с другими и не пересекающего ничего другим. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития: 1) Египетский тип; 2) Китайский тип; 3) Индийский тип; 4) Ассиро-вавилоно-финикийский тип; 5) Иранский тип; 6) Еврейский тип; 7) Аравийский тип; 8) Греческий тип; 9) Римский тип; 10) Романо-германский тип (Европейский). Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают Мексиканская и Перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Он разработал типологию культуры, законы по которым развивались эти типы культур. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны". 
 

б) циклизм культур О.Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ культуролог. Был  известен как автор труда "Закат  Европы". В этом труде он рассматривал проблему взаимоотношения цивилизации  и культуры. Он писал о множестве  равноценных, мощных, уникальных культур, к-ые существовали и существуют в человеке, у каждой из них своя идея, желания, смерть. У него культура предстает как ряд независимых, замкнутых культур, со своим темпом развития и временем жизни. Каждая культура проходит в своем развитии возрастные ступени: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Он также выделял культурные типы (8 типов), к-ые достигли полноты своего развития: греко-римский, западноевропейский, арабский, египетский, вавилонский, индийский, китайский, майякский. Все эти культуры существовали в разные времена, в разных местах, но они обнаруживают единство проявления культуры во всем ее многообразии. Наиболее подробно Шпенглер рассматривал западноевропейский, арабский типы. Критерием отличия является прасимвол. У античной - это Аполлон, у западноевропейской - фаустовская душа и т.д. По его мнению, в жизни каждой культуры две линии развития: органическая (восходящая), механическая (нисходящая), а цивилизация - смерть культуры. 

в) культ и культура Н.А.Бердяева

О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы.

      По  мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с  жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.

      Происхождение культуры связано с иерархическим  характером культа. Культура имеет  религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а  символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.

      Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел  связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубоко индивидуальное и неповторимое.

      Культура  – это культ предков, почитание  могил и памятников, связь сынов  с отцами. Культура основана на священном  предании. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура, как подчеркивает Бердяев, всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим  прошлым. Подобно Церкви, культура более  всего дорожит своей преемственностью. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется такого своего положения.

      Связь культуры с культом философ усматривал, в самой ее судьбе, в исторической эволюции культуры 
 

г) теория цивилизации  А.Тойнби

Ученый Арнольд  Тойнби (1889-1975 гг.) своем знаменитом 12-томном сочинении "Исследование истории", создававшемся 30 лет, излагает концепцию  локальных культур. Его концепция - кульминация всех ранних подходов Данилевского и Шпенглера. Он не разделял культуру и цивилизацию. Его главная  цель - это причины, движущие силы зарождения, развития, гибели цивилизаций: "Каковы судьбы человечества, его законы в  истории, какую роль играет Бог в  человеческих делах?". В истории  он выделял первоначально 21 цивилизацию, из них 14 мертвых и 7 живых. В XX веке он насчитывал основных 7 цивилизаций. Из всех 6 цивилизаций не связаны родственно с другими. Он добавил несколько цивилизаций Нового Света, Славянские, Дальневосточные. 7 основных цивилизаций XX века: 1)Западная; 2) Православная; 3) Индуистская; 4) Китайская; 5) Дальневосточная; 6) Иранская; 7) Арабская. Законы развития цивилизаций: наличие прогрессивно - творческого меньшинства и среды. Механизм зарождения и развития цивилизаций представляет собой вариант "Вызова", импульс от окружающей среды, который время от времени посылает среда. Импульс - "Ответ" дает творческое меньшинство ( Рождение Восточной цивилизации связывается со способом дать ответ на вызов природы, разливы рек Тигра и Евфрата и Нила). Движущей силой истории Тойнби считал творческое меньшинство: мудрецы, философы, политики, ведущие за собой "толпу" и общество, следуя за ними развиваться. "Где есть проблемы - там создаются ступени для перехода в новое русло цивилизации", - закон Тойнби. "Вызов" не слишком слаб и не слишком суров (иссушение почвы, изменение климата и вообще удар природы по обществу). Христианство возникло в условиях кризиса. "Ответом" же могут быть научные системы и новые технологии. В основу цивилизации А. Тойнби положил религиозную принадлежность, а не этнические или языковые особенности. Само же развитие цивилизации обусловливается импульсами "Вызов" и "Ответ". Тойнби пишет, что гибель не неизбежна. Она выражается в том, что люди знают при каких условиях существует будущее, создают себе отчет. Если же люди "молчат", то смерть цивилизации неизбежна. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"