Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"
д) типология цивилизаций П.А.Сорокина
Питирим Александрович
Сорокин (1889—1968) — основоположник русской
и американской социологических
школ. Сорокин рассматривает
Все имевшие
место в истории человечества
культурные системы философ делит
на три основных типа, которые, по его
мнению, и образуют три суперсистемы:
две противоположные друг другу
— идеациональную и чувственную (или
- сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную
между ними — идеалистическую. В основу
различия двух противоположных суперсистем
культуры Сорокин полагает главный критерий:
представления о природе реальности. Идеациональная
суперсистема имеет сверхчувственную
природу, божественное начало. Чувственная
— реальна, адекватна восприятию наших
органов чувств.
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде»
в конкретном обществе идеациональная
и чувственная суперсистемы культуры
никогда полностью не реализуются. Речь
может идти лишь о доминировании и об определенном
господстве каждой из них в тот или иной
исторический период. Предложенную типологию
суперсистем культуры философ наполняет
фактическим содержанием, выделяя основные
ее составляющие — искусство, истину,
мораль, право — и давая им характеристики.
е) коалиция культур К.Леви-Стросса
Одним из ведущих представителей интерпретация культуры в структуралистской антропологической концепции является французский этнолог, культуролог и философ Клод Леви-Строс, о котором иногда говорят как об «отце структурализма».
Леви-Строс в первую очередь задается вопросом о том, что представляет окружающий человека внешний мир. По мнению Леви-Строса, человеческие ощущения не столько отражают, сколько зашифровывают, кодируют окружающий человека мир, и все события и процессы выражаются в виде символов.
Поэтому в концепции Леви-Строса речь идет о двух структурах. Во-первых, это структура человеческого разума, а во-вторых, - структура окружающей человека физической реальности.
С эпохи неолита человеческое общество постоянно изменяется, и такое общество Леви-Строс называет «горячим». В то же время природа самого человека сохраняется в неизменности, а значит не изменяется и структура разума. Первоначальная связь между «самими вещами» и символами сознания вытесняется в сферу бессознательного, а на ее место приходит чисто условная связь. В результате и само видение мира, а его первоначальный образ затемняется.
По мнению Леви-Строса, еще сохранились архаические общества, которым удается ускользать от принципа изменения, - «холодные» общества. В этих обществах, как предполагает Леви-Строс, первоначальная связь между окружающим человека миром и символами его сознания не нарушена и не вытеснена в бессознательное. Следовательно, благодаря существованию «холодных» обществ у современного человека имеется возможность познать вытесненную в бессознательное структуру собственного разума. Этому служит метод бриколажа.
При таком подходе к проблеме основным объектом исследования Леви-Строса становится мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему.
Бинарные оппозиции задают противоречия, которые и разрешаются в мифах.
Леви-Строс
подчеркивал человеческий аспект своей
концепции и даже назвал ее структурной
антропологией.
Словарь терминов:
Семинарское
занятие № 2 по дисциплине
«Культурология»
Тема: Актуальные проблемы культуры XX в.
1.Массовая и элитарная культура:
а) исторические условия и этапы становления массовой культуры
Массовая культура (от лат.massa – ком, кусок, и cultura – возделывание, воспитание) – это совокупность явлений культуры ХХ века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры. Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, эра электронной информации радикально изменили как среду обитания человека в индустриальном и постиндустриальном обществе, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки (феномен «глобальной технической деревни», по М. Маклюэну).
Всё население, независимо от национальных, классовых, возрастных характеристик, приобщается к одной и той же информации, и культура становится массовой. Массовая аудитория потребителей культурной продукции требует ориентации на «усредненный вкус», а знания приобретаются скорее зрительной памятью, чем работой мозга. Происходит унификация вкусов, взглядов, утрата самостоятельности, стандартизация, «омассовление» культуры.
На смену традиционным формам производства культурных ценностей приходит индустрия культуры, основанная на безграничных возможностях тиражирования в современной технике. В отличие от социальной практики предшествующих эпох массовое искусство начинает подчиняться законам рынка, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура».
Родина массовой культуры - США. Отсюда началось её шествие по миру. Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д.Макдонольдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо означает не только «культуру для всех», но и «не вполне культуру».
Характерными чертами массовой культуры является:
- общедоступность, упрощенность, легкость восприятия;
- развлекательность, забавность;
- сентиментальность,
доминирование чувственного
- мифологизация и мистификация реальных процессов, происходящих в природе и в человеческом обществе;
- примитивизация человеческих отношений, игра на самых низменных чувствах и побуждениях (вплоть до биологических инстинктов);
- натуралистическое
смакование секса, насилия,
- культ сильной личности, культ успеха;
- ориентация на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы;
- ставка на зрелищность и т.д.
Мир массовой культуры многолик. Её основными жанрами являются детективы, комиксы, мелодрамы, мюзиклы, фильмы ужасов (триллеры) с драками, вампирами, убийствами, эротикой, сексом, фантастика, поп-музыка, сенсационные новости, очерки о колдовстве, гаданиях, чудесах, массовые зрелищные представления– шоу и т.д.
Несмотря на кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, основанную на философии позитивизма, фрейдизма, прагматизма, и выполняет ряд социальных функций:
1) социализации и адаптации человека к условиям рыночной экономики. Цель – помочь приспособиться к господствующему образу жизни, увековечить существующую систему ценностей, отвлечь от социальной активности, воспитать конформизм, предложить убежище от реальности;
2) релаксации (компенсаторская), которая должна обеспечить психологическую устойчивость населения в непростой социальной ситуации, отвлечь от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха приобщением к миру грез,несбыточных надежд или путем создания упрощенных версий жизни, сводящих все социальное зло к психологическим или моральным факторам;
3) распространения
и внедрения «
4) распространения и популяризации классического наследия;
5) трансляции
культурных смыслов от
сознанию.
б) элитарная культура как антипод массовой культуры.
В качестве антипода массовой культуре многие культурологи рассматривают элитарную культуру.
Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества – элита (от французского elite – лучшее, отборное), которая есть в каждом общественном классе, в каждой социальной группе. Именно элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, именно она обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, элитарная культура должна быть ориентирована на удовлетворение запросов и потребностей именно этой части общества, т.е. элиты.
Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). Так, в своей работе «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэр разделил человечество на 2 части:
- «людей гения», т.е. способных к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности;
- «людей пользы», т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.
В культурологической теории Ф. Ницше элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека», наделенного, по мысли автора, «уникальной эстетической восприимчивостью» («Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра» и т.д.). В ХХ веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше нашли дальнейшее развитие в культурологической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955)- в работе «Дегуманизация искусства», посвященной проблемам различия старого и нового искусства. По мнению автора, основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, поэтому совершенно не обязательно должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим.
Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни, его основой должна быть «дегуманизация». Оно разделяет публику на тех, кто понимает его –на художников, – и на тех, кто таковыми не является. Хосе Ортега-и-Гассет поддерживает авангардное искусство, считая, что только таким образом можно уберечься от «торжествующего хама».
Элита, по его мнению, - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.
Примерно эти же позиции защищают представители новых направлений в искусстве и литературе, заявляя, что они создают свои произведения для немногих избранных, для тех, кто может понять и оценить их. Многие из них считают, что их творения принципиально недоступны подавляющей массе людей. Действительно, современное искусство стало чрезвычайно сложным. Многие художественные произведения нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея познаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии трудно оценить по достоинству некоторые произведения литературы (например, Джойса, Гессе, поэтов – символистов), музыки (Стравинского, Шнитке), живописи (кубизма, абстракционизма, сюрреализма, кино (Тарковского и др.). «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя немногочисленная элита.