Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".
1.Понятие «анимация», «рекреация», «досуг».
Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в нашевремя зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. В связи с этим, «…развитие личности,всех ее сущностных сил становится не только гуманным идеалом, но и
приобретает характер необходимости закономерного развития общества».Активное освоение личностью общественных и производственныхотношений зависит от интересов и потребностей личности, ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.
В подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:
1) деление времени на рабочее и внерабочее, когда «досуг» и«внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;
2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;
3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «человек, свободный отдел, занятий…» До начала XX в. понятие «досуг» означало свободное,незанятое время.
Советский энциклопедический словарь дает такое определение:
«Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток,недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную)
деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.); спорт и прочее;любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Следовательно, занятия определенными видами деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой дополнительный вид занятий по отношению к основному производственному роду деятельности. При этом не исключено, что на определенных этапах исторического развития какое-то из этих занятий поднимается до ранга основного. Об этом свидетельствует, например,
развитие различных видов интеллектуальной и художественной деятельности от раннеисторических этапов до настоящего времени. Особый интерес представляет русская этнографическая школа в лице
И. Абрамова, А. Афанасьева, А. Болотова, В. Даля, И. Забелина, М.Забелина, А. Ефременко и многих других этнографов. Благодаря их уникальным изысканиям сегодня имеется масса разнообразных сведений о досугово-бытовой жизни русского и других народов.
В работах Н. Ф. Максютина4 отмечается, что «культурно-досуговая деятельность есть подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творческой личности». Современные исследователи, такие, как Д. Генкин, А. Жарков, Е.Клюско, разработали научный подход к технологии культурно-досуговой деятельности. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате
культурно-просветительской работы использовались только понятия «организация» и «методика». С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования. Непосредственное бытие
личности и доминанты культурно-досуговой деятельности обусловлены характерами ментальности, ориентирами духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью технологического процесса. Стержнем технологии культурно-досуговой деятельности служит удовлетворение круга
человеческих потребностей.В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т. д. Возможности досуга, способствующего укреплению социальных групп, были известны уже на
ранней стадии развития цивилизации, в связи с чем были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, т. е. одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха.
Существует много разнообразных современных типологий досуга.
Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный домашний и внедомашний; индивидуально и коллективно организованный.
Культура досуга – это проявление внутренней культуры человека, предполагающее наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Перечислим ряд общих положений, которые позволяют охарактеризовать полноценный туристский досуг:
1. Обязательным «внешним»
2. Деятельность человека в
3. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни, поэтому можно утверждать, что досуг является общественно осознанной необходимостью.
4. Вместе с тем досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. В этой связи важно, чтобы и сам человек осознавал свою потребность в полноценном и содержательном проведении досуга. Значение данной потребности чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя и определяющих, условий недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека.
5. Кроме того, досуг безусловно подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Поэтому туристский досуг рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом заключается социальная роль туристского культурного досуга.
6. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такие условия можно обеспечить предоставлением каждому возможности активно проявить себя в различных видах отдыха и развлечений.
7. Нужно добиваться преодоления потребительского отношения туристов к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то другой, а не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д.
8. Деятельность туристов в сфере
свободного времени
Термин рекреация – производный от латинских глаголов обновлять и восстанавливать. Значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с функциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств человека. С точки зрения производимого эффекта рекреация – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма
Рекреация предполагает включение человека в специфические ,обогащающие личность, виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство).
Таким образом, рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т. е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий.
Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.
В Энциклопедии туризма рекреация определяется как:
«1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);
2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
4) перестройка организма и
Рекреация направлена на:
- оздоровление человека путем снятия производственного и непроизводственного психического и физического утомления через движение;
- удовлетворение и развитие культурных потребностей, познание окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования;
- повышение общей культуры
- повышение способности человека к труду, увеличение продолжительности сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваний и повышения жизненного тонуса;
- расширение сферы приложения труда;
- увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания в учреждениях отдыха и в отраслях, косвенно связанных с рекреацией (производство спортивного оборудования и туристского
снаряжения, строительство объектов рекреации);
- существенное влияние на
состояние покоя либо деятельность такого рода, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности»Отдых является неотъемлемой частью социальной, экономической и культурной жизни нации, а также одним из основных компонентов индивидуального и коллективного поведения личности. Это процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию черт, которые делают человека счастливым. Счастье и позитивное мироощущение являются побочными продуктами полноценного отдыха. Другими словами, счастье дается тем, кто умеет хорошо отдыхать. Находясь на отдыхе, люди вместе радуются жизни, и это позволяет им установить более крепкие связи на основе приятных воспоминаний о
хорошем совместном времяпрепровождении. Как известно, существуют пассивный и активный виды отдыха. Основной смысл такого разделения –определение видов передвижения и интенсивности деятельности человека в процессе отдыха.
Выбор активного или пассивного отдыха зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих, а также финансовых возможностей. С течением времени, изменением возраста, уровня образования, жизненного опыта, семейного положения и доходов, а также других факторов образ отдыха постепенно меняется, трансформируется, преобразуется. Пассивный отдых – это состояние бездеятельности. Пассивный отдых и пассивные виды туризма ориентированы на более спокойную и менее напряженную, в смысле физических нагрузок, программу тура или туристского путешествия. Они рассчитаны на лиц, более склонных к спокойному, размеренному времяпровождению, требующему менее напряженного цикла перемещений и физиологических нагрузок. Пассивный отдых необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. На основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью и скуке. Удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик. В процессе активного отдыха происходит не только физиологическая подзарядка организма, но и развитие личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов. Существующей теорией активного отдыха выявлено, что наиболее эффективным способом снятия состояния утомления служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности, т. е. состояния нервных клеток от заторможенного до сильно возбужденного и наоборот. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических
закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.
Организация отдыха отличается сложной структурой и разнообразием форм проявления, то есть сильно дифференцирована. Дифференциация потребностей отдыхающих важна для определения
структуры и формы рекреационных занятий и рекреационного обслуживания. Помимо этого для достижения этой цели необходим анализ рекреационных ресурсов. Разнообразные виды отдыха определяют его специфику и различия в рекреационном обслуживании. Фонды размещения могут быть общественные, собственные, арендованные, принадлежащие другим гражданам (частный
сектор) и т. д. К особой группе относятся виды отдыха, не требующие для реализации фондов размещения. По продолжительности отдых подразделяется на длительный (многодневный), отдых выходного дня, или уик-энд (2-3 дня), и однодневный.Различные виды культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек, обладают определенными характеристиками