Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".
9.Культурно-досуговая деятельность в постиндустриальном обществе
На рубеже 1960–1970-х гг. в развитых странах стали проявляться признаки нового – постиндустриального общества. На смену индустриально-массовому производству пришли наукоёмкие информационно-компьютерные технологии. Произошла информационная революция. Появилась возможность транслировать культурную продукцию в разные регионы мира. Стала реальностью глобализация продуктов музыкальной индустрии, киноиндустрии, телевизионного вещания и производства телепродукции, рекламы, компьютерных игр и т. д. Важным параметром глобальной инфраструктуры досуга стала индустрия туризма. Постиндустриальное развитие ведет к уменьшению числа работников в производстве разных товаров и услуг. В учебном пособии Аванесовой «Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации» приводятся сведения американского эконо-
миста Дж. Рифкина, автора книги «Конец труда». По его мнению, с середины нынешнего столетия (XXI в.) 5 % мировой рабочей силы будет достаточно, чтобы обеспечить весь сектор производства и услуг. По мнению других экспертов, рост безработных может достичь 50–60 %, а это, в свою очередь, может вызвать серьезные социальные последствия. Современный темп жизни, высокая насыщенность среды обитания человека техникой приводит к внутреннему кризису самого человека. Создаются неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека, испытывающего общую
духовную дезориентацию. Наблюдаются тенденции отказа от семьи и детей, возрастает число душевнобольных, наркоманов, алкоголиков. Возможности оздоравливающего досуга в таких условиях резко снижены, досуг не помогает преодолеть душевную опустошенность, чувство утраты. Эти тенденции начинают проникать в некоторые развитые неевропейские страны, но там они смягчаются образом жизни, традициями. Некоторые государства, расположенные в основном на
Ближнем Востоке и в Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.), смогли успешно провести модернизацию экономики, сформировать современный уклад жизни населения. Традиционные и современные нормы досуговой деятельности у них соприкасаются и интегрируются друг с другом. В таких странах развиваются современные формы досуга, широко используются природно-экологические ресурсы и местные традиции отдыха. Их национальный досуговый бизнес интегрируется в глобальную индустрию досуга и участвует в международном обмене услугами. Во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки модернизация или не удалась или проводится крайне медленно и с большими издержками. В целом для граждан развивающихся стран характерен досуг традиционного типа (прослушивание музыки, просмотр телепрограмм, кинофильмов и т. п.). В таких странах при наличии благоприятных геоландшафтных, климатических условий нередко делается ставка на развитие меж-
дународного туризма. С этой целью создаются рекреационные зоны для приема иностранных туристов, полноценный сервис. Однако условия проживания местного населения меняются мало. В целом культурно-досуговая деятельность постоянно нахо-
дится в развитии, и сложившиеся культурные традиции проведения досуга, интегрируясь с современными техническими возможностями, во многом продолжают оказывать влияние на свободное время разных народов.
10.Досуг и развлечения русских людей в древности и в средневековый период.
Периодизация развития культурно-досуговой деятельности в России имеет свои особенности. Формирование Древнерусского государства ученые относят к IX в. Существовал языческий пантеон богов, связанных с культом предков, семьи, племени, в северо-восточной Руси – с культом медведя, и практически везде удерживались культы низших божеств, олицетворявших силы природы, почитание урочищ и домашних построек. Им поклонялись, приносили жертву, почитали, что выражалось в особых действиях – обрядах, традиционных играх. Многие обряды принимали игровые формы. В народной культуре воспроизводились фольклорные формы досуга. Общинные работы заканчивались спевками и хороводами. Зимними вечерами женское население собиралось на посиделки где во время прядения и рукоделия могли присутствовать и парни, которые приглядывали себе будущих жен. Во время посиделок пелись песни, сказывались былины, сказки. По селам ходили сказители, гусельники, которые являлись хранителями народного поэтического и музыкального творчества. При княжеских дворах, во время пиршеств, знать развлекали скоморохи. Язычество, как система мировоззрения населения Древней Руси, имело огромный потенциал для развития творческих начал в народе. Языческие знаки-обереги наносились на орудия труда, посуду, элементы одежды. Это нашло своё выражение в вышивке, деревянных поделках, кузнечном мастерстве. После принятия христианства на Руси стали распространяться христианские праздники, также регламентировавшие время в соответствии с религиозными догмами. В Киевской и Московской Руси получила развитие святость. На примере жизни святых отшельников, монахов, благочестивых людей, учились, как жить, как работать и отдыхать.
Благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду не как к источнику обогащения, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала негативное отношение к безделью и к развлечениям, утехам, пиршествам. От верующих требовалось сосредоточение на совершенствовании внутреннего мира, а не увлечение внешним – нарядами да праздностью. Присутствие на церковных службах и соблюдение обрядов были обязательными. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия – чтение Библии, Нового Завета, размышления и молитвы. Уважали и почитали тех, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Мировоззрение развивалось на церковно-религиозной основе.
Существовали народные коллективные игры на открытом воздухе – борьба, кулачные бои, медвежьи «потехи» – травля медведей и волков собаками, соколиная охота, охота с борзыми. Ярмарки были центром увеселения всех слоев населения. Там выступали музыканты, циркачи, танцоры. Группы скоморохов, высмеивающие власть имущих, вызывали протест церкви. Домашний досуг заполнялся игрой в зернь, шашки, карты. Распространение получила также игра в шахматы.
Особенности времяпровождения населения России в XVI–XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самостоятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных помещениях (в то время как во времена Древнего мира были построены театры, общественные бани). Не было и специальных организаторов, которые занимались бы целенаправленно досугом населения, массовым отдыхом горожан.
Распространителями народного творчества вплоть до XX в. были торговые агенты – коробейники, которые несли в глубинку городские товары повседневного спроса, вместе с которыми были и книги с лубочными картинками, сопровождаемыми стихами-пояснениями изображенного сюжета часто поучительного характера. Досуг дворянского сословия, претерпевший изменения во времена Петра I, повлиял на развитие всей культурно-досуговой деятельности в России. С одной стороны, были введены новые образцы социального поведения и отдыха, взятые у западноевропейских соседей. Ассамблеи с новыми правилами поведения, в новых одеждах, в специальных комнатах, обставленных по-европейски – со стульями и креслами вместо лавок, с огромными зеркалами и портретами владельцев, изменяли отечественную культуру
11,Досуг представителей дворянского сословия и бедных слоев населения
Дворянская среда осваивала новую заграничную культуру, отказываясь от русской речи в своей среде. Заграничные няньки, прислуга, специалисты – модистки, парикмахеры, доктора постепенно оттесняли отечественные традиции. Дворяне выезжали на обучение за границу, в путешествие, лечиться на заграничных курортах. В России появлялись дворянские клубы, рождались любительские театры, исполнялась светская музыка, появились коллекционирование, благотворительная деятельность.
Народные промыслы стали для беднейших слоев населения делом, которое рассматривалось в качестве источника дополнительного заработка. Наиболее распространенными разновидностями народных промыслов России были плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивки, роспись посуды, вязание и плетение кружева, резьба по кости и многое другое. В настоящее время можно увидеть последователей тех ремесел: холмогорскую резьбу по кости, великоустюжное черненое серебро, палехские росписи, хохломскую роспись по дереву, гжельскую керамику, каслинское
литьё, дымковскую глиняную игрушку, вологодское кружево. Традиционным времяпрепровождением высшего класса была игра. Пристрастие к азартным играм в России порицалось не очень сильно: офицер, который не брал в руки игральных карт, имел куда больше шансов стать изгоем в своем кругу, чем тот, кто проигрывался в пух и прах. Естественно, что азартных людей всегда использовали для пополнения кошелька тех, кто умел сдерживать себя. Играли не только в кости, карты или в казино. Были игры с животными, среди которых далеко не все являлись официальными. Лошадиная охота или бега были в дореволюционной России популярным увлечением знати. Увлекались конной охотой – на лошадях с гончими. Первые упоминания об испытании лошадей, не просто как о забаве, а как о спорте, особом виде культуры или «охоте», как тогда это называлось, в России относятся к эпохе Екатерины II. И связаны они с именем ее фаворита графа Алексея Григорьевича Орлова. Конские состязания в то время в основном устраивались на льду рек и между населенными пунктами. В 1775 г. граф Орлов впервые устроил публичные бега. Постепенно стали появляться правила, усложнятся задачи, например, к коротким дистанциям в 200 сажень (427 м) прибавились пробеги на длинные дистанции, такие как «село Остров – Москва» в 18 верст (19,2 км). Ездоки сидели в четырехколесных дрожках, зимой – в
санной упряжке. Перестали носиться по московским улицам участники «незаконных» бегов. Преобразования совершались самим графом Орловым. Скачки считались наиболее престижными среди дворян. Развитие бегов в России было прервано войной 1812 г. В 1834 г. в Москве на Ходынском ипподроме появилось Московское общество любителей конного бега, первым президентом которого стал генерал-губернатор Москвы князь Д. В. Голицын.
В 1835 г. была построена дополнительная дорожка. Для зрителей были выстроены две небольшие деревянные двухэтажные беседки и скамейки по разные стороны дорожек, а позже были пристроены две галереи. Об ипподроме и «конной охоте» много писали. Были даже специальные издания – «Известия о московских бегах рысистых лошадей на призы и заклады», «Газета коннозаводчиков и любителей лошадей». В. А. Гиляровский рассказывал о скачках и бегах: «Что делать, бега, скачки, оказывается, могут захватить в свои объятья человека на всю жизнь, не считаясь ни с возрастом, ни с положением. И даже если ты уже не принимаешь участия в скачках, не играешь сам на тотализаторе, все равно душа твоя уже пропитана азартом, сопровождающим это фантастическое действо». Прошло 100 лет. И в 30-е гг. ХХ столетия ипподром начал восстанавливаться, и вновь побежали лошади, вновь заработал тотализатор, вновь ипподром стал собирать тысячи болельщиков и любителей лошадей.
Если бега и скачки были вполне официальными, то петушиные и собачьи бои оставались под запретом. В России петушиные бои были популярны во времена Екатерины II. Они проводились как в деревнях, так и в домах знатных особ. В Москве существовало Общество петушиных охотников, занимавшееся проведением боёв. После Октябрьской революции это увлечение постепенно пошло на убыль, а в 1960 г. Всероссийский съезд птицеводов вынес постановление о запрете петушиных боев как одной из разновидностей азартных игр.
12.Развивающие досуговые формы в России в XIX-XX вв.
Развивающие виды досуга формировались преимущественно в процессе отдыха российской интеллигенции, которая способствовала развитию в первой трети XIX – начале XX вв. интеллектуального и художественного потенциала российского общества. Общество становилось на путь индустриального развития, что требовало определенных знаний. Начиная с середины XIX в. в Рос-
сии параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные, земские и муниципальные. Это стимулировало обучение немассовым профессиям и образованию.
Претерпели изменения и массовые формы досуга. Появились специальные помещения для выступлений артистов, куда специальные зазывалы приглашали на представления .Обычными видами развлечений в XIX – первой половине XX вв. для широких слоев населения были карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Зимой – катания с ледяных гор. Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года – проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили Масленица, Иван Купала. Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах России носили во многом современный характер, как по содержанию, так и по формам. Возрос спрос на оперетту, романсы – классический, цыганский, городской. Входил в моду кинематограф. До 200 тыс. зрителей собирались, чтобы посмотреть «мертвую петлю» в исполнении авиатора А. Габера-Волынского. Популярны были автогонки. На арене цирка выступали борцы Поддубный, Заикин, Крылов. Своеобразной формой досуга в XIX в. было посещение ресторана. На окраинах страны основной формой досуга оставалась традиционная культура.
13.Свободное время и досуг в советский период
Советский период – особое время в истории государства. Этнонациональные традиции и религиозные механизмы развития досуга стали не актуальны. Утверждалась вера в коммунистическое будущее.
Государственные, партийные органы регулировали финансирование культурно-массовых учреждений, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность. Одной из наиболее популярных форм организации досуга в советское время была клубная деятельность, которая также была подчинена идеологическим целям и задачам. Часто танцы в клубе начинались только после чтения лекции о международном положении. Люди хотели беседовать, играть в карты, настольные игры, отдыхать. Они встречались в кружках по интересам – шахматы и шашки, художественного слова, танцев, театральных. Основной формой работы клубов стала художественная самодеятельность. Среди людей постарше появились объединения спортивных болельщиков, рыболовов. Во дворах стали собираться юноши, мужчины.