Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".
Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для культурно-досуговой деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.
Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она:
- основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;
- ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;
- имеет огромный арсенал
- дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее.
Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.
Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции культурно-досуговой деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.
Следует отметить, что функции культурно-досуговой деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.
Различные учреждения культурно-досуговой сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.
На трансформацию принципов культурно-досуговой деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов культурно-досуговой деятельности выделяют следующие:
В современных принципах культурно-досуговой деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.
В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.
17. Разновидности
досуга и классификация
Виды досуговой деятельности
и занятий человека в свободное время
весьма многообразны по содержанию, типологическим
свойствам, различны по формам проведения
и организации. Существовавшие в прошлом,
а также современные типы, виды и формы
досуга действительно трудно охарактеризовать
исчерпывающим образом, так как они имеют
почти безграничный спектр проявлений.
Разновидности досуга к тому же постоянно
умножаются за счет рождения новых видов
и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга
по ряду критериев, которые формируют
эти типы, виды досуговой деятельности
и разновидности досуговых занятий.
Типология досуга,
основанная на содержательном и мотивационном
разнообразии досуговой деятельности:
1) Культурно-творческий
тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется
одним общим признаком – создание или
воспроизводство материальных и духовных
ценностей и включает в себя художественное
и научно-техническое творчество, общественную
деятельность, различные формы самообразования.
2) Культурно-потребительский
тип. При всем разнообразии входящих в
него занятий их объединяет одно общее
свойство - потребление духовных ценностей
(чтение книг, газет, журналов, просмотр
телепередач, посещение кинотеатров, театров,
музеев, концертов и т.п.).
3) Рекреативный тип,
объединяющий различные виды отдыха и
развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях,
посещение танцевальных вечеров, кафе,
ресторанов и т.п.
Разные направления
досуга в зависимости от форм проведения
и организации:
1. досуг, реализуемый человеком или группой
лиц на основе этнонациональных традиций,
приобретающий спонтанный и органичный
характер, проводимый в привычных и распространенных
формах. Такой досуг, как правило, не требует
сложных приготовлений, дорогостоящего
оборудования. К нему следует отнести
настольные игры, застолья, встречи, а
также традиционные этнические праздники
и обряды, народные игры, соревнования,
спортивно-оздоровительные занятия на
свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.
2. специально организованный досуг особенно
характерен для групповых и массовых мероприятий,
требует особых навыков разработки, реализуется
после предварительной подготовки. Для
такого вида досуга необходимы место (помещение
или открытое пространство), материально-техническая
база, специальное оборудование (техника,
тренажеры, мебель и др.), кадры.
Досуг, связанный
с местом проведения. В данном случае выделяют
две основные формы досуга: домашний и
внедомашний. Такое разделение зародилось
еще в Древнем мире и продолжает оставаться
значимым до сего дня.
Домашний досуг исключительно важен
для каждого человека в течение всей жизни,
поскольку связан с развитием внутреннего
мира человека. В это время человек может
оставаться один и заниматься чтениям,
просмотром телевизионных передач, в кругу
родственников – отмечать праздники,
приглашать гостей и ходить в гости, играть
с детьми и т.п.
Внедомашний досуг люди проводят по месту
работы или учебы; в учреждениях культуры,
в пунктах общественного питания, на природе,
в сельской местности и др.
По критерию
досугового времени выделяют:
1) Микро-досуг, который
занимает небольшой промежуток времени
(развлечения, разгадывание кроссвордов,
чтение книг и т.п.);
2) Макро-досуг обусловлен
большим временным интервалом, который
образуется после работы, в выходные и
праздничные дни (активный отдых на свежем
воздухе, праздники, экскурсии, хобби);
3) Мега-досуг определен
самым большим временным промежутком,
например, отпуск, каникулы (путешествия,
творческая деятельность, самообразование,
праздники).
Классификация
досуга по числу участников. По мере перехода от
малочисленных групп к группам со средним
и с высоким и сверхвысоким числом участников
меняются организационные приемы и технологии,
что связано с изменением материально-технических,
финансовых и кадровых показателей. Число
участников досуговых групп может быть
следующим:
- небольшая группа участников досуга
(2-7 человек);
- средняя группа (до 30 человек);
- большая группа (30-100 человек);
- сверхкрупная группа (более 100 человек,
ориентировочное число людей, за действиями
которых конкретный человек может наблюдать
в стабильной ситуации, продуцируя ответную
реакцию).
На многолюдных гуляньях,
в местах зрелищно-массовых мероприятий
собираются одновременно тысячи и десятки
тысяч людей. В этом случае речь идет омассовой аудитории досуга. Безусловно, человек
не способен одновременно общаться с таким
количеством людей. Здесь нужны особые
способы и технологии организации досуговой
деятельности.
Классификация
досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия
можно классифицировать по сложности
структурного строения. В этом случае
можно выделить такие формы досуговой
деятельности:
1. одно несложное занятие, которое может
состоять из ряда этапов и несходных между
собой процедур — уход за цветами, чтение
книги дома или в общественной библиотеке,
загорание на пляже;
2. несколько относительно простых занятий,
к которым субъект досуга может обращаться
одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят
беседа пришедших вместе людей, выбор
напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах,
просмотр концертных номеров;
3. сложное по структуре
досуговое занятие, которое в
свою очередь может состоять
из комплексных мероприятий, одновременно
происходящих или следующих
Еще более сложный
характер приобретают некоторые виды
досуговой деятельности, в рамках которых
организуется ряд самостоятельных и сложных
культурных мероприятий. Многие из них
имеют несхожий характер, что позволяет
участникам выбирать наиболее предпочтительные.
В этом случае реализация разных видов
занятий растягивается на несколько дней
и перемежается с занятиями чисто утилитарного
назначения. К такому типу досуговой деятельности
принадлежат, например, разного рода фестивали,
смотры, карнавалы, а также туристические
путешествия.
Досуг разных
социальных слоев — возрастных, гендерных,
социально-имущественных, образовательных. Для организаторов
досуга данная классификация досуга приобретает
важное значение. Особо учитывается такой
критерий, как возраст субъектов досуговой
деятельности. Особое внимание уделяется
досугу детей и молодежи (дошкольников,
школьников младших, средних, старших
групп, подростков, студентов и др.), а также
людей старших возрастных групп (лиц пенсионного
возраста).
В практике досуговой
деятельности не принято специально выделять
досуг мужчин или женщин. Тем не менее,
имеются досуговые занятия, к которым
тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка,
охота, участие в некоторых видах спорта
и др.) или по большей части женщины (рукоделие,
цветоводство и др.). Женщины также в большей
степени ценят досуг как средство общения,
предпочитают ходить в гости, беседовать
с близкими и знакомыми и т.п.
На досуговые предпочтения
влияют также такие показатели, как характер
труда, профессия, уровень образования,
а также уровень доходов (высокообеспеченные,
среднеобеспеченные, малообеспеченные
слои населения). Немаловажно также место
проживания потребителей досуговых услуг:
жители мегаполиса, крупного, среднего
или небольшого города, поселка или села.
Предпочтения жителей города и села заметно
разнятся.
Другие виды
и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии
разделения досуга, которые широко не
распространены в аналитической литературе,
они чаще всего имеют вспомогательный
характер.
Выделяют серьезные и обычные в
В отличие от серьезного
досуга обычные занятия не затрагивают глубинные
структуры личности, не формируют творческих
качеств личности. Их выполнение требует
от человека минимальных усилий и стандартных
действий — пассивный отдых дома, прогулки
на воздухе, загорание на солнце.
Также разделяют реальный
досуг (общественно-полезный) и мнимы
Реальный досуг никогда не находится
в разрыве как с самой личностью, так и
с обществом. Наоборот, это состояние деятельности,
создание свободы из необходимых повседневных
дел, время для отдыха, самоактуализации,
развлечения.
Мнимый досуг– это, прежде всего,
насилие над собой или над обществом, и,
как результат, – разрушение себя и общества.
Мнимый досуг обусловлен неумением организовать
свое время, это бесцельное времяпрепровождение,
приводящее к асоциальным поступкам.
Социологами были определены
и другие виды досуга: пассивный (
18. Досуг разных социальных слоев — возрастных, гендерных, социально-имущественных, образовательных.
Для организаторов
досуга данная классификация досуга приобретает
важное значение. Особо учитывается такой
критерий, как возраст субъектов досуговой
деятельности. Особое внимание уделяется
досугу детей и молодежи (дошкольников,
школьников младших, средних, старших
групп, подростков, студентов и др.), а также
людей старших возрастных групп (лиц пенсионного
возраста).
В практике досуговой
деятельности не принято специально выделять
досуг мужчин или женщин. Тем не менее,
имеются досуговые занятия, к которым
тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка,
охота, участие в некоторых видах спорта
и др.) или по большей части женщины (рукоделие,
цветоводство и др.). Женщины также в большей
степени ценят досуг как средство общения,
предпочитают ходить в гости, беседовать
с близкими и знакомыми и т.п.
На досуговые предпочтения
влияют также такие показатели, как характер
труда, профессия, уровень образования,
а также уровень доходов (высокообеспеченные,
среднеобеспеченные, малообеспеченные
слои населения). Немаловажно также место
проживания потребителей досуговых услуг:
жители мегаполиса, крупного, среднего
или небольшого города, поселка или села.
Предпочтения жителей города и села заметно
разнятся.
19. Досуг, связанный с местом проведения.
В данном случае выделяют
две основные формы досуга: домашний и
внедомашний. Такое разделение зародилось
еще в Древнем мире и продолжает оставаться
значимым до сего дня.
Домашний досуг исключительно важен
для каждого человека в течение всей жизни,
поскольку связан с развитием внутреннего
мира человека. В это время человек может
оставаться один и заниматься чтениям,
просмотром телевизионных передач, в кругу
родственников – отмечать праздники,
приглашать гостей и ходить в гости, играть
с детьми и т.п.
Внедомашний досуг люди проводят по месту
работы или учебы; в учреждениях культуры,
в пунктах общественного питания, на природе,
в сельской местности и др.
20. Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания
Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в
организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для национальныхменьшинств и т. д.).
Рекреационная анимация
– вид досуговой деятельности,
направленной на восстановление
духовных и физических сил
человека. Программы, реализуемые с
рекреационными целями, могут проводиться
как туристскими предприятиями
с туристами и гостями, так
и досуговыми учреждениями с
местными жителями. Это дает нам
право утверждать, что понятие
«рекреационная анимация» шире,
чем понятия «туристская
Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.
Туристская анимация – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ необходимо учитывать возраст туристов, национальность, место проведения анимационной программы.
Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
1. Анимационные туристские маршруты (анимационно-туристские маршруты) – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, перемещения от одной анимационной
услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.
В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби). К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных