Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка
Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.
Каковы же общие черты средневековой философии?
Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное существо, абсолютное начало. Это положение дополняется и уточняется креационизмом (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в елином акте. Из этих двух положений вытекает и третье - провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средневековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.
Средневековье условно делится на три основных периода:
В культуре средневековой Европы отметим
следующие достижения:
• появление новых форм живописи – монументальная
храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные
миниатюры;
• активно развивалась устная поэзия,
особенно героический эпос. Эти легенды
исполняли певцы-музыканты (Англия, Скандинавия);
• значительное явление во французской
литературе XII-XIII вв. - поэзия вагантов
– странствующих поэтов;
• в английской литературе XIII в. получили
распространение баллады, например «Баллада
о Робине Гуде»;
• новшества в архитектуре – строительство
соборов, замков, крепостей;
• появление нового стиля в архитектуре
– готики. Готический стиль особенно был
развит во Франции. Для него характерны
высокие колонны, собранные в пучки и перекрещивающиеся
на большой высоте, тонкие стены, огромные
окна, украшенные витражами. Характерная
черта готики – устремление зданий ввысь.
Билет №12
Христианская концепция мира и человека.
Христианство(греч. Христос- помазанник). Зарождается в 1 веке н.э. как одна из сект иудаизма в Палестине, который был Восточной провинцией мира. Христианство провозгласило, нет Эллина, ни Иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Христиане перестали быть гонимыми.
Христианство провозгласило
Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Бог как творец тварный мир несет на себе печать его творений, поэтому христианский мир несет на себе печать его творений, поэтому христианский мир широко раскрылся вверх в сторону неба. Бог рассматривался как существующий в мире, так и вне мира. Бог Библии не вмещаем никаким пространством даже духовным. Любая созданная Богом вещь несет на себе отпечаток Божеств, т.к. бог пребывает во всем.
Идеалом становятся простецы, дети. В церкви каждый человек это ребенок. Чтобы стать большим, необходимо сделаться маленьким.
Избранники Христа- это низшие слои, бедные или угнетенные. Индивид был опутан сетью обязательств и солидарностей, среди которых наиболее важными были феодальные. За человеком не признавалось право существования его как единичной индивидуальности. Важнейшей была идея группы. Обособление считалось большим грехом. Гордыня объявлялась матерью всех пороков.
Билет№13
К XI—XII вв. в искусстве формируется так называемый романский стиль. В это время складываются феодальные княжества. Строятся замки и монастыри. Последним принадлежат огромные богатства и средства, поэтому главным заказчиком художественных произведений являются монастыри, и все основные художественные ценности находятся в них. По этой причине романское искусство называют «монастырским» искусством. Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные членения в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и т.д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.
Основные элементы Романского стиля:
Готический стиль
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования
общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали
исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное
стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного
искусства в течение второй половины средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по
всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в
Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы
и в XVI веке.
Характерными чертами
стиля готика являются вертикальность
композиции, стрельчатая ярка, сложная
каркасная система опор и ребристый
свод. Преимущество использования ребер
заключается в том, что свод может
быть больше, вследствие чего уменьшаются
возникающие от него нагрузки. С
развитием стиля готика готическое
пространство значительно изменяется.
Если разнообразная в своих
Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.
14 вопрос.
Художественный язык древнерусской иконы.
Основные школы и иконописцы.
Иконописный
канон – это отдельная и
требующая специального изучения тема.
Перечислим некоторые основные правила:
Пропорции. Ширина древних икон соотносится с высотой
3:4 или 4:5, независимо от размеров доски
иконы.
Размеры
фигур. Высота лица равна 0,1 высоты
его тела (по византийским правилам рост
человека равняется 9 мерам головы). Расстояние
между зрачками равнялось размеру носа.
Линии.
На иконе не должно быть рваных линий,
они либо замкнуты, либо исходят из одной
точки, либо соединяются с другой линией.
Линии лика тонкие в начале и в конце, а
в середине имеют утолщения. Линии архитектуры
везде равной толщины.
Использование
обратной перспективы – состоящей
лишь из ближнего и среднего планов, дальний
план ограничивался непроницаемым фоном
– золотым, красным, зеленым или синим.
По мере удаления от зрителя предметы
не уменьшаются, а увеличиваются
Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.
Язык иконы лаконичен. Ненужных деталей в иконе не должно существовать. Пейзаж если и присутствует, то лишь условно и схематично.
Здесь каждая деталь лица, жест или положение тела имеют символический характер:
В иконе главное - лик святого, озаренный сиянием вечности, остальные детали второстепенны.
Основные школы древнерусской иконописи:
1) Новгородская школа.
2)Московская школа.
3) Псковская школа.
4) «Строгановская»
5) Киевская.
Иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный.
Вопрос 15.
Начало развития древнерусской
архитектуры, скорее всего, стоит отнести
к Х веку. Именно тогда на территории
Руси начинаются большие постройки,
строительства общественных зданий,
в первую очередь, храмов. Не стоит
отрицать, что в древнерусской
архитектуре очень много от византийского
искусства. Затем последовало много
интерпретаций и точное, полное формирование
древнерусской архитектуры
Основными чертами этого направления
можно назвать следующее: четкая и ясная
форма конструкций, просторные сооружения,
масштабные пропорции зданий, ощутимая
соизмеримость пространства помещения
и его массы. Особенностью именно древнерусской
архитектуры стали крестово-купольные
храмы, а к концу XVI столетия начались еще
стройки шатровых храмов-башен.
Неоспоримой особенностью этого искусства
стоит также назвать символику, которая
прослеживалась во всех элементах строения.
Например, в храмах делалось 3 двери, что
означало места для веры, надежды и милосердия.
Стены служили оградой человека от греха,
контрфорсы опоры обеспечивали силу духа
и воли, крыша означала милосердие. Колонам
отводилось значение догмат верования
и сводам – пути спасения. А шпиль означал
Божий перст, который показывал на цель
для человечества – на небеса.
Еще древнерусскую архитектуру отличало
то, что зодчие (архитекторы того времени)
стремились вписывать здание, какое бы
то ни было, в окружающую местность. Они
не природу подстраивали под строительство,
а наоборот. Для строительства храмов,
место выбиралось особо тщательно, во
внимание брались и расположение от воды,
восхода солнца. Особое место в развитии
древнерусской архитектуры занимает строительство
из дерева. Используя один топор и лес,
рубались (как принято было говорить в
то время) всевозможные дома.
Типы храмов:
Билет №16.
Основными чертами культуры Возрождения являются: