Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социально-культурная деятельность".
Сущность понятия «социально-культурная деятельность».
СКД – высший уровень деятельности человека как общественного существа (М.С. Каган, 1974)СКД – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., 1995).СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. (М.А. Ариарский, 2001).СКД – сознательная, преднамеренная, орагнизованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения (Ж.Р. Дюмазедье, 1954)СКД – совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностейв регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Ярошенко Н.Н., 2001).
Место теории социально-культурной деятельности в системе научного знания
Наука-целенаправленная д-ть,/ ставит
своей целью создание н обоснованных знаний(критерии:объективность/
Наука развивается под воздействием
опред закономерностей:
/дифференциация и интеграция.
Семейство педагог.наук. интересуется ?? бытования Ч-а в рамках СКд(как Ч включ в мир к-ры,процесс воспитания Ч-а как субъекта к-ры, превращ абстракт ценностей в механизмы регуулирования,?? Педагог процесса в услових свобод времени). Области,/ изучаются в теории СКД:*разработка теоритико-методологич основ СКД*изучение истор опыта возникновения и развития СКД*разработка методов и методик,/ используются в учреждениях СКД
Объект и предмет теории социально-культурной деятельности.
Современная теория рассматривает
культурно-досуговую
А вот другое определение,
на которое особенно рассчитывает желающий
понять, что же такое КДД, читатель
учебника: «Предметом культурно-досуговой
деятельности является изучение (?- В.Т.)
различных содержательных механизмов
общественного сознания, существующего
как целостное отражение
Становление и
развитие социально-культурной деятельности
как направления научных
Возникла в 1890(теория внешкол
образования)-полит-
Основные научные парадигмы и школы теории социально-культурной деятельности.
Парадигма с точки зрения
Кунна-система идей,/ господствует в определн
период времени. Почва, на / стоит научн
мир. Парадигма существует в широк обл
науки. Теория опрел факты, а не наоборот.ВОЗНИКНОВЕНИЕ:*
Парадигмы СКД(по Ерошенко) 1)парадигма граждан инициативы-характерна д/периода создания предпосылок д/создания теории(к 19-н 20вв).2)пар педагог воздействия-первые исследования (к20-80е гг) СКД,ее задачи, воспитание и воздействие на Ч-а/ противопоставление к-ры массовой и элитарной.внеш соц заказ: пропаганда, формирование советского Ч-а.3) пар соц активности в соц-культурной сфере(н 90х гг 20 в) условия д/самореализации Ч-а, активный субъект-не специалист,а аудитория, нацелена на мах свободу Ч-а, в / он может реализовать себя.
Культура: способы понимания и эволюция представлений.
К-ра-от лат.процесс возделывания
земли,Цицерон «Тустуланские рукописи»-1
упоминание к-ры как возделывание ч-ом
самого себя,своей души.эпоха просвящения(фр.18
в)*Дидро,Вольтер,Монтескье,
Закономерности и принципы социально-культурной деятельности
Закономерности СКД-система
устойчивых связей,/ устанавливаются
в процессе СКД.1_гуманистическая
направленность2)творческие начала(не
только создание, но и восприятие,сохранение
и тд)3)удовлетворение и последовательное
возвышение духовных интересов и потребностей
людей. Принципы СКД-положения,/ отражают
ее закономерности:1)п-п добровольности
и общедоступности СКД(сп-ть воспринимать,здоровье,
Функции социально-культурной деятельности.
категории, выражающие проявление
свойств СКД, ее предназначенности
к определенным конструктивным действиям,
которые реализуют
Средства социально-культурной деятельности
Средства СКД – духовные и материальные
виды деятельности, источники и инструменты
создания благоприятной культурной среды,
идейно-эмоционального воздействия на
сознание, чувства и поведение людей, вовлечения
их в мир культуры, в процесс создания,
освоения, сохранения, распространения
и дальнейшего развития ценностей культуры.Средства СКД
- набор инструментов идейно-эмоционального
воздействия, используемых в организации
СКД. Они подразделяются на:* Художественно - выразител
Формы социально-культурной деятельности.
утвердившаяся на практике система
применения совокупности опред средств
и методов вовлечения людей в процесс
создания, освоения, сохранения и распространения
ценностей к-ры, в различные виды социального,
научно-технического, художественного
творчества.Форма СКД - способ
организации СКД, самостоятельная, запланированная,
целенаправленная акция. Содержание деятельности
должно обязательно облекаться в определенную
форму. Формы по широте участия аудитории
бывают индивидуальные, групповые и массовые,по
степени устойчивости воспитательного
воздействия:стабильные(*клубы,
Методы социально-культурной деятельности.
система информационного
и идейно-эмоционального воздействия;
совокупность способов совместных действий
организаторов и участников социально-культурной
деятельности, направленных на решение
конкретных просветительных, воспитательных
и иных культуросозидающих задач.Метод
- это пути достижения постановленной
цели, способы и приёмы практической реализации
деятельности.. Группы методов:м формирования
общ-го сознания(*комментирование,
Этапы формирования культуры личности.
Хоменизация-приобщение к Ч-му роду, освоение базовых основ гигиены, речии т.д. обучение основам саморегулирования. Адаптация органов Ч-а к окр.среде. социализация—и процесс, и результат вовлечения Ч-а в общ-во, освоение и воспроизводство соц.опыта, прием норм соц отношений. Адаптация Ч-а к общ-ву
Социализация личности: сущность, факторы, возможные проблемы.
Социализация - процесс и результат вовлечения
человека в социум, освоения и воспроизводства
социального опыта, принятия требований,
норм и принципов общественных отношений.агенты
социализации-те,кто воздействует и влияет
на социализацию Ч-а. Факторы воздействия-макро-действует
на уровне общ-ва в целом(*полит режим,система
образования,средства мас коммуникации)/мезо-действуют
на большие соц.общ-ва(*традиции региона,этнич
особенности,особенности языковой группы)/микро-воздествую
на Ч-а(*семья,учителя). Периоды социализации:дотрудовая,
Сущность процесса инкультурации. Культурная компетентность: сущность и структура понятия.
Вовлечение Ч-а в мир к-ры, в процесс коммуникации, освоение норм и правил(=присвоение), ценностей к-ры. Результатом явл формирование 2 качеств: к-ой грамотности(набор знаний Ч-а о той или иной к-ре) и к-ая компетенция(умение использовать набор знаний о к-ре). Составляющие к-ой компетенции:1)компетентность по отношению к институциональным нормам соц организации.2)комп по отн к конвециональным нормам соц и к-ой регуляции.3)к по отн к кратковременным, но остро актуальным образцам соц-ой престижности(т.е. знание и умение use в повседн д-ти приходящих норм .4)к, выраженная в уровне владения языками соц-ой коммуникации.5)к, выраженная в уровне умения работать с инф-ей, разной по содержанию и форме представления.)
Сущность процесса индивидуализации.
раскрытие индивидуальности человека, уникальности его личности, создание благоприятных условий для развития способности к любым видам творчества, раскрытие специфических талантов, дарований.
Формирование культуры
личности как социально-педагогическая
проблема и задача специалиста социально-
Задачи естественно-к-ые, соц-к-ые, соц-психологические. Биологические факторы влияют на формирование. Подходы: социоцентрический- Ч развивается в общ-ве, антропоцентрический-Ч-центр, саморазвитие. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Средства и принципы
социально-педагогического
1)п-п ценностной ориентации(
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"