Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социально-культурная деятельность".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_osnovy_SKD.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

 

Благоприятная социально-культурная среда как фактор формирования культуры личности и ее основные характеристики.

Требования:гуманность, доверие к Ч-у,безопасность, возможности д/личностного роста,возможности д/творческой самореализации,эстетич и нравственного развития. Как итог:формирование к-ры личности

 

 

Основные сферы  проявления культуры личности и способы  ее формирования.

Сфера нравственной, граждан, политич, правовой, экономич, психологич к-ры, эстетической и к-ры быта. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.

 

 

Понятие социально-культурной активности. Социально-культурная активность как характеристика личности.

интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию  и находящее свое выражение в  нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять  инициативу в деятельности, связанной  с созданием, освоением, сохранением, и дальнейшим развитием ценностей  культуры.

 

Педагогический  потенциал социально-культурной деятельности и основные сферы его реализации.

Сферами реализации педагог  потенциала являются досуг, творчество, образование, народ худ. К-ра и сфера адаптации и реабилитации.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании  процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: 
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей; 
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; 
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

 

Досуг как сфера  реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности.

Рациональная организация  досуга, реализующая 2 его основ ф-рекреативную и развивающую. И осуществлять их должен специалист, способный принять на себя создание в сфере свобод времяпрепровожд условий д/отдыха и дальнейшего развития физич и духовно-творч потенций личности(по Ариарскому). Должны владеть педагог мастерством эффективно воздействовать на поведение, д-ть и отношения людей в сфере свобод времени, усвоить п-пы коммуникативной, общ-организаторской д-ти, овладеть методикой сотворчества как основ субъект-субъектных отношений организаторов и участников соц-к-ых акций. От специалиста требуется не только самому освоить досуг квалификацию, но и обучить к-ре досуга разные слои населения. Координировать соц-к-ые инициативы, разрабатывать и осуществлять целевые к-но-досуговые программы.

 

Досуг как составляющая бюджета времени человека: сущность и функции.

Досуг как синоним свободного времени(свободное от каких-л обязанностей:рабоч, домаш, граждан и т.д.), д-ть в свободное время. Бюджет времени – характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года и т. п. Включает:рабочее время; необходимое внерабочее время; свободное время. Функции: рекреативная(возможность снятия напряжения), развивающая(реализация творческого потенциала, умств.способностей) и компенсаторная(компенс того,чего Ч не получает в раб время)

 

 

 

Концепции досуга в современной науке.

*деятельностная:Д-неотъемлемый компонент жизни Ч-а, Д как дополнение к чему-то неразрывно связан с труд д-ью, восстановление сил, подготовка к н д-ти, имеет второстеп роль*медико-биологическая-Д-та д-ть,/ должна подготовить к н д-ти, рассматривается с мед точки зрения(*санатории, дома отдыха)*экологическая-рекреативная ф Д-а-основной ресурс-природа(преобразование природы и отсутствие воздействия, создание заповедников и тд.)*технико-экономическая-Д-еще 1 индустрия, сфера услуг,чья задача заключ в мах эффективным способом удовлетворить потребности, получение прибыли от организации мероприятий*соц-управленческая-Д-способ управления Ч-ом в общ-ве, формирование «удобного гражданина»*культурологическая-Д-самостоятельная ч жизни Ч-а,/ не несет обслуж функц, вид д-ти, когда Ч может реализовать все, что не смог сделать во время рабоч и внерабоч д-ти.

 

Специфика досуга в современном обществе.

Самое большое ко-во свобод времени, чем когда-л. Большие затраты на организацию. Критерий эффективности- степень удовлетворенности. Д-ая д-ть-результат личностного своюодного выбора Ч-а. сегодня выбор практически ничем не регламентирован, но он обусловлен внеш.факторами.(соц-эконом,соц-демограф,к-ые). Досуг как показатель соц статуса. д/досуга хар-н поиск разнообразия. Массовость досуга,стандартизация. Одомашнивание досуга/досуговые иммиграции

 

 

Культура досуга, досуговый потенциал и досуговая  квалификация.

Досуг потенциал-кол-во свободного времени, / есть и / можно потратить. Досуг квалификация- знания и умения, навыки, / позволяют рационально организовать досуг. К-ра досуга- кач-во личности, уровень развития, / отражает потребность рационально организовать свое свободное время и умение это делать

 

 

Сущность понятия  «социально-культурная активность»  и культурно-досуговая деятельность как область ее проявления.

СКД-обл соц-к-ой активности, проявляемой в сфере свободного времени. Со-к-ая активность- характеристика Ч-а, / отражает стремления и способности в осуществлении создания, развития, распространения и тд. Культур ценностей. СКА в свобод время-к-но-досуговая д-ть. Определяется факторами: видовое разнообразие(разнообраз, не слишком разнооб, неразнообр.), активность досуговой д-ти, степень включенности в культуро-творческий процесс. 3 типа досуга:к-но-творческий, к-но-потребительский, рекреативный.

 

Функции культурно-досуговой  деятельности.

1)информационно-просвятительная2)культуро-творческая3)рекреативно-оздоровительная(*снятие напряжения, отдых)4)коммуникативная(реализация потребностей Ч-а в личностно-значимом общении)

 

 

Народная художественная культура как сфера реализации педагогического  потенциала социально-культурной деятельности.

Социальное освоение нхк в рамках досуга.К важнейшим сферам скд относится изучение народ промыслов, традиций, обычаев, народ к-ры в таких ее аспектах, как языки, диалекты говоры и самодеятельное народ творчество.В наст время возникла необходимость в обеспечении взаимосвязи концепций современной культуры с идеей национально-культурного возрождения России. Многовековым опытом нхк подтверждена устойчивость воздействия традиций на стабилизацию человеческих взаимоотношений и воспитание молодежи. Широкое распространение получил опыт исследования культурных ценностей в разных социально-территориальных общностях.В настоящее время увеличился разрыв между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения широкими слоями населения. Поэтому политика соц. культуры направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции. Существенный вклад в данную политику вносит совместная деятельность местных культ-досуговых учреждений, культ. центров, клубов, землячеств, ассоциаций культурных промыслов, этнографических музеев..Одним из основных направлений деятельности явл. работа по поддержанию ремесел. Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций, охватывает многочисленные слои населения. Нац. культ. центры, общества и землячества имеют право разрабатывать и представлять в соответствующие органы гос. власти предложения о сохранении и развитии нац. культуры. Они распологают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, созданию этнографических и краеведческих музеев. Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание сети центров и пунктов, работающих на материале местных к-ных традиций и опирающихся на местные ресурсы и общ-ную инициативу.К 1 из наиболее обширных сфер реализации нхк является международное культурное сотрудничество, которое направлено на создание толерантности.Ярко выражены элементы нхк в семейном досуге - молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества, фолькл. ансамбли. Все чаще организация мероприятий основывается на традициях народных праздников и гуляний.

 

Творческая деятельность как сфера реализации социально-культурной активности личности.

Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется  социально-культурная деятельность, являются художественная к-pa и искусство. Поскольку искусство явл не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - 1 из важнейших способов эстетического освоения мира. Ч/з эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков,

на приобщении дошкольников и школьников к худож к-ре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества. Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и

педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах.

 

Реализация педагогического  потенциала социально-культурной деятельности в сфере образования.

Наиболее актуальным для  наступившего ХШ века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жиз.ни современной России и в целом мирового сообщества. В «Национальной доктрине...» достаточно емко и последовательно обозначены главные ориентиры отечественного образования.Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие национальных культур народов России; воспитание граждан правового, демократического, цивилизованного государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокими нравственными принципами. Это разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие молодого поколения, культивирование навыков самообразования для творческой самореализации личности. Это формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, мировосприятия и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэтнических отношений. Это систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного,направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения Качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. При характеристике образования мы исходим из его сути как творческой деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. В научной литературе образование трактуется как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компетенции. Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогич стратегиях и технологиях. Целью образования становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу. Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, высшее,дополнительное образование. Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии,проекты и программы. В образовании, как одной из наиболее фундаменталънъгх социально-культурных систем, выделяются три среза Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг Второй срез - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности И третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.В самом этом членении образование предстает как сложно организованная система общественных практик, имеющих ряд важных стратегических эффектов воздействия на общество Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни В этом заключаются общественные функции образования.Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества.

Реализация педагогического  потенциала социально-культурной деятельности в сфере социальной защиты и реабилитации.

Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка  незащищенных слоев населения, забота о соц и к-ном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям рос общества. Основ объектом социально-к-ной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые-инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе. Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. В широк смысле социал реабилитация представляет собой систему юридич, медицин, психологич, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различных сферах своей жизнедеятельности. Целью соц реабилитации является соц интеграция- процесс, / характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально- культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-л причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых ff в адекватном для него социально-культурном пространстве. Следуя логике концептуального подхода к этой сфере обществевенной практики социально-культурной деятельности, обладающей огромным, не востребованным до конца воспитательным потенциалом, процесс социально-к-ной реабилитации предстаёт перед нами в нескольких значениях. Во-1, это обширная область профессиональной деятельности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой, широким диапазоном востребованных здесь профессиональных умений и навыков и объединяющая специалистов медико-социального, психологического и культурологического профиля. Реабилитационная деятельность требует от них обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное, формирования у них убежденности и устойчивой привычки к систематической д-ти в достаточно слож соц среде. Во-2, это крупная самостоятельная отрасль науч знания, / затрагивает многие области к-ры, образования, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психологии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствоведения и др науч дисциплин. В-3, это совокупность различных по назначению и показаниям социально-культурных реабилитационных методов и технологий, многие из / практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"