Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социально-культурная деятельность".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_osnovy_SKD.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

 

Субъекты социально-культурной деятельности.

*гос-во,осуществляющее правовое, эконом, организационное обеспечение соц-к-ой д-ти, формирующее ее матер и кадровую базу*общ-во как носитель духовной целостности и историко-к-ой самобытности*население, соц институты, общ объединения опред региона как совокупность соц-к-ых сил*отраслевые организации и учреждения*семья*личность как инициатор процессов к-го развития и организатор соц-к-го творчества

 

Понятие социальных институтов культуры. Институциональные  и неинституциональные формы социально-культурной деятельности.

Социальные институты  культуры – социальные установления, обладающие целенаправленностью, социальной значимостью, организационной структурой, временной устойчивостью, выстраивающиеся вокруг той или иной фундаментальной потребности, объединяющие людей в группы на основе какой-то совместной задачи, выполняют какую-либо культурную функцию. Существуют в узком(учреждения, объединения) и широком смыслах.  Институциональные-в виде организаций, учреждений. Неинституц-неформальные объединения...

 

Учреждения социально-культурной сферы – способы классификации  и виды.

Социально-к-ый институт в узком смысле. 1)соц институты духовного производства:научно-исследовательские учреждения, учр искусств, творч союзы и иные объед худ-творческой направленности2)образовательно-воспит учреждения:учеб заведения,дошкол учр, учр доп образвания.3)научно-просветительские учр:музеи,выставки, библиотеки,лектории.4)культуроохранит институты:заповедники,архивы.5)средства распространения к-ры:сми, книгоиздательства6)к-но-досуговые учреждения:клубы,дома и дворцы к-ры, кинотеатры.7)ведомственные к-но-просветительные учреждения:солдатские клубы, дома педагог просвещения, дома журналистов.8)санаторно-курортные и спортивно-оздоровит учр:санатории, профилактории, базы досуга.9)туристско-экскурсионные учр:туристские фирмы, гостиницы.10)учр развлекательно-коммерч Д:мюзик-холлы, казино, кафе, сауны.11)специфич каналы влияния на к-ру личности: пропаганда одежды, внеш вида,реклама,воздействие на детск досуг с помощью мультфильмов. По форме собственности:гос-ые,общ-ые,частные и акционерные. По территориальному признаку:сельские и городские. По масштабу д-ти: местные, региональные,федеральные, международные. По источникам финансирования: бюджет,небюджет,смешан. По аудитории:общедоступ и спцеализированныею по эконом статус:профитные и нон-профитные

 

Инфраструктура  социально-культурной деятельности и  ресурсная база социально-культурной деятельности.

Инфраструктура  СКД – совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления СКД на индивидуальном и общественном уровнях, призванных обеспечить удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры. Наряду с производственной и социальной инфраструктурой отдельными учеными выделяется экологическая инфраструктура (совокупность видов деятельности и материальных объектов по охране природы и окружающей среды) и институционная (или институциональная) - виды деятельности и представляющие ее ведомства и учреждения, направленные на осуществление административно-управленческих функций. В экономико-географических исследованиях внимание сосредотачивается на территориальном аспекте инфраструктуры.В отношении основных признаков инфраструктуры, наметился некоторый общий подход к определению данного понятия. Согласно ему главным признаком инфраструктуры признается обеспечение общих условий функционирования базовых- отраслей материального производства и нормальных условий для жизни людей. Значительное внимание уделяется анализу социальной инфраструктуры. Главной отличительной особенностью социальной инфраструктуры является ее направленность на удовлетворение социальных потребностей населения. "социально-культурная инфраструктура" возможно определить следующим образом: материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга. Такой подход позволяет включить в состав социально-культурной инфраструктуры не только институциональные, но и неинституциональные образования, способствующие организации досуга населения, и тем самым расширяет ракурс рассмотрения проблем, связанных с ее развитием.(Кисилева, Красильников,Туев и Павлюк)

 

Семья как социально-культурный институт и субъект социально-культурной деятельности.

1 из важнейших соц институтов к-ры явля институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначал основу семейных отношений составляет брак. Брак — исторически меняющаяся соци форма отношений м/у женщиной и мужчиной.  Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брач группу, но и как соц ку-ый институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих ff воспроизводства человеч рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному соц контролю ч/з систему позитивных и негативных санкций.  Семья явл первичной группой. Первич отношения- 1 Чд/др незаменим. Семья как соц институт к-ры возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Основная, 1 f семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основ f семья выполняет еще ряд др важных социальных ff: а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание к-го воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая—поддержание физич здоровья членов общ-ва, уход за детьми и престарелыми членами семьи, в) экономич — получение материальных средств одних членов семьи д/др, экономич поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) сфера первичного социал контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. (Пархоменко и Радугин)

 

Современная семья: типология, особенности и проблемы. Семья как фактор формирования культуры личности.

Характеристики:*демографическая-состав, возраст членов, пол,*соц-экономич-уровень доходов семьи,*соц-к-ые параметры-уровень образования,интересы,*технико-гигиенические-условия проживания. Типы семей. Состав: нуклеарная и расширенная. 1-детные,2-детные,многодетные. Полные/неполные. По хар-ру власти: патриархальные/ матриархальные/ элегитарные. Соц положение супругов: гамогенные и гетерогенные/гетерогенные и гамоганные. Благополучные/неблагополучные. Отлич черты совр семьи: семья создается на основе эмоц привязанности, более поздний брач возраст, более легкий разрыв отношений, семья обычно нуклеарн, повышение статуса ребенка и женщины. Процесс хоминизации, социализации, усвоение гендерных ролей, модель межличностных отношений, усв семей отношений, модель общ-ва, уровень жизн притязаний, отнош к знанию и образованию, система потребностей в сфере досуга.

 

 

Досуговая функция  семьи и организация семейного  досуга.

досуговая функция семьи  состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в совместном использовании  свободного времени, во взаимообогащении своих интересов; Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейный досуг также играл огромное значение с точки зрения педагогики, так как он в первую очередь ориентирован на поддержание семьи, скрепление связей между членами семьи и воспитание детей с устоявшимися устоями внутри семьи.Если взглянуть под другим углом, семейный досуг оказывает воспитательное и развивающее действие на все стороны жизнедеятельности малыша, приобщает его к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что собственно есть в человеке, позволяет разрешить собственные недостатки при помощи творческой активности. Семейный досуг – это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, местообитание и уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи. Зачастую в семьях родители проводят свой досуг за любимым хобби или за просмотром телевизора, что очень часто не совпадает с желанием детей, таких как: поиграть, заняться рисованием, прогуляться на улице и так далее.

 

 

Государство как  субъект социально-культурной деятельности и культурная политика.

Слабость сложившихся  демократических традиций, низкий общий  уровень политической культуры, неадекватно  воспринимаемая свобода как вседозволенность и резкое ослабление государственной  поддержки духовной жизни общества предопределили в России конца XX –  начала XXI веков социально-культурную ситуацию, которая, в свою очередь, привела  к упадку эстетического воспитания детей и молодежи, недоступности  ряда ценностей культуры большинству  населения страны, распаду процветавшей в период советской власти системы  культурно-просветительной работы, коммерциализации и в определенной мере криминализации рекреативно-развлекательной сферы. Практическое устранение государства от регулирования культурных процессов привело к значительному сокращению фольклорных коллективов, поставило в тяжелейшее положение деятельность оперных театров, симфонических и камерных оркестров, и в то же время открыло дорогу пропагандируемой со сцены, а порой и с телеэкрана воинствующей безвкусице и явной антикультуре. В этих условиях государственная культурная политика призвана:- осуществлять правовую, экономическую, организационную и моральную поддержку социальных институтов и отдельных лиц, создающих подлинные ценности культуры и способствующих сохранению и дальнейшему развитию национально-культурных традиций;- обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов, научно-просветительных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных, культурно-досуговых учреждений и других очагов национальной и общечеловеческой культуры;- возродить широко распространенную в 70–80-е годы прошедшего столетия идею эстетического всеобуча детей и молодежи и обеспечить ее реализацию в начале XXI века;- разработать и внедрить механизмы развития спонсорства и меценатства в социально-культурной сфере, государственной поддержки культурной деятельности социально незащищенных групп населения; - защитить население, и в первую очередь детей и молодежь, от черного пиара, от засилья квазихудожественной продукции, от пропаганды насилия, сексуальных извращений, бездуховности.. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества, организационно-управленческих принципов, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер по:- реализации созидающего потенциала культуры,- концентрации усилий на приоритетных направлениях ее развития, 
- сохранению национально-культурного наследия,- внедрению культуры в сферу производства, образования, общественных отношений, быта, досуга и других областей жизнедеятельности,- стимулированию социально-культурной активности населения,- осуществлению национальных, региональных, муниципальных и отраслевых культурных программ,- поддержанию диалога культур, международных культурных связей,- совершенствованию инфраструктуры социально-культурной сферы, 
- подготовке ее специалистов.Объект культурной политики - человек, социальные группы, общество.. Предмет культурной политики - процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедеятельности. Цель, сверхзадача культурной политики - развитие личности средствами культуры.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Социально-культурная деятельность"