Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:23, реферат
Когда речь заходит о том или ином представлении для детей, следует сразу выяснить, о детях какого именно возраста идет речь? Надо выделить четыре возрастных слоя:
Дошкольный возраст
Школьники младших классов
Школьники средних классов
Старшеклассники (тинейджеры).
Введение …………………….3
Глава № 1 Эстрадные представления для детей …………………….4
Глава № 2 Массовые праздники и представления …………………….17
Глава № 3 Особенности восприятия …………………….21
Заключение …………………….24
Список литературы …………………….25
Понятно, что нельзя перекладывать на плечи авторов, режиссеров и других участников детских представлений последствия тех или иных политических, экономических и прочих наших «взрослых игр», которые сегодня ведутся в стране, но и закрывать на это глаза было бы безответственным легкомыслием.
Сегодня во многих властных структурах появились отделы, официально именуемые «отделы по молодежной политике». Но реально «молодежь» это все те, кто вчера еще были просто школьниками, отличниками, двоечниками, прогульщиками. Теми, кто ни за что не хочет читать книжки, а только смотрит телевизор, где рассказывают не про «пятнадцатилетнего капитана», а про рожающих восьмиклассниц...
На практике оказывается,
что сегодняшние зрители
И сценаристы с режиссерами, получив такое задание от тех, кто платит, а, значит, и «заказывает музыку», исправно выполняют этот социальный заказ, например, на эстраде Гигант-холла казино «Конти».
Среди теоретиков есть такой термин, как «формирующийся зал», то есть зал, который усилиями ведущего и других исполнителей формируется в процессе самого эстрадного представления и начинает реагировать на происходящее почти единогласно. При этом большинство, естественно, подавляет меньшинство или склоняет его на свою сторону.
Детская аудитория, как правило, монолитна и единодушна уже с самого начала. «Эффект группы» здесь очень силен.
Дети даже разных возрастов, с малым количеством взрослых, сидящих рядом с ними, если можно так выразиться, почти хмелеют от того, что они в таком количестве и почти одни, без надзора старших. И этот «дух свободы» взвинчивает их, кружит им головы, толкает на странные, с нашей, взрослой точки зрения, поступки.
Так было и в гораздо более жесткие, с точки дисциплины, времена, не говоря уже о наших днях.
Когда на Новогоднем представлении во Дворце спорта «Юбилейный» зазвучала таинственная музыка, закрутился, отбрасывая разноцветные блики, зеркальный шар под потолком, а главное — стал гас-
нуть свет, семь тысяч школьников как один взревели, вытащили из карманов заранее приготовленные фонарики, бенгальские огни. Они поджигали особым образом упакованную фотопленку и бросали ее в разные стороны...
Кошмарное зрелище — особенно если учесть, что в эти минуты вместо Деда Мороза на эстраду вышла второй секретарь Ленинградского Горкома ВЛКСМ с намерением поприветствовать собравшуюся аудиторию...
Дети изначально несут в себе ожидание интерактивного общения с исполнителями, они отвечают на вопросы, поднимают руки, показывают, куда побежала Баба-Яга, сами принимают активнейшее участие в разных «погонях»... Дети с удовольствием «живут» в атмосфере представления, скепсис им не свойствен. Он начинает проявляться класса с 8-9-го.
В конце театрализованного концерта в Ледовом дворце один из исполнителей, уходя с эстрады, бросил в зал простую и, казалось бы, ни к чему не обязывающую фразу: «До новых встреч! Я приду к вам снова и, может быть, даже очень скоро, дорогие мои друзья!».
После окончания этого шоу одна из билетерш со слезами на глазах рассказывала, что один из маленьких зрителей ни за что не хотел уходить с мамой домой. А когда она ему сказала, мол, пойдем, все уже кончилось, видишь, артисты тоже домой пошли, ответил: «А они сказали, что еще придут!».
И это не выдумка, не анекдот, это — правда.
В этой связи перед нами во всей сложности встает вопрос так называемого «положительного героя» эстрадных представлений для детей, и в особенности транслирующихся по телевидению. Смена общественного строя в нашей стране совсем не сняла этого вопроса, а только обострила.
Ведутся дискуссии вокруг того, следует ли в обязательном порядке преподавать в школах Закон Божий или догматы мусульманской веры. Нужен ли среди преподавателей литературы и зоологии раввин? И эти дискуссии очень далеки от завершения. Ситуации порой возникают парадоксальные.
Одна из школьниц уже подала в суд на преподавателя биологии за то, что он неверно трактует теорию Чарльза Дарвина и она лично
никак не произошла от обезьяны, а наверняка каким-то другим способом. И это тоже не анекдот, а реальность, которая, впрочем, могла бы с успехом лечь в основание школьного «капустника» или игры КВН.
В том возрасте, когда неизбежно тем или иным образом, на тех или и иных основаниях формируется мировоззрение подрастающего поколения, очень важен выбор примеров для подражания. И ответ на вопрос, кем вырастет мальчик, напрашивается сам собой.
Поведение детей — зеркальное отображение поведения взрослых.
Сегодня разного рода детские коллективы — хореографические, вокальные, народные — желанные участники самых различных эстрадных представлений для взрослых. И причин тому множество. Первая — это экономическая выгода. Детям, выходящим на эстраду, не платят ни копейки. Немного платят только руководителям коллективов, а число участвующих детей может исчисляться сотнями.
Далее. Дети — это всегда трогательно. Как правило, — очень красиво. Коллектив детского цирка Дворца культуры имени М. Горького из года в год показывает уникальные номера. Песни, в том числе и специально подтекстованные, в исполнении Детского хора ВГТРК «5-й Канал», записанные на высококачественной профессиональной аппаратуре, — очень важный элемент самых различных эстрадных программ, основа прологов и финалов. В современных больших дворцах спорта без детских коллективов просто не заполнить пространство эстрадной площадки, а без этого нет нужной красочной «картинки» и для самого зала, и для телевизионной трансляции.
Примером удачного
использования детей-
На протяжении
всего театрализованного
Через главные ворота влетают мотоциклисты сопровождения, милицейские машины, к финишу бегут фотокорреспонденты, врачи с кислородными подушками и носилками, и вот... На дорожку стадиона влетает группа пяти-шестилетних карапузов на трехколесных велосипедах! Один из них вырывается вперед и бурно финиширует! Ему преподносят «желтую майку лидера», которая ему — до пят. Звучит туш. У «победителя» берется интервью, во время которого, на вопрос, давно ли вы занимаетесь спортом, звучит ответ: «С самого детства!». А на вопрос: «Кто же вас тренирует?» чемпион отвечает: «Бабушка!».
В последние годы дети, особенно белокурые от природы, активно осваивают роли «ангелочков с крыльями», которые почтительно распахивают двери на балах для элиты, например, в Константиновском дворце...
В эстрадных спектаклях для детей очень убедительно звучит стихотворная речь. Рифма помогает маленьким зрителям уловить смысл проносимого текста.
Это смыкается с практикой детских садов, где малыши разучивают разного рода песенки, зарифмованные пословицы, и т. д. Это же подтверждают, можно сказать, почти «бессмертные стихи» Маршака, С. Михалкова и ряда других прекрасных авторов. Если есть возможность зарифмовать текст детской программы, театрализованного концерта, новогоднего представления — это непременно следует сделать.
Практика использования самих детей, пары — мальчика и девоч-"•а? — в качестве ведущих школьного праздника в Ледовом дворце спорта дала хорошие результаты. Маленьким зрителям было приятно, что у микрофона «свои люди»! Ну, а то, что весь текст был заранее записан на фонограмму, такой ли это уж большой грех в данном случае? Прощаем же мы «фанеру» нашим «звездам эстрады...». При этом следует учитывать, что иногда хорошо записанная на профессиональной аппаратуре фонограмма спектакля звучит гораздо лучше, чем «живой звук», особенно когда речь идет о диалогах и массовых сценах, в которых без предварительной записи порой бывает не разобрать ни единого слова...
Разного рода детские эстрадные программы могут быть продолжением и как бы детским вариантом широко рекламируемых «взрослых мероприятий». Вместе с известными проходившими Третьими Всемирными Играми доброй воли были придуманы и проведены в ЦПКиО «Детские Игры доброй воли», включавшие в себя и спортивные соревнования, и игровые фрагменты, и концертную часть. Эта идея совсем не исчерпала себя и может служить основанием для последующих разработок.
Эстрадные представления и театрализованные праздники для детей — благодарная почва для творчества и сценаристов, и режиссеров, и исполнителей самых различных жанров. Более того, это несомненно замечательная школа для молодых деятелей эстрады.
Глава 2
Массовые праздники и представления
На тему сценарной разработки и постановки массовых праздников и театрализованных представлений сегодня есть достаточно много добротной учебной литературы. Этому направлению в разнообразии эстрадных жанров, если можно так сказать, повезло.
Во-первых, время идет вперед, происходят определенные изменения, которые накладывают отпечаток на эстраду, в том числе и в такой ее области, как массовые праздники. Во-вторых, на отдельных позициях драматургии массовых праздников, которые кажутся принципиально важными, хотелось бы особенно заострить внимание, чему и посвящена данная глава.
В-третьих, наш
обзор эстрадных сценарных
Массовые праздники и театрализованные представления имеют к эстраде самое прямое отношение, так как непременной — а нередко и самой главной частью массового праздника и, естественно, представления является та или иная форма концерта.
Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады сегодня немыслим ни один настоящий народный праздник.
Для нас принципиально важно другое. У любого массового представления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается.
Любое массовое представление включает в себя не только массовые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно выступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте.
Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количества в качество.
Являются ли массовые
праздничные представления
Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он получит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а главное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые становятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализованной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной.
Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, - большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления.
Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то разными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно.
На соответствующий лад были подтекстованы популярные песенки.
В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разумно учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это относится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадионах, и в поле, и в лесу, и на реке... Они должны разворачиваться, что называется, «на земле, в небесах и на море».
Мировая, да и наша отечественная практика со всей очевидностью показывают, что массовые праздники тогда становятся по-настоящему
красивыми и яркими, когда удается объединить эстраду и спорт, так сказать, культуру и физкультуру.
При создании
у нас сценариев больших
Массовая культура — это одно, а культура для масс и, соответственно, массовых праздников — это статья особая, требующая обостренного чувства ответственности у сценариста и режиссера.
И тем не менее массовые праздники, зародившиеся еще в седой древности, жили, живут и, конечно же, будут жить, принося много радости как их зрителям, участникам, так и режиссерам-постановщикам, сценаристам, артистам, спортсменам, общественным и государственным деятелям... То есть — народу.
И во имя этого следует трудиться на творческой ниве, не жалея ни времени, ни сил. Надо только не нарушать определенных, установленных эпохой, традициями и самой эстрадой правил...
Глава 3
Особенности восприятия
В свое время А. А. Хазин, один из лучших юмористов страны, на Всесоюзном семинаре по эстрадной драматургии в Москве большинство своих лекций заканчивал словами: «А теперь я хотел бы все сказанное мной взять в большие скобки и приписать: „Это я так думаю". А вы можете поверить мне на слово, или придумать что-нибудь другое, более верное, более интересное или смешное...».