Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:53, реферат
Цель контрольной работы – рассмотреть основные этапы развития самосознания отечественной культуры .Цель определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть культуру периода Древней Руси.
2. Изучить русскую культуру 14-17 веков.
3. Охарактеризовать особенности культуры периода русского Просвещения.
Введение
1. Культура Древней Руси
1.1. Языческая культура восточных славян
1.2. Принятие христианства и его влияние на культуру
2. Русская культура 14-17 веков
2.1. Русская культура во времена Московского царства (14-16 века)
2.2. Русская культура 17 века и её мировоззрение
3. Культура русского Просвещения
4. Русская культура Нового времени
5. Культурное развитие России в наше время
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение |
Стр.3 |
|
Стр.4 |
|
Стр.4 |
|
Стр.5 |
|
Стр.8 |
|
Стр.9 |
|
Стр.11 |
|
Стр.12 |
|
Стр.15 |
|
Стр.20 |
Заключение |
Стр.21 |
Список использованной литературы |
Стр.22 |
Введение
Историческое знание является необходимым элементом сохранения общества, содержанием его самосознания, синонимом общественного «я». Разрушение исторического самосознания неизбежно ведет к исчезновению социума, хотя сами его представители могут физически продолжать свое существование.
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Острую актуальность обсуждаемый вопрос имеет в контексте российских культурно-исторических проблем, прежде всего в свете настоятельной необходимости духовной консолидации нашей страны и обретения современной Россией своего идеологического «лица» в мировом сообществе. При безусловно преобладающем удельном весе русского народа в составе населения РФ и при решающей роли православно-русского культурного начала в общегосударственной жизни страны должное «лицо» Россия не может обрести вне связи с традиционными принципами русского самосознания. Между тем в отечественной истории встречаются как ранние проявления духовно насыщенного, религиозно возвышенного, весьма своеобразного православно-русского мировосприятия, так и слабость его собственно национальной культурной актуализации. До сих пор весьма затруднительно сказать, каковы именно русские акценты в сфере универсальной православной традиции, в чем выражается самобытность отечественной культуры и цивилизации, что означает быть русским в национально-духовном плане.
Цель контрольной работы – рассмотреть основные этапы развития самосознания отечественной культуры .Цель определила решение следующих задач:
Чтобы наглядней
представить сказанное, рассмотрим основные
этапы формирования отечественной культуры.
Древнейший слой отечественной культуры - языческая культура восточных славян. Догосударственный период культурного развития восточных славян охватывает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом.
На начальном этапе своего становления Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и одновременно с ней подошла к рубежу образования раннефеодального государства. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Однако впоследствии в результате воздействия на культуру Руси целого комплекса факторов определилось ее специфическое, не вписывающееся ни в рамки европейского, ни в рамки азиатского, место в культурогенезе человечества.
Языческая культура восточных славян является древнейшим слоем отечественной культуры. Примерно к VI в. из единой славянской общности выделилась восточнославянская ветвь. Возникли крупные объединения, которые включали до 100– 200 отдельных племен: поляне, древляне, вятичи, уличи, тиверцы, северяне, радимичи. Земледелие было главным занятием славян, кроме того, они разводили скот и охотились. Постепенно родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами. Для защиты от нападений несколько земледельческих общин вместе создавали городища-убежища, которые постепенно превращались в города. В VI в. возник Киев. Славянские города первоначально представляли собой крепости-села, имеющие больше военное значение, чем торговое или промышленное значение. Некоторые авторы связывают появление городов у славян с III–VIII в. Языческая религия занимала центральное место в культуре древних славян. Языческая символика проявляется повсеместно: в мотивах вышивки, фольклоре, в скульптурных изображениях, в зодчестве. Ученые выделяют три периода возникновения язычества у восточных славян: господство культа упырей и берегинь, культ рода как божества Вселенной, природы и плодородия; культ Перуна, покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства. Поэтапность процесса показывает, что язычество – это форма освоения человеком мира. На первом этапе становления язычества обожествлялись силы природы. Славяне поклонялись матери-земле, воде, населяя их всевозможными божествами, посвящали им праздники. Люди того времени думали, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи (упыри и берегини), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. Чтобы умилостивить их, люди делали жертвоприношения. Второй этап славянского язычества характеризуется культом предков и земледельческими культами. «Род и Роженицы» выдвигаются на первое место. Основными божествами на этом этапе были: Род – творец Вселенной, Роженицу – богини плодородия, Ярило и Купала – помощники Рода. В VI в. Перун вытесняет Сварога и становится во главе пантеона восточнославянских божеств. Это был третий этап развития язычества, появился бог небесный, удаленный от мира. Существовали довольно развитые формы языческой обрядности. Языческие храмы восточных славян представляли собой деревянные рубленые постройки. Обряды совершались в природном окружении, храм являлся лишь центром, где хранились изображения божеств. Обряды сопровождались театральными действиями, песнями, плясками, игрой на различных музыкальных инструментах, заговорами. В конце IX–X в. начало формироваться новое государственно-феодальное образование, которому - была необходима духовная сплоченность земель. Большим препятствием объединению племен в единое государство было многобожие. Потребовалась религия с единым абстрактным богом, которая утверждала бы единство по вероисповедальному признаку. Владимир сделал серьезный исторический и культурный выбор, крестив Русь. После этого духовная жизнь Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм: возникла ситуация «двукультурья», «двоеверия». Двоеверие сказывалось на всех аспектах жизни людей» на развитии философско-мировоззренческих идей, эстетических представлений. Памятники древнерусской культуры имеют признаки, характеризующие оба мировоззрения, они отображают то элементы православной веры, то мифологической.
Начало средневековья
в Европе, как правило, связывают с переходом
от язычества к христианству. И в нашей
истории принятие христианства стало
важным рубежом. Объединение Древнерусских
земель в единое государство поставило
перед великими князьями важную задачу
- дать вошедшим в него племенам единую
духовную основу.
В 980 г. великий князь киевский Владимир
предпринял меры по укреплению и унификации
языческих верований, предложив единый
пантеон богов для всех Древнерусских
земель.
Реформа оказалась неудачной, так как многие народы, входившие в Древнерусское государство, не приняли единого пантеона, а продолжали поклоняться своим племенным богам. И тогда Владимир избрал иной путь. В это время быстрыми темпами шел процесс христианизации европейских народов, которые принимали христианство или из рук Римского папы или Константинопольского патриарха в Византии. Начали формироваться христианский и мусульманский миры. В этих условиях Русь должна была определиться в выборе веры.
Христианство явилось духовной основой европейской цивилизации. Выбор Владимира в этом смысле был верен. Из двух наиболее значимых ветвей христианства: католичество и православие, он выбрал православие или ортодоксальное христианство.
Выбор православия позволил Руси сохранить независимость и самостоятельность от духовно-религиозной власти римского папства. В то же время, она оказалась в состоянии противостояния и с восточноазиатским миром (впоследствии миром ислама) и с католической Западной Европой. Постоянная угроза утраты независимости скрепляла русские княжества и подталкивала русский народ к объединению. Постепенно Русь превратилась в Россию - большое независимое государство.
Распространение христианства на Руси
в различных социальных слоях происходило
поэтапно:
• к XI-XIII вв. завершилось его принятие
высшими слоями общества, элитой;
• примерно ко втор. пол. XIII в. оно было
принято городским населением.
В массе же крестьянского населения христианство
получило распространение и стало истинной
верой только ко второй половине XVI в.
Принятие христианства оказало влияние
на все стороны культурно-исторического
процесса в России.
Среди его социокультурных последствий
имевших единовременный или постоянный
характер, можно выделить:
• принятие новой веры и переход от политеизма
к монотеизму;
• постепенная христианизация Руси (X-XVI
вв.);
• искоренение язычества и борьба с остатками
древней веры, обрядами, обычаями, праздниками
и т.п., которая растянулась на столетия
ввиду того, что языческие верования были
тесно связаны с хозяйственной деятельностью,
природой, естественными потребностями
и желаниями человека, основывались на
оптимизме и жизнелюбии;
• гонения церкви на устные предания,
языческую мифологию и фольклор, в результате
чего они не были своевременно закреплены
в письменной традиции (записи начались
только с конца XVII в.) и не воспринимались
как составная часть истоков, корней отечественной
культуры;
• формирование и длительное существование
православноязыческого синкретизма или
«двоеверия»;
• христианская проповедь милосердия,
смягчения нравов, отказа от кровной мести,
многоженства, рабовладения, кровавых
жертвоприношений и т. п.;
• становление русской православной церкви
как института и духовенства (священства
и монашества) при поддержке княжеской
власти, складывание церковной иерархии;
• появление и распространение монастырей,
формирование монастырской культуры;
• внедрение в народный быт новой христианской
обрядности - крещения, венчанья, отпевания,
православных праздников - святцев и т.д.;
• утверждение нового типа сознания, православной
системы ценностей, в основе которой были
жесткие ограничения, строгое выполнение
нравственных принципов, религиозная
этика, для которой характерно вычленение
грехов, символизирующих отпадение человека
от Бога и святости как идеала, противоположности
греха;
• ориентация человека - верующего христианина
на покорность и смирение, духовное преображение,
стремление к самоусовершенствованию,
что стимулировало распространению такого
феномена русского православия как духовность;
• появление отечественных православных
святых (первыми были канонизированы представители
княжеской династии Рюриковичей Борис
и Глеб);
• распространение письменности (кириллицы),
обучение грамоте и формирование письменной,
книжной культуры;
• развитие древнерусской литературы;
• распространение церковного и светского
каменного строительства (архитектура
церковная);
• появление изобразительного искусства
- иконописи, фрески, мозаики, миниатюры;
• влияние церкви на общественно-политическую
и хозяйственную жизнь страны.
Древнерусская архитектура
- явление эпохи, когда религия была господствующей
формой идеологии, и естественно, что основная
линия ее художественного развития лежала
в этой сфере или испытывала ее влияние.
До нашего времени
сохранились преимущественно каменные
и кирпичные постройки: храмы, реже дворцовые
сооружения и крепости. Уцелела лишь ничтожная
часть того, что было построено. Кроме
того, большая часть памятников сохранилась
в барочном наряде ХУ11-ХУ111 вв. Многие из
построек сохранились лишь в фундаментах,
позволяющих реконструировать облик сложных
сооружений не всегда полностью. Деревянные
же сооружения, господствовавшие в древнерусском
строительстве, практически не сохранились
(остались лишь деревянные памятники позднейшего
времени, ХУ11-ХУ111вв.).Поэтому наши представления
об архитектуре Древней Руси в известной
мере односторонни.
К Х веку Русь обладала
уже развитым искусством архитектуры,
имевшим глубокие исторические корни.
Однако традиционного деревянного зодчества,
сложившегося во времена язычества, оказалось
явно недостаточно при феодальном строе
и господстве христианской религии. Новым
задачам более отвечала каменная монументальная
культовая архитектура. Она, как и новая
религия пришла из Византии, бывшей в Х-Х1
вв. наиболее передовой страной Европы.
Культовое зодчество
имело особое значение в феодальной христианской
культуре. Храм являлся образом мироздания,
центром общественной жизни и средоточием
всех видов искусства. В нем произносились
блестящие ораторские «слова» и «поучения»,
пелись величавые песнопения. В архитектуре,
стенной живописи и иконах воплощались
представления о строении мира, его истории
и его будущем. Сам внешний облик церквей,
с которыми не могли соперничать даже
княжеские дворцы, производили огромное
впечатление на простолюдинов.
Планировка церковных
зданий отражала практические потребности
богослужебного обряда, а их конструкция
диктовалась развитием строительной традиции.
Но этой традиции деятели церкви стремились
придать некий высший смысл. По теории
одного из учителей христианства Симеона
Солунского, христианский храм изображает
весь мир: первая часть храма - алтарь,
служит образом «поднебесных и горних
обителей с престолом божьим», средняя
часть символизирует видимый мир: верх
- небо, а низ - то, что находиться на земле,
притвор - низшие части земли.
Вышеперечисленные социокультурные последствия принятия христианства не являются исчерпывающими, но все они сказались на развитии русской культуры.
XIV и XVII века – время развития единого русского государства во главе с Москвой – "московского царства". После падения Византии и завоевания Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника империи, государства-хранителя православия.