Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель данной работы – выявить автобиографические черты в произведениях Кафки.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
1) Франц Кафка как личность и как писатель, основные этапы биографии.
2) Проблема модернизма в творчестве Ф.Кафки
3) Сравнение сюжетов и героев произведений с жизнью самого Ф. Кафки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Мир Кафки……………………………………...…………………………5
1.1 Кафка как личность и как явление……………………………………….5
1.2 Кафка в дневниках………………………………………………………...8
1.3 Франц Кафка и модернизм……………………………………………...15
Глава2 Автобиографические мотивы в творчестве Ф. Кафки………………..20
2.1. Роман "Процесс".......................................................................................25
2.2. Рассказ "Превращение"…………………………………………………29
2.3. Тайна притч Кафки………………..………………………………….....29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………....36.
После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле.
Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь «Дорогие родители, - сказала сестра, - так жить нельзя. Если вы этого, может быть не понимаете, то я это понимаю. Мы должны избавиться от него. Мы сделали всё, что было в человеческих силах, мы ухаживали за ним и терпели его, нас, по-моему, нельзя ни в чём упрекнуть. – Она тысячу раз права, - сказал отец тихо».
Сороконожка Грегор подползает к двери, открывает её челюстями и появляется в столовой семейства Замза: он спешит поскорее проглотить свой завтрак, чтобы мчатся на вокзал…Однако отец в припадке гадливости загоняет перевоплощенного Грегора назад в комнату.
Индивидуальное отчуждение Кафки усугублялось и его взаимоотношениями с семьёй, прежде всего с отцом. Сын и отец были совершенно разными людьми, не способными понимать друг друга:
«Я – худой, слабый, жалкий, – писал Франц в «Письме к отцу» – ты – сильный, большой, широкий » (Hoch., 168).
«Отец же
был хоть и здоровым, но старым
человеком, он уже пять лет
не работал и не очень –
то на себя надеялся; он очень
обрюзг и стал поэтому
Следы кафковской вражды с отцом весьма заметны в его творчестве. Сороконожку Грегора ненавидит и третирует отец; даже является виновником его смерти: «Он (отец Грегора) наполнил карманы содержимым стоявшей на буфете вазы для фруктов и теперь, не очень – то тщательно целясь, швырял одно яблоко за другим. Одно яблоко задело Грегору спину, но скатилось, не причинив ему вреда. Зато другое, накрепко застряло в спине у Грегора.» Тяжёлое ранение, от которого Грегор страдал более месяца (яблоко никто не отважился удалить, и оно так и осталось в теле наглядной памяткой) повлекло за собой смерть.
Жизнь Грегора Замзы, пусть и в облике насекомого, закончилась, как это часто бывает у писателя на страницах его произведений, трагической, еле заметной усмешкой: бедного насекомого из бывшего родного дома служанка выбрасывает, как никому не нужный мусор. Образ Грегора Замзы находится в ряду зооморфных образов Ф.Кафки – это шакалы («Шакалы и арабы»), собака – философ («Исследования одной собаки»), лошадь («Сельский врач») и др. У Кафки нет чёткой границы между человеком и животным (насекомым): люди могут стать животными, а животные – людьми.
Смерть Грегора поднимает его над враждебным ему миром: познав самого себя, он по крайней мере понимает невыносимость своего положения. Превращение в насекомое служит, с одной стороны, приговором, вынесенным герою рассказа, но с другой – морально оправдывает и трагически его возвышает. Отчуждение Грегора Замзы возникающее внутри семьи и потому имеющее характер всеобщности, передаёт черты личной ситуации Ф. Кафки, который писал «Я живу в своей семье более чужим, чем самый чужой».
2.3. Тайна притч Кафки.
Кафка рано нашёл подходящую для себя художественную форму – притчу, иногда сводящуюся к моральной сентенции, иногда превращающуюся в развёрнутую метафору. Многие его произведения строились как развёрнутые, разветвлённые символы, смысл которых нередко отлетал от почвы реальности и становился отвлечённым, необъяснимым.
Первоначальная посылка его притч или новелл, как правило, всегда обладает видимостью достоверности, будничной простоты, подкупающей ненавязчивости. Однако, развиваясь, обрастая оттенками и подробностями, она видоизменяется, поначалу не очень заметно, постепенно, но упорно и настойчиво переводя исходное рациональное суждение в нечто противостоящее не только здравому смыслу, который всегда третируется Кафкой за приземлённость, но и разуму, считающемуся с закономерностями объективного мира. Парадоксальность ситуации и логической конструкции, лежащей в основе кафковской притчи или новеллы, должна была подчеркнуть и подчёркивала алогичность самого мира, зыбкость, непрочность, неустойчивость человеческого существования, порабощённость человека неведомыми силами, властно распоряжающимися его судьбой и жизнью.
Для него человек – отнюдь
не властелин природы, гордо
утверждающий себя в жизни.
человек для Кафки – пасынок
бытия, персть, комок глины, незащищённое,
слабое, бессильное существо, всеми
фибрами ощущающее свою
Человеческая натура не только
отделена от жизни, замкнута
в себе, но она не измена
и постоянна. Человек может
сбросить с себя прошлое,
Если Кафка был вполне убеждён
в могучей, всепроникающей
Всепроникающая
сила зла разъединяет,
Он
любил описывать узкие
Эта
картина извлекается и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Творчество Кафки – это стремление совершить невозможное, высказать не высказываемое, запечатлеть неуловимое. Это вечно неготовое, блуждающее, переливающееся само в себя искусство. Сами тексты Кафки рассыпчаты, неторопливы, бесконечны и неизменно – не завершены. «Бесспорно: все, что я заранее, даже ясно ощущая, придумываю слово за словом или придумываю лишь приблизительно, но в четких словах, за письменным столом, при попытке перенести их на бумагу, становится сухим, искаженным, застывшим, мешающим всему остальному, робким, а главное – не цельным, хотя ничто из первоначального замысла не забыто».
Тексты Кафки – апофеоз незаконченности, и проявляется это не только в романах (не законченных даже с формальной точки зрения), но и в новеллах (завершенность которых, казалось бы, незыблема, ведь многие из них были изданы самим писателем). Каждое произведение Кафки – это одновременно и весь его мир, и вся его жизнь в миниатюре и одновременно лишь осколок этого мира. Это как рассказы в рассказах, как сказки Шахерезады, только поднятые на уровень философии, его тексты одержимы стремлением оттянуть грядущее. Во многом это окажется близким экзистенциализму, в первую очередь – Сартру с его категорией «отсрочки». Но у Кафки это застывшее настоящее еще больше поражает своим непомерным ужасом. Как бы его герои ни старались вырваться из колеи настоящего, им это никогда не удается. «Мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца настолько слаб, что взгляд ищет его и снова теряет».
Произведения
Кафки в значительной мере
были прямым продолжением, фиксацией,
записью его внутренних
Библиография.
1) Батай Ж. «Литература и зло» - М., 1994.
2) Бурсов Б. «Реализм вчера и сегодня» - Л., 1967.
3) Бурсов Б. Реализм вчера и сегодня. Л., 1967.
4) Затонский Д. Смерть и рождение Франца Кафки //Иностранная литература. 1959.
5) Затонский Д. Хватит бояться Франца Кафки //Новое время. 1988.
Информация о работе Автобиографические мотивы в творчестве Франца Кафки