Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:32, статья
Его именем открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Перед его умом преклонялся Пушкин. Он вошел в историю литературы, написав одну гениальную комедию «Горе от ума», а в историю музыки – создав один выдающийся вальс. Он трагически погиб в Персии, не дожив до сорока лет, но задолго до преждевременной и страшной физической смерти он испытывал горькую и опустошающую внутреннюю трагедию. Прочитав его биографию, сложно не заинтересоваться его судьбой…
Введение.
А. С. Грибоедов как образ «декабриста в повседневной жизни».
2.1. «Декабрист в повседневной жизни» /Ю. М. Лотман/ как явление русской культуры начала XIX века.
Портреты декабристов и особенности их бытового поведения как феномен этикета.
А. С. Грибоедов в повседневной жизни.
Чацкий и Грибоедов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Декабристов отличала огромная любовь к Родине. Грибоедовым также овладевало «…пламенное патриотическое чувство» (Вл.Орлов). (с.34 [14]). По словам современников, «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа» (Белинский). (с.13 [4]).
Таким образом, сходство характера, тип поведения у А.С.Грибоедова и декабристов определенно прослеживался. Для завершения сравнения хотелось бы привести слова Рылеева, которые он произнес 14 декабря на площади: «Мы дышим свободою». (9). Эти слова лучше всего показывают, в чем были совершенно единодушны и похожи Грибоедов и декабристы и все прогрессивное дворянство того времени.
В 20-х годах 20 века в свет вышел роман Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», рисующий трагическую судьбу А.С.Грибоедова. Этот роман занимает особое место в своеобразной тыняновской трилогии, посвященной пушкинской эпохе. Грибоедов предстает перед нами не только как дипломат, но и как художник, чьи новые замыслы не могут быть завершены, и как автор проекта экономического преобразования Закавказья, осуществить который ему тоже не дано. В итоге книга вырастает в роман о судьбе поколения; о тех, кто готовил декабрьское восстание, пережил его поражение и вынужден, преследуя при этом свои цели, сотрудничать с победителями. Драматизм «Смерти Вазир-Мухтара» порожден не только противопоставлением людей двадцатых и тридцатых годов, стоящих по обе стороны исторической «трещины». Ведь главным героем здесь выступает человек, через жизнь и сердце которого прошла эта трещина. Тыняновский Грибоедов пытается своей деятельностью связать две эпохи и в новых условиях жизни России не так, как этого требуют Николай и вся его бюрократическая машина, а в духе идей и идеалов декабризма. Поэтому драматизм «взрывных» изменений, крутых поворотов в ходе истории особенно остро выражает себя именно в его судьбе. О главном герое романа М.Горький сказал: «Грибоедов замечателен, хотя я и не ожидал встретить его таким. Но вы показали его так убедительно, что, должно быть, он таковым и был. А если не был – теперь будет».
До того, как я прочитала роман Тынянова, я и предположить не могла, насколько он был разноплановым человеком: с одной стороны, прекрасным дипломатом, с другой – прекрасным писателем. До прочтения я знала Грибоедова только как писателя. А оказалось, что главным делом его жизни все-таки была политика, в которой он достиг больших успехов. Также я была очень удивлена, что у Грибоедова такая трагическая смерть. Я согласна со словами Горького. Грибоедов был на самом деле замечательным.
3. Грибоедов и Чацкий.
Похож ли образ Чацкого в произведении «Горе от ума» на своего создателя? Попробуем сравнить создателя образа и сам образ.
Пьеса Грибоедова
«Горе от ума», написанная, по
словам Белинского, в «последнее
время французского
В комедии есть лишь один персонаж, в котором отражены многие важные черты личности автора. Чацкий — это тот единственный герой, которому автор доверяет свои взгляды и мысли, который много общего имеет с автором в характере и поступках. Но Чацкий — далеко не литературный автопортрет А. С. Грибоедова, он во многом, хотя, наверное, не в главном, отличается от него, не говоря уже о том, что, как почти всякий литературный герой, Чацкий во многом условен.
Чацкий — молодой,
искренний, смелый до дерзости,
с неуравновешенным, нервным характером;
в нем огромный запас сил,
и он необычайно активен,
Воспоминания людей,
знавших Грибоедова, позволяют заметить
его черты в характере Чацкого.
Да, Чацкий умен. Он
«не только умнее всех прочих
лиц, — замечает Гончаров в
статье «Мильон терзаний», —
но и положительно умен. Речь
его кипит умом, остроумием». Ум
Чацкого сверкает в его пылких
монологах, в его метких
И Чацкий, и Грибоедов
— люди декабристского круга,
наиболее вольнодумного и
Вероятно, Грибоедов не был членом Северного общества, но он был посвящен во многие его дела и, по его собственному признанию, «брал участие» в смелых суждениях насчет правительства: «осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего». Он разделял главные убеждения декабристов: ненависть к крепостничеству, стремление к образованию конституционной монархии, горячий патриотизм и гордость всем русским («Я хочу быть русским», — говорил он), любовь к просвещению, наукам и искусствам. Те же убеждения защищает в комедии Чацкий. Как и Чацкому, Грибоедову свойственны лучшие нравственные качества декабристов: высокий, истинный гуманизм, неравнодушие к судьбе Родины, к судьбам своих соотечественников, пылкое желание помочь им. Он сам признавался, что для него «ничего нет чужого, страдает болезнею ближнего». Но ведь и о Чацком Софья сказала: «К несчастью ближнего вы так неравнодушны». И пусть в ее словах была злая ирония, но разве они не правдивы?
Пушкин говорил, что Чацкий не умен, так как он высказывает свои взгляды в фамусовской гостиной, где слово его не будет услышано. Может быть, где-то здесь происходит разрыв в единстве характеров автора и героя. Очевидно, Грибоедов, предвидя поражение декабристов, не одобрял их мечты о перевороте; в отношении же Чацкого мы можем быть уверены: найди он друзей среди декабристов — он вышел бы 14 декабря на Сенатскую площадь. Но все же эти различия не так уж велики. Прежде всего нужно оправдать Чацкого: не так глупо он себя ведет. Он защищает свои взгляды, он не может иначе. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.
Но его поведению
можно найти другое объяснение.
Как всякое искусство,
Да, дело декабристов было обречено на провал. Да, слово Чацкого не нашло и не могло найти отклика в фамусовском обществе. Но дело декабристов «не пропало». И, предсказывая неудачу «сотне прапорщиков», Грибоедов не утверждает бессмысленности их бунта. Так уже не бессмыслен и протест Чацкого против фамусовского общества. Другой на месте Чацкого мог и помолчать, Чацкий не может. Людям, подобным Чацкому, их идеи дороже личного счастья и покоя.
Дело Чацкого часто
терпит поражение в жизни, но
оно побеждает исторически.
В пьесе Чацкий
унижен и побежден, но от его
появления и до последней
Грибоедов не идеализирует
Чацкого, показывая его
Чацкий — образ
типический и социально
Грибоедова давно нет, история его времени все менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своем герое, чем как историческое лицо. Как человек Грибоедов многограннее и шире Чацкого, но для нас Чацкий — более яркая, более выпуклая фигура, потому что в нем сконцентрировано все то лучшее, что ценит в человеке Грибоедов, потому что он необычайно выразительно нарисован.
Обличение светского
общества в комедии обеспечило
ей шумный успех среди
4. Заключение.
Изучив материалы о
Информация о работе А. С. Грибоедов как образ «декабриста в повседневной жизни»